Структура, основные этапы и сроки выполнения курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий» должна состоять из следующих взаимосвязанных разделов: введения, основной части, заключения, библиографического списка, глоссария и приложений.
Введение – это вступительная часть курсовой работы, в которой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние изучаемой проблемы, раскрывается актуальность изучения выбранной темы и степень ее проработанности современными российскими и зарубежными экономистами и учеными, формируются цели и задачи исследования, дается расшифровка предмета и объекта исследования, дается характеристика исходной экономико-статистической базы, обосновывается методика, теоретическая значимость и практическая актуальность проводимого исследования.
В первом разделе курсовой работы – «Теоретические и методологические основы изучения проблемы» – необходимо рассмотреть концептуальные воззрения экономистов ведущих отечественных и зарубежных научных школ, раскрыть содержание основных категорий, входящих в понятийный аппарат исследования, привести классификационные признаки объекта изучения, построить экономико-математическую модель анализируемого процесса. По возможности следует оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные, дискуссионные и обязательно высказать свою точку зрения. При подготовке данного раздела следует тщательно проработать научную и учебную литературу, имеющуюся по теме исследования в библиотеке и читальном зале университета с целью формирования концепции исследования, найти сходство и различия точек зрения различных авторов, провести их анализ и высказать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методической части исследования предполагает описание и подготовку форм сбора первичной информации, методику ее обработки и анализа с применением подходов экономико-математического аппарата.
Во втором разделе курсовой работы – «Анализ состояния проблемы на предприятии» – исследуется состояние изучаемого вопроса на примере конкретного предприятия. Целесообразно начать данный раздел с краткой организационно-экономической характеристики изучаемого объекта исследования, определения его места в экономическом развитии региона на основе отражения его сильных и слабых сторон, выявления его конкурентов, покупателей и заказчиков (потребителей). Ценность курсовой работы значительно повысится, если автор привлечет к анализу статистическую информацию о деятельности аналогичных предприятий в отрасли по изучаемой проблеме за последние 3-5 лет, используя сборники Госкомстата РФ и периодические экономические издания. В данном разделе автору необходимо, используя описанный в разделе 1 понятийный аппарат, выявить тенденции развития изучаемой проблемы на практике, сформулировать причины подобной динамики и спрогнозировать процесс на ближайшую перспективу.
При анализе поставленных вопросов на примере конкретного предприятия автору следует воспользоваться документами о деятельности анализируемого предприятия за последние 3-5 лет, основными из которых следует отметить:
- планы работы предприятия;
- годовые отчеты;
- статистическая и бухгалтерская отчетность;
- другая служебная документация, изученная студентом.
Наличие материалов, служащих базой для обоснования и анализа, является необходимым условием выполнения курсовой работы. Они должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.
Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и математического анализа.
В третьем – рекомендательном – разделе «Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы» – автору следует обобщить собранный теоретический и аналитический материал, привести рекомендации по решению изучаемой проблемы. В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы. При подготовке рекомендательной части следует опираться на выводы по результатам анализа по решению поставленной проблемы на предприятии, различные программы, концепции, резолюции, разработанные экономистами для их реализации как на региональном, так и федеральном уровнях.
При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы системного подхода, т.е. учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом, комплексного подхода с позиций оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент приводит достаточно полные, и аргументированные предложения и рекомендации.
При подготовке основной части курсовой работы автору необходимо учесть следующие требования:
- каждый раздел должен заканчиваться выводами, в которых подводят итог приведенному материалу, от них переходят к следующему пункту плана;
- на приведенные статистические данные, а также на материал, заимствованный из литературных источников, следует привести ссылки по тексту;
- текст курсовой работы должен быть нацелен на отражение региональной специфики социально-экономического развития предприятия.
В четвертом разделе – «Экономическая оценка проектных решений» – рассматривается экономическая сторона предлагаемых мероприятий и разработанных рекомендаций: затраты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес-план. Предложения и рекомендации должны быть конкретными и экономически обоснованными. Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование. Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости.
Оценка эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей по следующим направлениям:
- расчет экономической эффективности затрат на внедрение рекомендуемых мероприятий, поиск резервов и оценка их влияния на реальные процессы производства;
- определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;
- оценка эффективности использования ресурсов предприятия;
- обоснование расширения объемов внедрения. Характеризуется также степень внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.
При выполнении раздела «Экономическая оценка проектных решений» студент должен соблюдать ряд требований:
- все выполняемые в разделе расчеты должны убедительно подтверждать правильность и эффективность исследуемой проблемы;
- при расчетах следует использовать современный методический аппарат, отвечающий принятым нормам и реальным условиям управления и анализа.
В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. При этом нужно следить за тем, чтобы сформулированные выводы носили обоснованный характер и не противоречили содержательной части работы.
Библиографический список должен включать более 25 наименований, на большинство из которых необходимо давать ссылки по тексту курсовой работы. При этом библиографический список должен содержать научные издания (монографии), учебники, учебные пособия, а также публикации периодических экономических изданий (журналов и газет) и нормативно-правовые документы.
В глоссарии следует представить расшифровку основных экономических терминов, встречающихся в курсовой работе.
В приложении к курсовой работе, как правило, приводятся статистическая и бухгалтерская отчетность о деятельности предприятия, объемные схемы, таблицы, рисунки, выдержки из программ социально-экономического развития, относящиеся к изучаемой теме. На материал, приведенный в приложении к курсовой работе, следует давать ссылки в содержании основной части. В приложении весь иллюстративный материал нумеруется и приводится его название.
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы. Курсовую работу по экономическому анализу рекомендуется выполнять последовательно при соблюдении следующих основных этапов (табл.1).
Таблица 1
Этапы выполнения курсовой работы
№ п/п | Наименование этапа | Содержание выполняемой работы | Срок выполнения |
Выбор темы курсовой работы, составление списка литературных источников | Выбор предприятия-заказчика на разработку курсовой работы, получение задания на курсовую работу, знакомство с методическим обеспечением, подготовка форм сбора информации, работа с каталогами в библиотеке и читальном зале университета с целью формирования списка литературы по выбранной теме курсовой работы | 2 недели | |
Подготовка и утверждение у ведущего преподавателя плана курсовой работы | Тщательное изучение подобранных литературных источников и разбивка имеющегося материала на теоретико-методологическую, аналитическую и рекомендательную части. Название каждого пункта плана должно отражать специфику соответствующего раздела основной части курсовой работы и соответствовать его содержанию | 2 недели | |
Подготовка введения | Обоснование актуальности изучения темы и ее значимости для теории и практики хозяйствования приведение степени проработанности изучаемой проблемы. Постановка цели и задач исследования | 1 неделя | |
Подготовка основной (содержательной) части курсовой работы | Подробное изучение научной, учебной и методической литературы и подготовка теоретической базы исследования поставленных вопросов. Изучение материалов периодических экономических и управленческих изданий и проведение анализа развития проблемы на практике (на примере конкретного предприятия). Разработка рекомендаций по решению изучаемой проблемы | 4 недели | |
Подготовка заключения | Формулирование выводов по повышению эффективности функционирования анализируемого предприятия по результатам проведенного исследования | 1 неделя |
Окончание табл. 1
Оформление списка использованной литературы и приложений | Список использованной литературы (библиографический список) оформляется в соответствии с библиографическими требованиями | 1 неделя | |
Внешнее рецензирование курсовой работы | Подготовка внешней рецензии на выполненную курсовую работу специалистом анализируемого предприятия по избранному направлению | 1 неделя | |
Подготовка к защите и защита курсовой работы | Сдача подготовленной курсовой работы ведущему преподавателю и подготовка им рецензии, ознакомление с рецензией, исправление замечаний и подготовка к защите | 2 недели |
ТЕКСТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна содержать:
- титульный лист (приложение 4);
- задание на курсовую работу;
- аннотацию;
- содержание;
- введение;
- основную часть (теоретическая, аналитическая, рекомендательная);
- экономическая оценка проектных решений;
- заключение;
- библиографический список, составленный в алфавитном порядке;
- глоссарий;
- приложения;
- рецензия специалиста предприятия-заказчика.
Текст курсовой работы должен быть отпечатан на компьютере на листах формата А4 (297×210 мм) на одной стороне листа через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14 с соблюдение следующих полей: слева – 2,5 см., справа – 1,5 см., снизу, сверху – 2 см. Минимальный объем курсовой работы без приложений должен составлять 50-60 страниц. Большие таблицы, иллюстрации и распечатки с ЭВМ допускается выполнять в виде приложений. Объем приложений не ограничивается.
Использование чернил различных цветов допускается только при построении графиков, диаграмм и схем.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с последующим воспроизведением на том же месте исправленного текста печатным или рукописным способом чернилами, пастой или тушью.
Сокращение слов в тексте не допускается. Условные буквенные и графические обозначения должны соответствовать установленным стандартам.
Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.
Порядковый номер страницы размещается в середине нижнего поля. Нумерация страниц устанавливается, начиная с первой страницы, но на первой странице номер не проставляется.
Слова «Содержание», «Введение», «Заключение» записывают симметрично тексту прописными буквами, включают в содержание курсовой работы. Данные заголовки не нумеруют.
Задание на выполнение курсовой работы брошюруется вместе с текстовым документом после титульного листа, не нумеруется и не включается в количество листов.
Аннотация располагается после задания, не нумеруется, но включается в количество листов курсовой работы.
Содержание курсовой работы выполняется по установленному образцу и имеет номер страницы 3. Пример оформления содержания представлен в приложении 5.
Основная часть курсовой работы состоит из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей курсовой работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Каждый раздел курсовой работы рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например 4.2.1.1; 4.2.1.2 и т.д.
Формулы, содержащиеся в курсовой работе, должны быть выполнены с помощью редактора формул и должны быть расположены на отдельных строках, пронумерованы сквозной нумерацией по всему объему курсовой работы арабскими цифрами, которые записываются на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом «где» без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (2.4).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например (В. 1).
Основная цифровая информация работы должна быть представлена в табличной или графической формах. При оформлении информации в виде таблиц должны соблюдаться следующие требования:
- название таблицы размещается перед таблицей;
- таблица нумеруется; порядковый номер таблицы должен позволять идентифицировать принадлежность информации таблицы к соответствующему разделу работы (первая цифра номера таблицы) и порядковый номер таблицы внутри соответствующего раздела (последняя цифра номера таблицы). Например, таблица, имеющая порядковый номер 2.3, является третьей по счету во втором разделе курсовой работы. В случае, если общее количество таблиц в курсовой работе невелико, допускается сплошной порядок их нумерации. Таблицы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например (А. 2);
- в таблице должна быть предусмотрена свободная строка, позволяющая идентифицировать соответствующие столбцы при переносе таблицы на следующую страницу. Если таблица прерывается и переходит на следующую станицу, то слово «Таблица...» указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение табл. ...» или «Окончание табл. …» (в случае, если таблица на этой странице заканчивается) с указанием номера таблицы также справа над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью;
- на все таблицы курсовой работы должны быть даны ссылки в тексте по типу «… см. табл. 2.9», «... таблица 1», причем ссылка на таблицу в тексте должна предварять саму таблицу.
- нумерация таблицы размещается на отдельной строке шрифтом Times New Roman Cyr №14 с выравниванием по правому краю. Название таблицы выполняется также шрифтом Times New Roman Cyr №14 на следующей строке с выравниваем текста по середине без отступа;
- допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа. Допускается данные в таблице выполнять более мелким шрифтом (Times New Roman Cyr № 12), но при условии единого оформления этим шрифтом всех таблиц в работе;
- к таблицам могут даваться примечания, при этом текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с абзаца с прописной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют и после слова «Примечание» ставится тире и текст примечания следует начинать тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки после них.
Пример оформления таблицы
Таблица 2.3
Расчет показателей деловой активности предприятия
№ п/п | Показатель | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
При оформлении информации в графическом виде (рисунки, диаграммы, схемы и пр.) должны соблюдаться следующие требования:
- шрифт при оформлении рисунков должен быть единым во всей курсовой работе;
- название рисунка должно размещаться под рисунком;
- порядок нумерации графического материала аналогичен нумерации таблиц;
- при переносе графического материала в приложения нумерация данных рисунков аналогичен нумерации таблиц.
Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и выполняют с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14.
На иллюстрации дают ссылку по типу «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела. Ссылка на графический материал должна предварять сам рисунок.
Если рисунок или схема невелики, то они могут быть размещены между соответствующими блоками текста и отделяются одной пустой строкой до и после рисунка.
Применение в процессе выполнения курсовой работы специальной литературы отражается путем ссылок на нее. После упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников (библиографический список), и номер страницы, например [5, с. 42].
Пример оформления рисунка
Рис. 2.1. Динамика относительных показателей оборота движения рабочих кадров ООО «Стройкомплект»
Список использованной литературы (библиографический список) приводится в виде самостоятельного раздела работы. Литературные источники, указанные в списке, должны быть расположены в алфавитном порядке в следующей последовательности:
- законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
- специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и пр.);
- материалы периодической печати (статьи журналов и газет);
- статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений;
- материалы Интернета.
Сведения о книгах (монографии, учебники, справочники и т.п.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов – Москва (М) и Санкт-Петербург (СПб).
Сведения о статье изпериодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.
Сведения об отчете о научно-исследовательской работе должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета.
Сведения о стандарте должны включать обозначение и наименование стандарта.
Пример оформления библиографического списка
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. Проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 617 с. – (Высшее образование).
2. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – 2–е издание, испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 288 с.
3. Лыткина Ю.А. Реструктуризация строительных предприятий: формирование и развитие организационных структур управления: Монография / Ю.А. Лыткина, С.Ш. Левина. – Пенза: ПГУАС, 2008. – 236 с.
4. Матвеева С. Особенности оценки уровня финансовой устойчивости белорусских предприятий // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 8. – с. 48–50.
5. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – Испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416 с. – (Высшее образование).
Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера, отчетные документы, подтверждающие деятельность анализируемого предприятия (бухгалтерская и статистическая отчетность), допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа слова «Приложение», после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. Если в курсовой работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.
В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например «... в приложении В».
РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ, ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Работа с рецензией – это важный этап в подготовке студента к защите курсовой работы.
Для получения дополнительной объективной оценки труда студента и подтверждения практической значимости проведенного исследования проводится внешнее рецензирование курсовой работы специалистами анализируемого предприятия в соответствующей области.
Законченная курсовая работа, подписанная студентом, передается на внешнее рецензирование. Внешняя рецензия на курсовую работу должна отражать:
- актуальность, практическую направленность и значимость темы курсовой работы (как для того предприятия, на материалах которого выполняется исследование, так и для других предприятий отрасли и народного хозяйства);
- обоснованность выводов, глубину исследования темы, качество проведенного анализа;
- уровень рекомендаций и мероприятий по их внедрению;
- прогрессивность примененных в проекте методов исследований, обоснования, планирования, проектирования и др.;
- недостатки в теоретической части исследования и в разработанных мероприятиях по внедрению проектных решений и их реализации;
- логичность изложения материала, взаимосвязанных разделов курсовой работы;
- стиль и качество оформления пояснительной записки и графических материалов.
Помимо этого в рецензии должны быть отмечены:
- наличие самостоятельных оригинальных научных решений и организационных предложений;
- профессиональные качества студента, уровень его теоретической подготовки и практический опыт;
- предложения по дальнейшей разработке темы или расширению внедрения рекомендуемых мероприятий.
Внешнее рецензирование завершается обобщенной оценкой выполненной студентом курсовой работы. Бланк внешней рецензии на курсовую работу представлен в приложении 6.
Вместе с внешней рецензией курсовая работа передается на кафедру ведущему преподавателю на получение отзыва о проделанной работе. Получив проверенную работу с рецензией преподавателя, студент должен внимательно ознакомиться с ее содержанием и постраничными замечаниями. В рецензии дается общая оценка работы, отмечаются ее достоинства и недостатки, приводятся рекомендации по их устранению, а также выставляется рекомендуемая оценка и ставится допуск к защите либо указывается на необходимость доработки курсовой работы. При этом в рецензии может и не быть окончательной оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно), а только предварительная в следующих формулировках: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите».
Студент, ознакомившись с рецензией, должен постараться исправить выявленные недочеты, если он с ними согласен и ему понятны возможные пути устранения этих замечаний. В случае, если студенту непонятны определенные позиции в рецензии или он с ними не согласен и готов отстаивать свою точку зрения, рекомендуется разрешить все спорные вопросы до защиты с руководителем курсовой работы.
Таким образом, при подготовке к защите курсовой работы студенту необходимо:
- внимательно ознакомиться с рецензией;
- обсудить рецензию с преподавателем;
- устранить выявленные недостатки;
- критически проанализировать свою работу, посмотреть на нее «со стороны»;
- подготовить план выступления на защите и тезисно законспектировать его ключевые моменты;
-составить предполагаемые вопросы, которые могут возникнуть во время защиты курсовой работы, и проработать возможные варианты ответов на них;
- подготовить, если это необходимо, наглядные материалы.
Готовиться к защите курсовой работы нужно основательно и серьезно. Студент должен не только написать высококачественную работу, но и уметь защитить ее.
Защита курсовой работы осуществляется в сроки, установленные преподавателем, и проходит, как правило, на семинарских занятиях в присутствии группы, в которой обучается студент. Наиболее интересные работы, ознакомление с которыми будет полезным для всех, по согласованию со студентом, могут быть защищены на лекционных занятиях в присутствии нескольких групп, обучающихся на одном курсе.
При защите курсовой работы студенту необходимо познакомить слушателей с выбранной темой, объяснить, в чем заключатся ее актуальность, какую цель он ставил перед собой при написании курсовой работы, какие задачи считал необходимым при этом решить. Далее студент должен тезисно ознакомить с содержанием курсовой работы, акцентируя свое внимание на наиболее существенных и интересных фактах.
В выступлении должны быть освещены:
- теоретические основы изучаемой проблемы;
- результаты анализа, представленные в виде выявленных студентом тенденций, особенностей развития изучаемой проблемы в современных условиях;
- возможные пути решения выявленных проблем и перспективы развития обозначенных тенденций с ожидаемым экономическим эффектом от их внедрения.
В конце выступления необходимо сделать обобщающий вывод, в котором студент должен оценить, насколько была достигнута поставленная цель и в какой степени решены задачи.
После выступления студенту, который защищает курсовую работу, необходимо ответить на вопросы аудитории и преподавателя. Ответы на вопросы помогут более объективно оценить степень глубины изучения студентом выбранной проблемы.
При защите не допускается простое чтение текста курсовой работы. Студент должен тезисно излагать содержание работы самостоятельно, для чего рекомендуется иметь перед собой план выступления. При ответе на вопросы студент может пользоваться своей курсовой работой, если ему необходимо вспомнить какую-то информацию. При защите курсовой работы на выступление отводится 5-7 минут и 7-10 минут для ответа на вопросы. Слишком длинные выступления не приветствуются и могут быть прерваны преподавателем.
Оценка курсовой работы выставляется комплексно, т.е. на основании внешней рецензии, с учетом рекомендуемой оценки и по результатам защиты.
Оценку «отлично» получают те студенты, в работах которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается глубокий анализ литературных источников, полностью раскрыта изучаемая тема с использованием фактического материала последних лет. При этом на защите студент демонстрирует глубокие знания по изучаемой проблеме, свободно владеет материалом курсовой работы, отвечает на поставленные вопросы, аргументируя свою собственную точку зрения.
Оценка «хорошо» ставится, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы избранной темы, делается это логически последовательно, но в работе нет должной степени творчества, автор не дает самостоятельных выводов, ограничиваясь лишь анализом точек зрения различных ученых. На защите курсовой работы студент самостоятельно и последовательно раскрывает содержание избранной темы, отвечает на поставленные вопросы, полагаясь в основном на общепринятую точку зрения, не аргументируя и не обосновывая свою собственную позицию.
Оценку «удовлетворительно» студент получает в случае, если раскрыты основные положения избранной темы, но с использованием немногочисленных литературных источников, когда студент ограничился лишь одной точкой зрения на изучаемую проблему, недостаточно проанализировал статинформацию, не использовал теоретические основы в анализе фактического материала. На защите не демонстрирует глубоких знаний по изучаемой проблеме, часто обращается к тексту курсовой работы, не может самостоятельно сформулировать выводы, затрудняется при ответе на вопросы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
1. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. N 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» (с изменениями от 16 января 2007 г.)
2. Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Методы анализа в финансовом менеджменте. Часть I. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как основной источник оценки и анализа финансового состояния организации (А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева, БИНФА, август 2007 г.)
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 14 октября 2003 г. N 315 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения документальных ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах и Примерной программы проведения документальных ревизий (проверок) финансово-хозяйственной деятельности представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах"
4. Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Методы анализа в финансовом менеджменте. Часть III. Оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации, процессы их формирования и методы интерпретации (А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнева, БИНФА, ноябрь 2007 г.)
5. Приказ Минфина РФ от 2 августа 2004 г. № 223 «О мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями от 18 августа 2005 г.)
6. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (Вторая редакция, исправленная и дополненная) (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477)
7. Положение ЦБР от 19 марта 2003 г. № 218-П «О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций» (с изменениями от 15 декабря 2006 г.)
8. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 ноября 2006 г. № 06-137/пз-н «Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»
9. Умрихин С.А., Ильина Ю.В. Международные стандарты финансовой отчетности: российская практика применения. – «ГроссМедиа: РОСБУХ», 2007 г.
10. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. В.И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008. – 744 с.
11. Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности. Методическое пособие. М., 2003
12. Адамайтис Л.А. Анализ финансовой отчетности. Практикум: учебное пособие / Л.А. Адамайтис. – М.: КНОРУС, 2007. – 400 с.
13. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Под ред. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 617 с. – (Высшее образование)
14. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: Омега-Л, 2004
15. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учеб. / под ред. М.И. Баканова. М.: Финансы и статистика, 2005. – 536 с.
16. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, издательство Проспект. – 2007. – 344 с.
17. Бассовский Л.Е., Лунева А.М., Бассовский А.Л. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / под ред. Л.Е. Басовского. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 222 с.
18. Баулин А.В., Киселев В.Т. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Пенза. – ПГУАС, 2006. – 305 с.
19. Баулин А.В., Лыткина Ю.А., Джевицкая Е.С. Экономический анализ деятельности предприятия: практикум. – Пенза, ПГУАС, 2009. – 208 с.
20. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Краткий курс: Управление денежными потоками; Инвестиционная деятельность; Ликвидность хозяйствующего субъекта: Учебное пособие для вузов. – СПб. – Питер. – 2008. – 240 с.
21. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические совет