Вопрос № 83. Основные принципы и этапы экономико-математического моделирования

Экономико-математическое моделирование - описание экономических процессов и явлений в виде экономико-математических моделей. ЭММ используется тогда, когда объект не возможно исследовать непосредственно (Солнечная система), либо объекта еще не существует (будущее состояние экономики, будущий спрос, ожидаемое предложение), либо исследование требует много времени и средств либо для проверки различного рода гипотез.

ЭММ строится на принципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему, но более простого и доступного.

Практические задачи ЭММ:

- анализ экономических объектов;

- экономическое прогнозирование, предвидение развития хозяйственных процессов и поведения отдельных показателей, использование знаний прошлого, чтобы знать будущее;

- выработка управленческих решений на всех уровнях управления.

На каждом этапе построения моделей соблюдаются определенные правила их испытания, т.е. проверки.

Структура любой проблемы определяется пятью основными экономическими элементами:

1. цель и ряд целей, достижение которых означает, что проблема решена;

2. курсы действий, с помощью которых достигается цель;

3. затраты ресурсов, требуемые для каждого курса действий;

4. модель или модели (математическая, словесная, графическая), отображающие связи между целями, курсами действий и затратами;

5. критерий, с помощью которого сопоставляются цели и задачи и отыскиваются наиболее предпочтительные решения.

В основе экономико-математических исследований лежит математическое моделирование изучаемого экономического процесса, т.е. описание количественных закономерностей этого процесса с помощью математических выражений.

Математическая модель является абстрактным отображением реального процесса и в меру своей абстрактности может его характеризовать более или менее точно.

В качестве общих принципов системного экономико-математического моделирования целесообразно принять:

1) Принцип достаточности используемой информации означает, что в каждой частной модели должна использоваться только та информация, которая известна с требуемой для результатов моделирования точностью. Под известной информацией понимаются нормативные, справочные и прочие данные о реальной производственной системе, имеющиеся к моменту моделирования, точность которых можно оценить. В связи с последовательной разработкой комплекса моделей, характеризующей сложный объект, к моменту решения некоторой задачи, формализуемой частной моделью, вся информация о моделируемой системе может быть еще не известна. Однако это не мешает использованию частной модели, если она построена с соблюдением принципа достаточности. Кроме того, выполнение принципа достаточности дает возможность переходить от общих моделей к более подробным, постепенно уточняя и конкретизируя результаты.

2) Принцип инвариантности информации требует, чтобы используемая в модели входная информация была независима от параметров моделируемой системы, которые еще не известны на данной стадии исследования; использование этого принципа позволяет избежать при построении экономико-математических моделей нередко встречающегося замкнутого круга, когда в модели используется информация, которая может быть известна лишь по результатам моделирования.

3) Суть принципа преемственностисводится к тому, что каждая последующая модель не должна нарушать свойств объекта, установленных или отраженных в предыдущих моделях комплекса. Если последующая модель не является преемственной предыдущим, то ранее построенные модели должны быть скорректированы для обеспечения принципа преемственности.

4) Для выполнения принципа эффективной реализуемости необходимо, чтобы каждая частная модель могла быть реализована при помощи современных и характерных для большинства предприятий вычислительных систем. Выполнение этого принципа также требует обеспечения соответствия точности исходныхданных, точности решения задачи и той точности результирующей информации, которая достаточна для практических целей.

Экономико-математические методы являются важными элементами в системе принятия решений.

Структура любой проблемы определяется пятью основными логическими элементами:

1) Цель или ряд действий, достижение которой означает решение проблемы.

2) Пути достижения цели (их может быть несколько),

3) Затраты ресурсов путей достижения целей,

4) Модель или модели, в которых с помощью формального языка (математическая, логическая, словесная, графическая) отображается связь между целями, путями (курсами) и затратами.

5) Критерии сопоставления цели и затрат для отыскания наиболее предпочтительного решения.

Степень структуризации проблемы, нашедшая отражение на схеме, определяется тем, насколько хорошо выделены указанные пять элементов в изучаемой проблеме.

Стандартные проблемы, как правило, с одновариантными расчетами (расчет потребности оборудования и материалов, исходя из ПП и т.п.). На этом этапе пользуются расчетными формулами, матричными балансовыми моделями.

Хорошо структурированные - это обычные проблемы, требующие выбора варианта из многих возможных. Элементы и связи таких проблем, как правило, хорошо изучены и могут выражаться количественно. Для их решения используются методы исследования операций, экономико-статистические методы и некоторые методы эконометрии.

К слабоструктурированным относятся, обычно, проблемы, связанные с выработкой долгосрочных курсов действий (путей действий), каждый из которых затрагивает многие аспекты деятельности предприятия. Эти проблемы решаются преимущественно с использованием методологии системного анализа, сочетающего качественный анализ с математическими расчетами. Примерами таких задач являются задачи по созданию новых производственных комплексов, определение стратегии технического перевооружения производства, совершенствование организации правления и т.д.

Неструктурированные проблемыотличаются неопределенностью как целей деятельности, так и возможных курсов действий. В решении таких проблем главное значение приобретает интуиция, опыт квалифицированных специалистов. Могут использоваться также общие идеи системного подхода в изучении и постановке проблем. К проблемам такого рода относится формирование долгосрочных планов научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности, планов социального развития и др.

Основные этапы процесса моделирования:

1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. Главное здесь - четко сформулировать сущность пробле­мы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы. Этот этап включает выделение важнейших черт и свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второсте­пенных; изучение структуры объекта и основных зависимостей, связывающих его элементы; формулирование гипотез (хотя бы предварительных), объясняющих поведение и развитие объекта.

2. Построение математической модели. Это - этап формали­зации экономической проблемы, выражения ее в виде конкретных математических зависимостей и отношений (функций, уравнений, неравенств и т.д.). Обычно сначала определяется основная конс­трукция (тип) математической модели, а затем уточняются детали этой конструкции (конкретный перечень переменных и параметров, форма связей). Таким образом, построение модели подразделяется в свою очередь на несколько стадий.

3. Математический анализ модели. Целью этого этапа явля­ется выяснение общих свойств модели. Здесь применяются чисто математические приемы исследования. Наиболее важный мо­мент - доказательство существования решений в сформулированной модели (теорема существования). Если удастся доказать, что ма­тематическая задача не имеет решения, то необходимость в пос­ледующей работе по первоначальному варианту модели отпадает; следует скорректировать либо постановку экономической задачи, либо способы ее математической формализации. При аналитическом исследовании модели выясняются такие вопросы, как, например, единственно ли решение, какие переменные (неизвестные) могут входить в решение, каковы будут соотношения между ними, в ка­ких пределах и в зависимости от каких исходных условий они из­меняются, каковы тенденции их изменения и т.д. Аналитической исследование модели по сравнению с эмпирическим (численным) имеет то преимущество, что получаемые выводы сохраняют свою силу при различных конкретных значениях внешних и внутренних параметров модели.

Знание общих свойств модели имеет столь важное значение, часто ради доказательства подобных свойств исследователи соз­нательно идут на идеализацию первоначальной модели. И все же модели сложных экономических объектов с большим трудом подда­ются аналитическому исследованию. В тех случаях, когда анали­тическими методами не удается выяснить общих свойств модели, а упрощения модели приводят к недопустимым результатам, перехо­дят к численным методам исследования.

4. Подготовка исходной информации. Моделирование предъяв­ляет жесткие требования к системе информации. В то же время реальные возможности получения информации ограничивают выбор моделей, предназначаемых для практического использования. При этом принимается во внимание не только принципиальная возмож­ность подготовки информации (за определенные сроки), но и зат­раты на подготовку соответствующих информационных массивов. Эти затраты не должны превышать эффект от использования допол­нительной информации.

В процессе подготовки информации широко используются ме­тоды теории вероятностей, теоретической и математической ста­тистики. При системном экономико-математическом моделировании исходная информация, используемая в одних моделях, является результатом функционирования других моделей.

5. Численное решение. Этот этап включает разработку алго­ритмов для численного решения задачи, составления программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Трудности этого этапа обусловлены прежде всего большой размерностью экономических задач, необходимостью обработки значительных массивов информации.

Обычно расчеты по экономико-математической модели носят многовариантный характер. Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ удается проводить многочисленные "модельные" эксперименты, изучая "поведение" модели при различных измене­ниях некоторых условий. Исследование, проводимое численными методами, может существенно дополнить результаты аналитическо­го исследования, а для многих моделей оно является единственно осуществимым. Класс экономических задач, которые можно решать численными методами, значительно шире, чем класс задач, дос­тупных аналитическому исследованию.

6. Анализ численных результатов и их применение. На этом заключительном этапе цикла встает вопрос о правильности и пол­ноте результатов моделирования, о степени практической приме­нимости последних.

Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Не­достатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности са­моразвития.

Математические методы проверки могут выявлять некоррект­ные построения модели и тем самым сужать класс потенциально правильных моделей. Неформальный анализ теоретических выводов и численных результатов, получаемых посредством модели, сопос­тавление их с имеющимися знаниями и фактами действительности также позволяют обнаруживать недостатки постановки экономичес­кой задачи, сконструированной математической модели, ее инфор­мационного и математического обеспечения.

Вопрос № 84. Этапы разработки плана производства продукции фирмы в условиях маркетинговой ориентации.

Маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на получение прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия и процессы. Можно сказать, что это процесс определения спроса покупателя на продукцию и услуги, мотивация их продаж и распределения каждому потребителю ради получения прибыли.

План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений предприятия, а также цели и задачи текущего планирования.

Планирование производства продукции (товаров, услуг) должно удовлетворять конкретные потребности покупателей. Поэтому исходной посылкой планирования производства в рыночных условиях, его основной задачей является необходимость увязать возможности производства с потребностями рынка. Такая задача возникает у любого самостоятельного производителя, но решаться она может по-разному.

При производственном подходе план формируется на основе рационального использования имеющегося производственного потенциала, а перед службой сбыта ставится задача продать произведенную продукцию.

При маркетинговом подходе основой формирования производственной программы предприятия является прогноз (план) продаж, составленный службой маркетинга на основе данных сбытовой сети и исследования рынка. Смысл действия такого механизма состоит в том, что потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.

Сравнение сбытовой и маркетинговой ориентации предприятия представлено в таблице:

Сбытовая ориентация Маркетинговая ориентация
1. Общие требования
1.1. учет потребностей предприятия 1.2. продается то, что удается произвести 1.3. ассортимент узкий 1.4. основная цель – внутренние факторы 1.1. учет потребностей потребителя 1.2. производится только то, что будет куплено 1.3. широкий ассортимент 1.4. основная цель диктуется внешним фактором - рынком
2. Горизонт планирования
2.1. – 2.2. долгосрочные цели отсутствуют 2.3. среднесрочные цели – результат скачкообразный 2.4. ситуационный анализ отсутствует 2.1. бизнес-планирование 2.2. долгосрочные цели на период до 10 лет 2.3. среднесрочные цели на период до 5 лет 2.4. краткосрочные конъюнктурные цели формируются посредством ситуационного анализа
3. Производственный процесс
3.1. жесткий 3.1. гибкий
4. Ценовая политика
4.1. на основе издержек производства 4.1. цена с учетом действий конкурентов
5. Разработка новых товаров
5.1. сокращение издержек производства; ведущая роль принадлежит технологам, конструкторам 5.1.на основе анализа потребностей покупателей, на основе рыночных факторов; ведущая роль - дизайнерам
6. Упаковка
6.1. только средства сохранения товара (тара) 6.1. средство формирования спроса, стимулирования сбыта, средство сохранения товара

Реализация функции маркетинга как основы внутрифирменного планирования предполагает формирование маркетинговых планов, которые являются основой планирования производства по каждому продукту в каждом хозяйственном подразделении фирмы.

Главными задачами маркетингового плана являются прогноз объема продаж продукции в натуральном и стоимостном выражении в разрезе товарного ассортимента и основных сегментов рынка, а также последовательная увязка всех маркетинговых мероприятий. Многие западные фирмы рассматривают маркетинговый план как основу плана работы фирмы во всех сферах.

Считается, что планирование на основе маркетинга имеет следующие преимущества:

- обеспечивает четкое взаимодействие между исполнителями в целях решения приоритетных для компании задач;

- позволяет координировать во времени и пространстве деятельность участвующих в производственно-сбытовом процессе служб и подразделений предприятия;

- делает возможным определение изменений рыночной конъюнктуры и их учет в деятельности фирмы (гибкая и адекватная реакция на изменения внешней среды).

Планирование ассортимента основано на жизненном цикле товара

При разработке годовой производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, а это предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных товаров. Для этих целей можно использовать матрицу БКГ (Бостонская Консалтинговая Группа).

Формирование портфеля заказов является определяющим при планировании производственной программы. Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов:

- текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данный период;

- среднесрочных заказов со сроком исполнения 1 – 2 года;

- перспективных заказов, охватывающих период времени более двух лет.

Текущие заказы должны быть подкреплены договорами, заключенными предприятием с покупателями продукции. В идеале продукция, на которую не заключен договор, может быть изготовлена лишь при наличии твердой уверенности в ее сбыте.

Поскольку ни один метод планирования продаж не в состоянии дать точный прогноз сбыта продукции предприятия, то для своевременного выявления изменений конъюнктуры рынка и отклонения фактического объема продаж от запланированного и принятия соответствующих управленческих решений осуществляется постоянный контроль за сбытом и корректировка планов производства по его итогам. В связи с этим широко используется принцип скользящего планирования.

Последовательность основных разделов плана производства:

     
  Вопрос № 83. Основные принципы и этапы экономико-математического моделирования - student2.ru
 
  Вопрос № 83. Основные принципы и этапы экономико-математического моделирования - student2.ru

План производства базируется на расчетах маркетингового плана предприятия.

План маркетинга – исходная точка в планировании, наиболее тесно связана с планом производства. Цель плана маркетинга – определить потребность рынка в продукции предприятия. Для этого нужно проводить исследования рынка, в ходе которых выявляем потенциальные потребители, проводим сегментацию рынка, исследуем основных конкурентов (виды выпускаемой ими продукции, применяемые технологии). => можно выявить ту долю рынка, на которую мы можем претендовать. => путем проведения рыночных исследований, мы получаем максимальный объем продукции, востребованной рынком => план производства.

Стратегии маркетинга:

1. Ценовая стратегия (работает с ценовым механизмом);

2. Инновационная (предприятие постоянно ориентируется на новшество и благодаря этому завоевывает рынок):

3. Стратегия воздействия на спрос на различных стадиях жизненного цикла товара.

План производства определяет состав, качество и количество продукции, подлежащей изготовлению и поставке потребителю в плановом периоде.

Маркетинговая ориентация выполнения плана состоит в определении путей достижения цели:

1. Ассортимент и ценовая политика.

2. Рациональная организация каналов распределения продукции.

3. Эффективные методы стимулирования продаж.

4. Развитие сервиса, услуг.

Наши рекомендации