По специальности «финансы и кредит»

МЕТОДИЧЕСКИЕ Рекомендации

по оформлению выпускных квалификационных работ

По специальности «финансы и кредит»

Сыктывкар 2011

Методические рекомендации составлены на основании государственного образовательного стандарта, рекомендаций Учебно-методического объединения по специальности 080105 «Финансы и кредит»

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры Банковского дела,

протокол № 1 от «___» сентября 20___ г.

Заведующий кафедрой, к.э.н., доцент ___________________ Алексеева В.Д.

подпись

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры Финансового менеджмента,

протокол № 1 от «___» сентября 20__ г.

Заведующий кафедрой, к.э.н., профессор __________________ Бадокина Е.А.

подпись

Составители программы:

Заведующий кафедрой Банковского дела,

к.э.н., доцент ___________________ Алексеева В.Д.

подпись

Заведующий кафедрой Финансового менеджмента,

к.э.н., профессор __________________ Бадокина Е.А.

подпись

Заведующий

учетно-финансовым межкафедральным

учебно-методическим кабинетом

финансово-экономического факультета __________________ Т.В.Десятова

подпись

Содержание

1 Значение выпускной квалификационной работы для подготовки специалиста. 4

2 Выбор и обоснование темы выпускной квалификационной работы... 5

3 Структура и содержание выпускной квалификационной работы... 6

4 Краткое содержание частей выпускной квалификационной работы... 7

5 Рецензирование и допуск к защите выпускной квалификационной работы... 13

6 Подготовка доклада к защите. 14

7 Подготовка к защите и зашита выпускной квалификационной работы... 15

8 Структура и описание документов для допуска выпускной квалификационной работы к защите 17

9 Порядок защиты выпускной квалификационной работы... 21

10 Оформление выпускной квалификационной работы и приложения. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ... 33


1 Значение выпускной квалификационной работы для подготовки специалиста

Экономист-финансист как специалист формируется в течение всего срока обучения в университете. Завершающим этапом его подготовки является выпускная квалификационная работа, значение которой необходимо рассматривать как минимум с трех различных сторон: со стороны студента, с позиции Государственной аттестационной комиссии, со стороны организации, на материалах которой выпускная квалификационная работа выполнена.

Для студента значение выпускной квалификационной работы заключается в возможности применения накопленных им теоретических знаний, практического и жизненного опыта для самостоятельного выполнения сложного анализа финансовой деятельности предприятия в той или иной области экономики, а также для правильной формулировки обобщений и выводов, демонстрации своих способностей и подготовке конкретных предложений, направленных на дальнейшее повышение эффективности отдельных финансовых операций и финансового управления организацией, убедительного аргументирования своих предложений, доказательства путем финансово-экономических расчетов их экономической целесообразности.

Для Государственной аттестационной комиссии (ГАК) значение выпускной квалификационной работы сводится к тому, что она получает эффективное средство оценки уровня теоретических знаний и практических навыков каждого выпускника, его готовности самостоятельно выполнять функции экономиста. Кроме того, по совокупности защищенных дипломных работ ГАК может объективно судить об общем уровне подготовки специальности вуза, о качестве прохождения студентами производственной практики и, наконец, о качестве руководства дипломными работами со стороны выпускающей кафедры.

Для организации, на материалах которого выполнена работа, ее значение заключается в объективности, тщательности и глубине проведенного студентами анализа, практической ценности сформулированных им предложений, рекомендаций, методов обоснования финансовых и инвестиционных решений.

Такую тройственную характеристику значения выпускной квалификационной работы непременно должны учитывать ее автор, научный руководитель и выпускающая кафедра.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения выпускной квалификационной работы должен решить следующие задачи:

1. Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и значение для финансового управления предприятием (организацией, фирмой).

2. Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

3. Изучить состояние внешней и внутренней среды функционирования организации и характер ее влияния на изменение финансово-экономических показателей работы конкретного предприятия.

4. Собрать необходимый статистический и фактологический материал для проведения финансового анализа (конкретных операций, видов деятельности, отдельных структурных подразделений, организации в целом).

5. Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования.

6. Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации, компьютерные технологии.

7. Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности использования финансовых ресурсов и финансовой деятельности организации.

8. Оформить дипломную работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

9. Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.

Введение

Это вступительная часть выпускной квалификационной работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 5% от общего объема выпускной квалификационной работы.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5% от общего объема выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа должна состоять из введения, трех глав и заключения. При необходимости в состав выпускной квалификационной работы вводят приложение (таблицы вспомогательного назначения) и обязательно список использованной литературы. Примерное соотношение и содержание разделов в ней следующее:

Введение - значение и актуальность избранной темы, цель и задачи, объект исследования, научный инструментарий 2-3 стр.

Глава 1 - изложение основных теоретических и методических положений по теме выпускной квалификационной работы (13 с).

Глава II - анализ объекта исследования и технико-экономическая оценка изучаемой стороны деятельности предприятия (организации) (20 с.)

Глава III - основные практические мероприятия, направленные на совершенствование работы изучаемого объекта и их экономическая эффективность (13 с).

Заключение. Основные выводы и рекомендации по всем главам работы. (3.)

Список использованной литературы (1-2).

Приложения.

Такая структура выпускной квалификационной работы является примерной и может быть изменена в соответствии со спецификой изучаемого объекта и проблемой исследования.

Общий объем выпускной квалификационной работы - без приложения при структуре 3 главы - 50 страниц машинописного текста.

Выпускная квалификационная работа как вид научного исследования должна отражать способность студента самостоятельно применять теоретические положения, методические разработки и опыт передовых предприятий, а также зарубежный опыт в решении проблем управления финансами конкретного предприятия.

В процессе выполнения дипломных работ необходимо проявить свою профессиональную подготовку, показать навыки самостоятельного исследования и коллективной работы. Без умения работать с информацией, выработать свою точку зрения на исследуемую проблему, внедрять новаторские идеи в практику не может быть современного финансового менеджера.

В процессе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен уметь:

- поставить и сформулировать проблему исследования в соответствии с избранной темой;

- проработать специальную литературу по проблематике исследования;

- сформулировать гипотезу или положения, вытекающие из проблематики исследования;

- продумать методику сбора информации и основные этапы его проведения;

- составить план выполнения основных этапов сбора информации;

- продумать общую концепцию всей работы и т.д.

Учитывая дефицит времени, отводимого на дипломную работу студент при выборе темы должен знать, какими плановыми, нормативными, отчетными и аналитическими материалами предприятия он может располагать в процессе исследования и какие наблюдения, анализ, финансовые расчеты ему придется выполнять.

Разумеется, в дипломной работе лучше использовать фактический материал, полученный путем собственных наблюдений, а также с помощью обработки первичных документов, чем заимствовать готовые данные финансовой службы предприятия. При использовании готового материала, последний должен быть глубоко осмыслен и критически оценен. При этом нужно четко разграничить материалы, позаимствованные на предприятии, от материалов, которые получены из литературных источников.

Материалы предприятий подбираются целенаправленно. Целесообразно заранее продумать и составить макеты разработанных и аналитических таблиц, графиков, схем и диаграмм.

При возникновении вопросов студент может получить квалифицированную консультацию у преподавателей - специалистов в области экономики предприятий, бухгалтерского учета, статистики, а также по экономико-математическим методам и моделям.

Разработка каждой составной части работы имеет свои особенности.

Во введенииследует раскрыть актуальность темы, определить цель и основные задачи работы, сформулировать научную новизну и практическую значимость работы, определить объект и предмет, структуру, хронологические рамки, информационную базу исследования, указать направления реализации полученных в работе выводов и предложений.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных элементов введения.

Для раскрытия актуальности выбранной темы необходимо определить степень проработанности этой темы в других трудах, а также показать суть проблемной, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умениеотделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

В работах студенты часто делают ошибку, когда формулируют актуальность темы путем указания необходимости решения какого-либо вопроса. Принято считать, что для ответа на вопрос вполне достаточно старого знания. Специфическим признаком проблемы является то, что для нахождения ее решения необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Следовательно, для науки вопрос проблемой не является. Поэтому если необходимость подготовки работы вызвана каким-либо возникшим вопросом, то работа по решению такого вопроса не может квалифицироваться как научная.

От доказательства актуальности выбранной темы целесообразно перейти к формулировке цели работы. Цель - есть мысленный, идеальный образ, предвосхищающий результаты деятельности, конечный итог работы.

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем анализа и нахождении новых закономерностей между экономическими явлениями. Правильная постановка цели - процесс не менее важный, чем формулирование выводов.

Исходя из развития цели работы определяются задачи Это обычно делается в виде перечисления (проанализировать., разработать., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.) Формулировки задач необходимо делать тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов выпускной квалификационной работы. Это важно также и потому, что заголовки разделов довольно часто рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения Вам целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение задач работы.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Научная новизна выпускной квалификационной работы обычно заключается в уточнении отдельных понятий, составных частей экономических процессов или явлений.

Научная новизна неразрывно связана с практической значимостью работы. Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий по повышению обоснованности и эффективности финансово-управленческих решений на предприятии.

Объект изучения - это явление, на который направлена исследовательская деятельность субъекта. Предмет изучения - это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта. Указание в работе объекта изучения раскрывается только в том случае, когда необходимо, исходя из характера выбранного объекта, детализировать, что же конкретно будет исследоваться. Не трудно заметить, что, как правило, необходимость раскрытия предмета изучения возникает тогда, когда объект выбирается как уровень какой-либо иерархии.

Важным элементом введения являются направления реализации полученных выводов и предложений. Полученные автором результаты могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов, в практике деятельности организаций (что подтверждается соответствующими актами). Такой составной частью введения отличаются далеко не все работы. Однако наличие направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую теоретическую и практическую значимость.

При работе над введением нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитывают все, кто будет ее оценивать), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

Содержание основной части должно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная работа - это не сумма ее составных частей. Можно написать великолепные три отдельные главы(вопроса), которые любой научный работник посчитал бы за честь назвать своим трудом. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетворительную дипломную работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего. Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности. Отдельные мысли автор высказывает в предложениях. Предложения, имеющие единую тему, объединяют в абзацы. Абзацы одного раздела или вопроса должны быть последовательно связаны друг с другом.

В первой главе нужно рассмотреть основные теоретические положения исследуемой проблемы, ее место в системе финансового механизма предприятия, опыт передовых предприятий, проблемы и трудности решения изучаемых вопросов. Для этого главу следует разбить на два, три или четыре относительно самостоятельных, но взаимосвязанных параграфов. Каждый параграф посвящается какому-либо одному из важнейших теоретических аспектов проблемы. Например, в первом параграфе желательно раскрыть сущность экономической категории (явления), ее место в системе финансово-экономических категорий и взаимосвязь с ними.

Во втором параграфе рассматривается теоретическое и прикладное значение данной экономической категории для экономики и финансов страны, отраслей конкретной организации.

В третьем параграфе можно показать достигнутый уровень теоретической разработки и практического решения исследуемой проблемы с указанием положительных моментов, недостатков и упущений со ссылками на литературные источники и примерами из практики. Здесь автор должен наметить перспективы дальнейшего развития или разработки данной проблемы.

В четвертом параграфе рассматривается инструментарий и методика исследований. Если методика исследования не оригинальна, четвертый параграф можно не выделять, а его материал лучше присоединить к третьему параграфу.

Первая глава должна быть написана в проблемном плане. Это означает, что студент не должен переписывать известные истины из учебников, а осмыслить данное явление, проанализировать, как оно освещено в литературе, выяснить нерешенные, спорные или неточные моменты и четко выразить свое отношение к данному явлению или вопросу.

Несмотря на то, что первая глава теоретическая, в ней можно использовать иллюстрационный материал в виде таблицы, схем, графиков, диаграмм и т.д.

Вторая глава должна представлять собой анализ состояния изучаемых вопросов на конкретной организации. При этом нужно раскрыть основные технико-экономические показатели работы организации, а затем более детально проанализировать реальное положение по изучаемым в данной дипломной работе проблемам. Здесь выясняются положительные и отрицательные моменты, вскрываются причины недостатков.

Сбор информации по теме выпускной квалификационной работы предполагает не только способность студента анализировать статистический материал, но и умение беседовать со специалистами, делать правильные выводы и обобщения, используя при этом разнообразные методы обработки экономической информации.

В структуре и содержании выпускной квалификационной работы третья глава - основная. В ней студент должен дать конкретные, экономически обоснованные предложения по совершенствованию того или иного элемента механизма финансового менеджмента.

В каждой части выпускной квалификационной работы нужно делать самостоятельные выводы, органически увязывая их между собой и подчиняя основному направлению темы. Характер и содержание предлагаемых мероприятий должны основываться на анализе, выполненном во второй главе работы.

Необходимо аргументировать свои предложения.

Заключение пишется для того, чтобы читатель, не располагающей достаточным количеством времени для подробного ознакомления с содержанием выпускной квалификационной работы, мог получить представление о том, в какой мере автору удалось достигнуть сформулированных во введении целей. Для этого на 2-3-х страницах кратко излагаются в обобщенном виде важнейшие теоретические положения первой главы, выводы из анализа, описанного во второй главе, и предложения, сформулированные в третьей главе.

В заключенииработы излагаются краткие выводы по теме, характеризуется степень раскрытия ее, определяется, достигнуты ли цель и задачи работы. Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез последовательное, логически стройное изложение полученных выводов в их соотношении с целью работы и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое "выводное знание", которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов (вопросов), а должно содержать главные итоговые результаты всей работы.

Завершив написание текста работы, следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Следует обратить внимание на то, чтобы указанные во введении формулировки научной новизны, практической значимости были раскрыты в работе. Научная новизна раскрывается чаще всего в первой главе (разделе). Практическая значимость работы должна раскрываться в третьей (а может быть и в другой главах) работы. Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.

Если при анализе введения выявляется несоответствие введения основной части, то, как правило, корректировке подвергается введение.

При анализе заключения обращается внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении ее не ставить.

Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.

В список использованной литературы включают опубликованные материалы, которыми студент пользовался при подготовке выпускной квалификационной работы: цитаты, цифры или другие заимствования из первоисточника. На все указанные в списке источники должна быть ссылка по тексту.

В приложение обычно вносятся большие таблицы и схемы вспомогательного или справочного характера.

Подготовка доклада к защите

Для подготовки к защите целесообразно подготовить тезисы своего доклада. Работу над тезисами следует начинать сразу же после представления работы на кафедру и продолжать после ознакомления с отзывом и рецензией.

Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам (вопросам), а логику получения самых значимых результатов.

Студенту следует учесть следующие советы при подготовке текста своего доклада:

• использовать простые слова и простые утвердительные предложения;

• повторять существительные, избегать местоимений;

• записывать цифры, отделяя каждые три знака с правой стороны точкой (чтобы не пришлось считать нули).

Перед защитой необходимо еще раз тщательно изучить все материалы, так как некоторые положения и логические рассуждения могут оказаться забытыми.

Следует подготовить необходимый иллюстративный материал для проведения доклада без обращения к конспекту.

Иллюстрации должны, отражать основные результаты, достигнутые в работе, и быть согласованы с докладом.

При использовании схем важно обеспечить их визуальное восприятие членами комиссии. Следует использовать яркие цвета, но не более трех, иначе схема будет выглядеть очень пестро. Используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован и иметь названия.

Для защиты выпускной квалификационной работы достаточно иметь три-четыре схемы. Большее их количество затрудняет восприятие членами комиссии существа доклада.

Рекомендуется с помощью иллюстративного материала показать структурно-логическую схему работы, отражающую ее замысел.

Подготовленный иллюстративный материал оформляют в виде плакатов, слайдов
или комплекта раздаточного материала.

Ознакомившись с отзывом и рецензией, целесообразно письменно ответить на поставленные в них вопросы. Письменная форма подготовки ответов необходима для того, чтобы во время защиты излишнее волнение не смогло помешать правильно и спокойно отвечать на вопросы. После ознакомления членов экзаменационной комиссией с отзывом и рецензией вам будет предоставлено слово для доклада о проделанной работе по замечаниям научного руководителя и рецензента.

По завершению подготовки тезисов доклада необходимо согласовать текст выступления с научным руководителем. Перед защитой целесообразно провести тренировочное выступление.

Подготовка к защите и зашита выпускной квалификационной работы

Защита выпускной квалификационной работы проходит перед государственной аттестационной комиссией. Дипломник должен быть тщательно подготовлен к защите своей работы, а также выводов и предложений, которые он сделал. Рекомендуется составить четкий план выступления или подготовить его конспект и тщательно проработать ключевые, наиболее важные положения выпускной квалификационной работы.

При подготовке к защите студент должен продумать ответы на замечания рецензентов. При этом возможны различные варианты ответов на замечания рецензентов: согласие с замечанием; возражение с обоснованием; извинение за допущенную неточность; отклонение замечания, если оно не входит в крут вопросов, затронутых в дипломной работе, или если данное положение выпускной квалификационной работы неверно понято рецензентом, разъяснение причины упущения (ограниченный объем работы, отсутствие соответствующего материала и т.д.).

Для сообщения о содержании выпускной квалификационной работы, выводов и предложений студенту отводятся не более 10 мин. В течение этого времени он должен четко изложить цель исследования, раскрыть важнейшие результаты и предложения, которые он считает необходимым довести до сведения членов комиссии. В ходе сообщения о содержании выпускной квалификационной работы не нужно чрезмерно увлекаться пересказываем хорошо известного теоретического материала, а также положений и определений из учебной и справочной литературы. В этой части сообщения, в котором идет речь о теоретическом разделе работы, следует остановиться лишь на сравнении мнений различных авторов по затронутым аспектам теории, а также на спорных или явно ошибочных положениях, если они по своей сути отражают содержание рассматриваемой темы, Больше внимания в сообщении необходимо уделить аналитической части своей работы, а также выводам и предложениям.

Основные результаты исследования, содержащиеся в дипломной работе, могут быть сведены к следующим:

- анализ с выводами и рекомендациями по усилению положительных тенденций и нивелированию отрицательных;

- апробирование методик (инструментов, технологий), заимствованных из практики финансового менеджмента зарубежных компаний; оценка возможностей, которые открываются перед организацией при их использовании; идентификация ограничивающих условия их использования в практике финансового управления на российских организациях и их преодоление;

- создание новых методик, обоснование новых инструментов, технологий менеджмента на основе оригинальных методологических подходов, самостоятельно выдвинутых и обоснованных студентом.

В конце выступления дипломник должен отметить:

- какие его разработки и выводы имеют практическое значение;

- какова степень их внедрения (уже внедрены, намечены к внедрению или кем-то высказана заинтересованность в их внедрении);

- где могут быть внедрены предложения (структурное подразделение предприятия);

- каков экономический эффект от внедрения.

Во время защиты выпускной квалификационной работы необходимо использовать для иллюстрации доклада таблицы, графики, схемы и другие материалы, подготовленные самостоятельно.

После сообщения о содержании выпускной квалификационной работы студент должен ответить кратко и обстоятельно на все вопросы членов ГАК. Давать ответы можно после каждого вопроса или на все вопросы сразу, после того как они будет заданы. После обсуждения, если в этом есть необходимость, председатель ГАК может предоставить дипломнику слово для заключения и ответов на замечания по работе. Затем председатель ГАК кратко излагает содержание отзыва и внешней рецензии.

Качество выпускной квалификационной работы и ее защиту оценивают по пятибалльной системе на закрытом заседании ГАК. При этом принимаются во внимание содержание и оформление выпускной квалификационной работы, умение выступить и ответить на вопросы членов ГАК, наличие новизны в дипломной работе и ее практическая значимость, эффективность использования экономико-математических методов и ЭВМ, замечания и оценки в отзыве и внешней рецензии.

Резюме на выпускника

Одно из самых эффективных средств самомаркетинга на рынке труда — удачное резюме на выпускника (приложение Д).

Обязательно включение следующих блоков:

1. Личные данные дипломника (имя, фамилия, отчество, адрес, контактный телефон).

2. Цель: краткое описание той работы, на получение которой вы претендуете.

3. Опыт работы (обычно в обратном хронологическом порядке) с указанием места производственной практики, занимаемой должности и другой информации.

4. Образование (год и качество окончания средней школы - с медалью или без); название и год окончания колледжа, техникума, специальных учебных курсов; участие в научно-исследовательской работе; полученные дипломы, сертификаты, грамоты по изученным дисциплинам и другое).

5. Дополнительная информация: владение компьютером и иностранными языками, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и хобби.

Резюме на выпускников классифицируются выпускающей кафедрой по планируемым видам работ, на получение которых они претендуют и служат основанием для их представления на ярмарках рабочих мест при трудоустройстве.

Справка о внедрении результатов

В справке результатов дипломного исследования приведена точная и полная формулировка темы с указанием автора или коллектива авторов (приложение Е).

Дан полный перечень разработанных при непосредственном участии дипломника вопросов. В справке о внедрении отражено использование полученных дипломником результатов на производстве в методических разработках, в докладных и аналитических записках, при обучении сотрудников, проведение конференций и семинаров на базе организации, распространении передового опыта по линии ЦНТИ и других формах. Точно указана стадия внедрения, в которой находятся подготовленные по результатам дипломного исследования методические разработки.

В данной форме может найти отражение полученный за счет внедрения представленных разработок на производстве экономический и социальный эффект, но без его детального расчета и обоснования. Точность информации в документе подтверждается подписью руководителя организации или структурного подразделения и заверяется печатью организации.

Отзыв руководителя проекта

В отзыве руководитель выпускной квалификационной работы (приложение Н):

- обосновывает ее актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов;

- дает общую оценку содержания выпускной квалификационной работы с описанием ее отдельных направлений по разделам: оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности выводов и предложений и т.д.;

- характеризует дисциплинированность дипломника в выполнении общего графика дипломного исследования, а также соблюдение им срока представления отдельных разделов в соответствии с заданием на дипломную работу;

- детально описывает положительные стороны работы и формулирует замечания по ее содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке дипломного исследования, перечень устраненных замечаний руководителя в период совместной работы;

- оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе;

- обязательно дает предварительную оценку выпускной квалификационной работы;

- очень подробно заполняет следующую основную информацию для ГАК: комплексная работа, работа в форме НИР, поддержка проблематики дипломных работ в форме грантов. Фундаментальные публикации по проблеме в центральной печати; предварительная рекомендация на конкурс или выставку дипломных работ; к продолжению исследования, дальнейшему обучению в аспирантуре или возможному трудоустройству на выпускающей кафедре в качестве ассистента или стажера-преподавателя, стажера-исследователя, научного сотрудника и другую необходимую информацию.

Отзыв научного руководителя дипломного исследования обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания, даты выдачи и утверждается печатью вузов.

По желанию руководителя могут быть внесены в отзыв некоторые нестандартные подразделы и сведения о дипломной работе, но их согласование с заведующим выпускающей кафедры обязательно.

Составление реферата

По результатам дипломных исследований выпускающей кафедрой могут быть подготовлены и изданы через издательство вуза Сборники рефератов, в которых освещены основные результаты исследований, выполненных в рамках дипломных работ. Результаты сборников позволяют получить комплексное представление о тематике и содержании дипломных работ по специальности и подготовить необходимую базу данных по основным направлениям.

Реферат готовится студентом-выпускником в объеме 2-х машинопечатных листов по типовой структуре. Он должен содержать точное указание темы и организации-заказчика, на примере которой работа выполнялась, данные об авторе и руководителе выпускной квалификационной работы, а также описание теоретической актуальности, научной новизны и практической значимости работы. В реферате обязательно следует отразить цель и задачи исследования, а также дать характеристику основных этапов работы, краткое описание специфики базовых организаций выборочной совокупности, расставить акценты во внимании администрации организаций к проблеме в целом и ее отдельным направлениям, охарактеризовать место и роль предложенной тематики в общей структуре "дерева целей" по основному направлению исследования.

Целесообразно кратко обосновать достоинства и недостатки предложенных ранее методик исследования, дать описание разработанной методики исследования и оценки количественных показателей по работе.

В работе должны быть тезисно описаны результаты проведенного исследования, проанализированы их типичности или не типичности для региона или отрасли, даны основные выводы по проблеме. Практическая ценность работы заключается в реализации основных результатов на производстве, в научной работе и в учебном процессе вуза. Возможно краткое описание рациональной перестройки деятельности ведущих подразделений, отделов и служб, если таковая необходима.

Из реферата должно быть ясно, носят ли основные усилия дипломника законченный характер или предлагаются целесообразность продолжения подобной тематики в будущих дипломных работах.

Запрос на трудоустройство

Обязательно оформление запроса на трудоустройство дипломника на официальном бланке организации с указанием ее точных и полных реквизитов, данных регистрации выходящей документации организации (приложение С).

Форма запроса должна содержать обязательное указание места предпологаемой работы дипломника в данной организации (подразделение, отдел или служба), а также планируемой должности в качестве руководителя или квалификационной категории для специалистов. По желанию руководства организации указываются особые условия найма: на постоянной или временной основе, с испытательным сроком или без оного, с необходимой переподготовкой или обучением или без них, по окончании дипломного исследования или через какой-то ограниченный срок, режим работы и условия оплаты труда и друг<

Наши рекомендации