Методика анализа факторов влияющих на доходы отреализации продукции

Основную часть прибыли предприятия получают от реализа­ции продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (N); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi):

Методика анализа факторов влияющих на доходы отреализации продукции - student2.ru

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости при­водит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и на­оборот.

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана по peaлизации продукции (КВП), а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот коэффициент.

Выполнение плана по реализации рассчитывают сопостав­лением фактического объема реализации с плановым в нату­ральном (если продукция однородная), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и стоимостном вы­ражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень се­бестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

По результатам факторного анализа можно оценить качество прибыли. Качество прибыли от основной деятельности при­знается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж, снижением себестоимости продукции. Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что темпы роста цен на продукцию предприятия выше темпов роста цен на потребленные ресурсы. Соотношение индекса роста цен на продукцию и индекса роста цен на ресурсы обычно называют де­флятором цены, который характеризует финансовую производи­тельность, т.е. меру возмещения роста цен на ресурсы в цене реализуемой продукции.

28. Маржинальный доход предприятия — это выручка ми­нус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой еди­ницы и переменными затратами на нее. Маржинальный доход включает в себя постоянные затраты и прибыль.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) ши­роко применяется в странах с развитыми рыночными отноше­ниями. Он позволяет:

более точно исчислить влияние факторов на изменение сум­мы прибыли и на этой основе более эффективно управлять про­цессом формирования и прогнозирования ее величины;

определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной вели­чине соответствующих факторов;

установить зону безопасности (зону безубыточности) пред­приятия;

исчислить необходимый объем продаж для получения задан­ной величины прибыли;

обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов обору­дования, технологии производства, приобретения комплектую­щих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличе­ния прибыли.

Проведение расчетов, основанных на соотношении "затра­ты — объем — прибыль", требует соблюдения ряда условий:

необходимость деления издержек на две части — перемен­ные и постоянные;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

постоянные издержки не изменяются в пределах релевант­ного (значимого) объема производства (реализации) продук­ции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предпри­ятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой про­дукции существенно не изменяются.

Наши рекомендации