Методические указания по реализации программы преддипломной практики
СБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВКР
4.1.1 Понятие ВКР
Выполнение ВКР является завершающим этапом в подготовке специалистов по туризму. Выполненная и защищённая ВКР служит основанием для решения вопроса о присвоении студенту государственной аттестационной комиссией (ГАК) квалификации специалиста по туризму.
Выпускная квалификационная работа специалиста по туризму должна отражать знания туристской индустрии, показывать уровень профессиональной подготовки выпускника, владения профессиональными технологиями, умения разрабатывать новые туристские продукты и услуги, а также инновационные подходы к решению проблем туристской индустрии.
Выпускная квалификационная работа специалиста по туризму выполняется в форме дипломной работы (или дипломного проекта).
Работа представляет собой теоретические, практические и экспериментальные исследования аналитического характера (обобщения, систематизация теории и практического опыта и т.д.).
Проект предполагает создание новой или изменение (развитие) функционирующей системы (объекта) или ее отдельных звеньев и обязательно должен включать проектную часть. Содержание проектной части – конкретная разработка направлений совершенствования отдельных сторон ее (его) деятельности.
Дипломные работы (проекты) могут иметь фундаментальный, методологический, поисковый или прикладной характер. ВКР может носить также научно-исследовательский характер и выполняться на базе анализа литературных источников и инновационных разработок в области туристской индустрии.
4.1.2 Характеристика объекта исследования
Выбор объекта исследования предопределяется квалификационной характеристикой выпускника, данной в ГОС ВПО по специальности 100201 Туризм.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
· имущество, имущественные комплексы (предприятия, учреждения, организации) и иные объекты туристской индустрии;
· информация;
· результаты интеллектуальной деятельности, туристский продукт, нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании (по договору и т.д.) и используемые ими для оказания услуг туристской индустрии, а также связанные с оказанием туристских услуг: средства размещения, средства транспорта; предприятия (учреждения, организации) питания, культуры, развлечения, спорта и т.п.;
· информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и т.п.;
· иные объекты туристской индустрии.
В соответствии с выбранной вузом специализацией «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» приоритетными являются объекты исследования, связанные непосредственно с данной областьюпрофессиональной деятельности, и видами профессиональной деятельности выпускника по специальности 100201 Туризм: сервисная; производственно-технологическая; организационная; управленческая.
В типовой структуре ВКР «Характеристика объекта исследования» – это первый раздел работы (проекта).
Если объектом исследования является организация (предприятие) в целом, то должны быть собраны следующие материалы:
- краткая историческая справка и современный уровень развития деятельности (сервисной; производственно-технологической; организационной; управленческой) с точки зрения ее масштабов, уровня специализации (виды деятельности, например: туроператорская и турагентская), комбинирования (комплексность услуг) и кооперирования (партнерские связи); использование автоматизированных информационных систем и технологий;
- виды оказываемых туристских услуг, их структура и характеристика;
- виды ресурсов туризма, их свойства, структура;
- технологическая схема процесса формирования и предоставления туристских услуг, технология туризма и используемая техника на примере формирования и предоставления услуг (например, турпродукта) одного-двух видов;
- производственная структура предприятия и структура управления;
- основные технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия за последний отчетный год (или квартал) и оценка их выполнения;
- общие перспективы развития предприятия.
Если объектом исследования является одно из структурных подразделений организации, то должны быть собраны следующие материалы:
- краткая историческая справка и современный уровень развития структурного подразделения с точки зрения его масштабов, уровня техники и технологии;
- виды оказываемых туристских услуг, их структура и характеристика;
- виды используемых туристских ресурсов (в том числе свойства) и партнерские связи (в том числе собственная или арендуемая база) и их структура;
- схема технологического процесса формирования и предоставления туристских услуг и используемая техника на примере производства не менее трех видов турпродукта или услуг;
- производственная структура предприятия и структура управления (охватывая уровень рабочих мест);
- формы организации технологического процесса, их краткая характеристика;
- основные технико-экономические показатели за последний отчетный год (или квартал) и оценка их выполнения;
- перспективы технического, социально-экономического и организационного развития структурного подразделения.
В некоммерческих организациях и структурных подразделениях органов государственной или муниципальной власти в зависимости от объекта и предмета исследования допускается представить технологию управления, особенности обработки информации, технологию документооборота, технологию партнерских связей и связей с общественностью; программы и мероприятия по развитию туризма (при наличии) и др. по согласованию с руководителем ВКР.
К характеристике объекта исследования могут относиться: его определение, классификация, виды, типы, особенности, проблемы состояния и развития. В связи со значительным разнообразием объектов исследования их характеристику следует согласовать с руководителем ВКР.
4.1.3 Предмет и методы исследования
Предмет и методы исследования тех вопросов, которым посвящается разработка ВКР, определены в общем виде студентом ранее в ходе выполнения курсовых работ, индивидуальных заданий в период прохождения практик и научно-исследовательской работы (НИРС). Их конкретизация связана с изучением нормативно-справочной литературы и профессиональных периодических изданий (имеющихся на предприятии), а также с изучением служебных материалов функциональных отделов и производственных подразделений предприятия.
В работе (проекте) могут применяться различные методы, в том числе методы статистической обработки информации, SWOT-анализ, моделирования туров, бизнес-планирования, калькулирования, анкетирования и иные. Эти вопросы в большинстве случаев решаются в
ходе дипломного проектирования, но возможные направления такого использования необходимо определить до начала практики. Для этого следует обратиться за консультацией к руководителю ВКР.
В ВКР предмет и методы исследования должны быть сформулированы во введении и во втором его разделе – «Теоретическая часть по исследуемой проблеме». Это общее название раздела, его обычно конкретизируют, например: «Особенности продвижения продукта в туристской отрасли» или «Теоретические аспекты разработки тура».
В теоретической части по исследуемой проблеме должен быть представлен литературный обзор по данной проблеме, в том числе иностранных источников; обзор нормативно-законодательных материалов (законов, стандартов, методических рекомендаций). Здесь проводится критический анализ существующих разработок, методик, технологий, обосновывается позиция, принимаемая в данной работе (проекте). Для проектов по существу определяется методика, технология, последовательность выполнения практической части работы. При выполнении раздела используются монографии, материалы научных изданий, периодической печати, официальные документы, нормативные акты, электронные издания.
4.1.4 Практическая часть по исследуемой проблеме
В типовой структуре ВКР «Практическая часть по исследуемой проблеме» – это третий раздел. Проектные решения должны должны
базироваться на методах, технологиях, которые были обоснованы в теоретической части по исследуемой проблеме и могут содержать:
· методические разработки;
· технологические обоснования;
· организационно-управленческие обоснования;
· технико-экономические, финансово-экономические и другие расчеты.
Для выполнения таких разработок, обоснований, расчетов должен быть собран необходимый исходный материал: существующие методические разработки, технологические схемы, карты, организационные и производственные структуры и механизмы их функционирования, цифровые данные, методика и примеры выполнения аналогичных расчётов на предприятии, а также другая информация.
Перечень подлежащего сбору необходимого исходного материала определяется руководителем ВКР в индивидуальном задании или рабочей программой практики.
4.1.5 Экономическая часть
Содержание раздела «Экономическая часть» определяется консультантом ВКР с ориентацией на содержание темы ВКР, объекта и предмета исследования, как правило, по согласованию с руководителем ВКР. Поэтому необходимо получить задание по данному разделу на преддипломную практику у консультанта. Раздел так же, как и другие имеет свое конкретное название, имеющее непосредственное отношение к теме работы, например, «Экономическое обоснование реализации маркетинговой политики на туристском предприятии «N».
Основные направления и содержание раздела «Экономическая часть»:
1. Обоснование стоимости и экономической эффективности тура.
2. Сравнительный анализ вариантов расчетов стоимости и экономической эффективности тура (туров).
3. Обоснование ценовой политики предприятия туристской индустрии.
4. Обоснование и/или анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия туристской индустрии.
5. Обоснование и/или анализ финансовых показателей деятельности предприятия туристской индустрии.
6. Общетеоретические аспекты экономических расчетов.
7. Практические расчеты отдельных разделов бизнес-плана (рекламного бюджета, инвестиционного, производственного финансового планов или их отдельных показателей).
8. Согласование с консультантом более детальной проработки отдельных экономических вопросов в рамках выбранной темы исследования (при этом они могут быть рассмотрены и изложены в практической части, без выделения отдельного раздела «экономическая часть»).
На практике следует изучить необходимые для обоснования расчетов действующие нормативно-законодательные акты, методические рекомендации, собрать информацию о ценах, тарифах, применяемых на предприятиях туристской индустрии с тем, чтобы обоснование было реальным.
4.1.6 Обеспечение безопасности в туризме
В типовой структуре ВКР раздел «Обеспечение безопасности в туризме» излагается после раздела «Экономическая часть» и тоже имеет свое конкретное название, например, «Анализ безопасности труда на рабочем месте с ЭВМ».
Тематика раздела определяется руководителем ВКР с ориентацией на тему и по согласованию с руководителем ВКР. Задание по данному разделу на преддипломную практику необходимо получить у консультанта.
Основные направления и содержание раздела «Обеспечение безопасности в туризме:
Безопасность на производстве.
На основе собранных данных и изученных материалов выполняется анализ опасных и вредных факторов на исследуемом объекте; даётся оценка организации безопасности деятельности; разрабатывается комплекс мероприятий по снижению негативного воздействия факторов производственной среды на участников процесса деятельности.
Экологическая безопасность.
На основе собранных данных и изученных материалов выполняется анализ воздействия объекта исследования на окружающую среду; даётся оценка разрабатываемым мероприятиям, направленным на снижение техногенной нагрузки на природу.
Психология безопасности.
На основе собранных данных и изученных материалов выполняется анализ психофизиологических факторов, воздействующих на поведение отдельного человека и группы людей в повседневных, стрессовых и экстремальных ситуациях; разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на снижение остроты индивидуальных и социальных эмоций.
4. Безопасность туристов и экскурсантов
На основе собранных данных и изученных материалов выполняется анализ вредных факторов, травмоопасности, пожаробезопасности, повышенной запыленности и загазованности. Разрабатывается комплекс мероприятий обеспечивающий при оказании туристских услуг (во время путешествия) снижение риска для жизни и здоровья туристов как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях и т. п.).
РЕКЛАМА В ТУРИЗМЕ
Выполнение данного раздела предусматривает изучение следующих вопросов:
· виды рекламы, используемые предприятием и их конкурентами;
· технология планирования рекламной кампании;
· методы определения рекламного бюджета;
· торговая марка;
· эффективность рекламной деятельности.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
В области налогов и налогообложения охарактеризовать систему налогообложения, применяемой предприятием, дать характеристику налогового окружения предприятия (приложение А), отметить особенности налогообложения туристской деятельности.