ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования
ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования
ВОПРОС: Компьютерное моделирование финансово-экономических процессов: определение финансово-экономической модели и ее характеристики.
Финансово-экономическая модель представляет собой некоторое искусственное ,аналогичное изучаемому экономическому процессу, построение, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств, таких как:
· словесное описание
· графическое представление
· табличное представление
· логическая имитация на ЭВМ
· система математических уравнений
Она характеризуется следующими возможностями:
1) Рассчитывает 1 или несколько финансово-экономических переменных:
· расходы
· доходы
· инвестирование
· денежный поток
· налоги
· прибыль
· цену/ед.продукции
· объем производства и продаж
2)Позволяет пользователю управлять значениями одной или нескольких финансово-экономических показателей:
· цена
· объем производства продаж
· затраты
3)Предназначается для определения выбора и корректировки финансово-экономической стратегии и тактики под влиянием альтернативных значений финансово-экономических показателей.
Финансово-экономические модели могут быть двух типов:
1) математические (чаще всего оптимизационные)
2) имитационные (модели – что-если).
С помощью оптимизационных моделей решаются вопросы, например максимизация прибыли, или минимизация затрат. Часто экономические процессы протекающие в экономических системах не поддаются формализации. В этом случае используются имитационные модели (что-если), которые имитируют эффект от проведения альтернативной управленческой политики или от рассмотрения различных вариантов развития внешней среды. Определение переменных является основополагающим моментом к конструировании моделей. Используются три вида переменных при моделировании экономических процессов: 1)переменные описывающие поведение, политику предприятия 2) переменные характеризующие внешнюю среду, в которой функционирует предприятие 3) переменные описывающие результат деятельности организации.
Первый тип переменных – контролируемые переменных, на которые менеджеры о сотрудники предприятия могут оказывать влияние в той или иной степени.
ВОПРОС: Компьютерное моделирование экономических процессов: финансово -экономические модели (ФЭМ) «Что - если». Кибернетических подход к построению фин-эконом. комп. модели в виде черного ящика.
Финансово-экономическая модель представляет собой некоторое искусственное построение аналогичное изучаемому объекту или экономическому процессу, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств таких как: словесное описание, графическое представление, табличное представлении модели, логическая имитация на ЭВМ, система математических уравнений и т. д.
Она характеризуется следующими возможностями: 1) рассматривает одну или несколько финансово-экономических переменных: расходы-доходы, инвестирование, денежный поток, налоги, прибыль, цену за единицу продукции, объём производства и продаж и так далее; 2) позволяет пользователю управлять значениями одним или несколькими финансово-экономическими показателями (цена, объём, производство и продаж, затраты); 3) предназначается для определения выбора и корректировки финансово-экономической стратегии и тактики под влияние альтернативных значений финансово-экономических показателей.
Финансово-экономические модели могут быть двух типов: 1) математические (чаще всего оптимизационные) 2) имитационные (модели – что-если).
С помощью оптимизационных моделей решаются вопросы, например максимизация прибыли, или минимизация затрат. Часто экономические процессы протекающие в экономических системах не поддаются формализации. В этом случае используются имитационные модели (что-если), которые имитируют эффект от проведения альтернативной управленческой политики или от рассмотрения различных вариантов развития внешней среды.
ВОПРОС: Компьютерное моделирование рыночной ситуации и ее среднесрочного прогнозирования.
Постановка задачи.
В постановку задачи включаются следующие объекты и показатели:
• перечень потребителей и объемы их потребностей
• перечень возможных поставщиков (производителей) и их возможности по объемам поставок
• затраты на поставку единицы товара от каждого поставщика каждому потребителю.
Критерии: общие плановые затраты на доставку всех грузов от всех поставщиков ко всем потребителям.
Требуется минимизировать затраты на перевозку товаров от предприятий-производителей на склады оптовой торговли. При этом необходимо учесть возможности поставок каждого из производителей при максимальном удовлетворении запросов потребителей.
В нашей версии задачи модель представлена тремя производителями-поставщиками, которые поставляют продукцию на пять региональных складов. Товар может доставляться с любого предприятия-изготовителя на любой склад оптовой торговли. Однако очевидно, что стоимость доставки товара на большее расстояние будет больше.
Необходимо определить объемы перевозок между каждым предприятием-изготовителем и оптовым складом в соответствие с потребностями складов и производственными мощностями предприятий, при которых транспортные расходы минимальны.
Рассмотрим реализацию данной задачи с использованием компьютерного моделирования в среде Excel.
Рассмотрим табличную модель решения нашей задачи.
Примечание:
Ячейка | Содержимое |
B8 | =CУMM(C8:G8) |
C12 | =СУММ(С8:С10) |
C20 | =С8*С16+С9*С17+С10*С18 |
B20 | =СУММ(С20:G20) |
Для минимизации общей стоимости грузоперевозок применим инструмент Надстройки Excel из пакета Анализ данных, выполнив команду Сервис/Поиск решения. Перед выполнением команды поставим курсор в ячейку В20.
Поиск решения:
Установить целевую ячейку - $B$20
Этап.
1. формируем 4 таблицы с исходными данными: |
a) Динамика себестоимости выпускаемой продукции
b) Динамика выпуска некачественной продукции
c) Динамика объемов нереализованной продукции
d) Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки)
2. Решение следующих задач:
· расчет темпов роста себестоимости продукции
Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью
· расчет темпов роста производства некачественной продукции
(обновить оборудование и заменить персонал)
· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции
(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)
· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку)
3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.
Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.
3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.
4 этап. Формирование цены
5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.
Этап.
1. формируем 4 таблицы с исходными данными
Динамика себестоимости выпускаемой продукции | ||
Месяц | Наименование продукции | Себестоимость продукции |
Сентябрь | Товар 1 | |
Сентябрь | Товар 2 | |
Сентябрь | Товар 3 | |
Октябрь | Товар 1 | |
Октябрь | Товар 2 | |
Октябрь | Товар 3 |
Динамика выпуска некачественной продукции | ||
Месяц | Наименование продукции | Количество некачественной продукции (шт.) |
Сентябрь | Товар 1 | |
Сентябрь | Товар 2 | |
Сентябрь | Товар 3 | |
Октябрь | Товар 1 | |
Октябрь | Товар 2 | |
Октябрь | Товар 3 |
Динамика объемов нереализованной продукции | ||||
Месяц | Наименование продукции | Объем выпуска продукции (шт.) | Объем реализованной продукции, шт. | Объем нереализованной продукции (шт.) |
Сентябрь | Товар 1 | Е26 =C26-D26 | ||
Сентябрь | Товар 2 | |||
Сентябрь | Товар 3 | |||
Октябрь | Товар 1 | |||
Октябрь | Товар 2 | |||
Октябрь | Товар 3 |
Динамика нарушений ресурсообеспечения(сроков поставки) | ||||||
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | |||
Кол-во поставок сырья | Всего опозданий (дней) | Кол-во поставок | Всего опозданий (дней) | Кол-во поставок | Всего опозданий (дней) | |
Сентябрь | ||||||
Октябрь |
2. Решение следующих задач:
· расчет темпов роста себестоимости продукции
Для конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе нужно отдать преимущество товарам с наименьшей(низкой) себестоимостью
Расчет темпов роста себестоимости продукции | ||||
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 | |
Темпы роста в % | ||||
B54=C9/C6*100 | ||||
· расчет темпов роста производства некачественной продукции
(обновить оборудование и заменить персонал)
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Доля некачественной продукции в общем объеме производства в % | |||
Сентябрь | B60 =C16/C26*100 | ||
Октябрь | B61 =C19/C29*100 | ||
Темпы роста % | |||
B63 =B61/B60*100 |
· расчет темпов роста объемов нереализованной продукции
(из-за плохой маркетинговой/логистической службы; изжили себя на данном рынке)
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Доля нереализованной продукции в общем объеме производства % | |||
Сентябрь | B69 =E26/C26*100 | ||
Октябрь | B70 =E29/C29*100 | ||
Темпы роста % | |||
B72 =B70/B69*100 |
· расчет темпов роста нарушения ресурсообеспечения (среднего опоздания в поставках – число дней опозданий на одну поставку) B78=(C38/B38)/(C37/B37)*100
Месяц | Товар 1 | Товар 2 | Товар 3 |
Темпы роста % | |||
B78 |
3. Определение рейтинга продукции в ранжированном ряду всех позиций товарного ассортимента.
С105 =B54
F105 =C105*B105
F109 =СУММ(F105:F108)
Показатель | Вес показателя | Оценка продукции по данному показателю | Произведение оценки на вес показателя | ||||
Тов1 | Тов2 | Тов3 | Тов1 | Тов2 | Тов3 | ||
Себестоимость | 0,3 | С105 | F105 | ||||
Качество | 0,4 | ||||||
Нереализованная продукция | 0,1 | ||||||
Ресурсообеспечение | 0,2 | ||||||
РЕЙТИНГ ПРОДУКЦИИ | F109 | ||||||
Место в товарном ассортименте | РАНГ |
Вывод: согласно предполагаемой методике, темпы роста отражают повышение негативных характеристик продукта, поэтому предпочтение отдается тому продукту, который имеет самый низкий рейтинг, т.к. структура ассортимента – динамический набор номенклатурных позиций продукта, пользующийся потенциальным спросом на рынке и обеспечивающий выживаемость, получение прибыли, то позиции товара выстраиваются в порядке возрастания рейтинговой оценки.
3 этап. Выработка объемов производства с учетом спроса на данную продукцию.
4 этап. Формирование цены
5 этап. Разработка сценариев развития предприятия с выбором наилучшего из них.
ВОПРОС: Место математического и комп. моделирования