ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования

ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования

ВОПРОС: Компьютерное моделирование финансово-экономических процессов: определение финансово-экономической модели и ее характеристики.

Финансово-экономическая модель представляет собой некоторое искусственное ,аналогичное изучаемому экономическому процессу, построение, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств, таких как:

· словесное описание

· графическое представление

· табличное представление

· логическая имитация на ЭВМ

· система математических уравнений

Она характеризуется следующими возможностями:

1) Рассчитывает 1 или несколько финансово-экономических переменных:

· расходы

· доходы

· инвестирование

· денежный поток

· налоги

· прибыль

· цену/ед.продукции

· объем производства и продаж

2)Позволяет пользователю управлять значениями одной или нескольких финансово-экономических показателей:

· цена

· объем производства продаж

· затраты

3)Предназначается для определения выбора и корректировки финансово-экономической стратегии и тактики под влиянием альтернативных значений финансово-экономических показателей.

Финансово-экономические модели могут быть двух типов:

1) математические (чаще всего оптимизационные)

2) имитационные (модели – что-если).

С помощью оптимизационных моделей решаются вопросы, например максимизация прибыли, или минимизация затрат. Часто экономические процессы протекающие в экономических системах не поддаются формализации. В этом случае используются имитационные модели (что-если), которые имитируют эффект от проведения альтернативной управленческой политики или от рассмотрения различных вариантов развития внешней среды. Определение переменных является основополагающим моментом к конструировании моделей. Используются три вида переменных при моделировании экономических процессов: 1)переменные описывающие поведение, политику предприятия 2) переменные характеризующие внешнюю среду, в которой функционирует предприятие 3) переменные описывающие результат деятельности организации.

Первый тип переменных – контролируемые переменных, на которые менеджеры о сотрудники предприятия могут оказывать влияние в той или иной степени.

ВОПРОС: Компьютерное моделирование экономических процессов: финансово -экономические модели (ФЭМ) «Что - если». Кибернетических подход к построению фин-эконом. комп. модели в виде черного ящика.

Финансово-экономическая модель представляет собой некоторое искусственное построение аналогичное изучаемому объекту или экономическому процессу, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств таких как: словесное описание, графическое представление, табличное представлении модели, логическая имитация на ЭВМ, система математических уравнений и т. д.

Она характеризуется следующими возможностями: 1) рассматривает одну или несколько финансово-экономических переменных: расходы-доходы, инвестирование, денежный поток, налоги, прибыль, цену за единицу продукции, объём производства и продаж и так далее; 2) позволяет пользователю управлять значениями одним или несколькими финансово-экономическими показателями (цена, объём, производство и продаж, затраты); 3) предназначается для определения выбора и корректировки финансово-экономической стратегии и тактики под влияние альтернативных значений финансово-экономических показателей.

Финансово-экономические модели могут быть двух типов: 1) математические (чаще всего оптимизационные) 2) имитационные (модели – что-если).

С помощью оптимизационных моделей решаются вопросы, например максимизация прибыли, или минимизация затрат. Часто экономические процессы протекающие в экономических системах не поддаются формализации. В этом случае используются имитационные модели (что-если), которые имитируют эффект от проведения альтернативной управленческой политики или от рассмотрения различных вариантов развития внешней среды.

ВОПРОС: Компьютерное моделирование рыночной ситуации и ее среднесрочного прогнозирования.

Постановка задачи.

В постановку задачи включаются следующие объекты и показатели:

• перечень потребителей и объемы их потребностей

• перечень возможных поставщиков (производителей) и их возможности по объемам поставок

• затраты на поставку единицы товара от каждого поставщика каждому потребителю.

Критерии: общие плановые затраты на доставку всех грузов от всех поставщиков ко всем потребителям.

Требуется минимизировать затраты на перевозку товаров от предприятий-производителей на склады оптовой торговли. При этом необходимо учесть возможности поставок каждого из производителей при максимальном удовлетворении запросов потребителей.

В нашей версии задачи модель представлена тремя производителями-поставщиками, которые поставляют продукцию на пять региональных складов. Товар может доставляться с любого предприятия-изготовителя на любой склад оптовой торговли. Однако очевидно, что стоимость доставки товара на большее расстояние будет больше.

Необходимо определить объемы перевозок между каждым предприятием-изготовителем и оптовым складом в соответствие с потребностями складов и производственными мощностями предприятий, при которых транспортные расходы минимальны.

Рассмотрим реализацию данной задачи с использованием компьютерного моделирования в среде Excel.

Рассмотрим табличную модель решения нашей задачи.

ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования - student2.ru

Примечание:

Ячейка Содержимое
B8 =CУMM(C8:G8)
C12 =СУММ(С8:С10)
C20 =С8*С16+С9*С17+С10*С18
B20 =СУММ(С20:G20)

Для минимизации общей стоимости грузоперевозок применим инструмент Надстройки Excel из пакета Анализ данных, выполнив команду Сервис/Поиск решения. Перед выполнением команды поставим курсор в ячейку В20.

Поиск решения:

Установить целевую ячейку - $B$20

Этап.

1. формируем 4 таблицы с исходными данными:

a) Динамика себестоимости выпускаемой продукции

b) Динамика выпуска некачественной продукции

c) Динамика объемов нереализованной продукции

d) Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки)

2. Решение следующих задач:

· расчет темпов роста себестоимости продукции

Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью

· расчет темпов роста производства некачественной продукции

(обновить оборудование и заменить персонал)

· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции

(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)

· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку)

3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.

Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.

3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.

4 этап. Формирование цены

5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.

Этап.

1. формируем 4 таблицы с исходными данными

Динамика себестоимости выпускаемой продукции
     
Месяц Наименование продукции Себестоимость продукции
Сентябрь Товар 1
Сентябрь Товар 2
Сентябрь Товар 3
Октябрь Товар 1
Октябрь Товар 2
Октябрь Товар 3
Динамика выпуска некачественной продукции
     
Месяц Наименование продукции Количество некачественной продукции (шт.)
Сентябрь Товар 1
Сентябрь Товар 2
Сентябрь Товар 3
Октябрь Товар 1
Октябрь Товар 2
Октябрь Товар 3
Динамика объемов нереализованной продукции    
         
Месяц Наименование продукции Объем выпуска продукции (шт.) Объем реализованной продукции, шт. Объем нереализованной продукции (шт.)
Сентябрь Товар 1 Е26 =C26-D26
Сентябрь Товар 2  
Сентябрь Товар 3  
Октябрь Товар 1  
Октябрь Товар 2  
Октябрь Товар 3  
  Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки)    
             
Месяц Товар 1 Товар 2   Товар 3  
Кол-во поставок сырья Всего опозданий (дней) Кол-во поставок Всего опозданий (дней) Кол-во поставок Всего опозданий (дней)
Сентябрь
Октябрь

2. Решение следующих задач:

· расчет темпов роста себестоимости продукции

Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью

Расчет темпов роста себестоимости продукции
       
Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Темпы роста в %
  B54=C9/C6*100    
         

· расчет темпов роста производства некачественной продукции

(обновить оборудование и заменить персонал)

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Доля некачественной продукции в общем объеме производства в %
Сентябрь B60 =C16/C26*100    
Октябрь B61 =C19/C29*100    
  Темпы роста %
  B63 =B61/B60*100    

· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции

(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Доля нереализованной продукции в общем объеме производства %
Сентябрь B69 =E26/C26*100    
Октябрь B70 =E29/C29*100    
  Темпы роста %
  B72 =B70/B69*100    

· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку) B78=(C38/B38)/(C37/B37)*100

Месяц Товар 1 Товар 2 Товар 3
Темпы роста %
  B78    

3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.

С105 =B54

F105 =C105*B105

F109 =СУММ(F105:F108)

Показатель Вес показателя Оценка продукции по данному показателю Произведение оценки на вес показателя
Тов1 Тов2 Тов3 Тов1 Тов2 Тов3
Себестоимость 0,3 С105     F105    
Качество 0,4            
Нереализованная продукция 0,1            
Ресурсообеспечение 0,2            
РЕЙТИНГ ПРОДУКЦИИ F109    
Место в товарном ассортименте РАНГ

Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.

3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.

4 этап. Формирование цены

5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.

ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования

Наши рекомендации