Бюджетная эффективность и социальные последствия реализации проектов.
Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджетов.
Показатели бюджетной эффективности дают возможность оценить влияние результатов реализации инновационно-инвестиционных проектов на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня. Наибольшее значение имеет показатель бюджетной эффективности, как бюджетный эффект. Бюджетный эффект определяется как превышение доходов бюджета соответствующего уровня в связи с реализацией конкретного инновационно-инвестиционного проекта.
Главный показатель бюджетной эффективности – это чистый дисконтированный доход бюджета. Здесь в качестве основы для расчета показателей бюджетной эффективности используются суммы поступлений в бюджет (в том числе, налоги, сборы и т.п., возврат кредитов и процентов по ним, дивиденды по акциям, которые находятся в собственности региона) и расхода бюджета (например, дотации, субсидии, займы, а также расходы на приобретение акций).
Еще один показатель бюджетной эффективности - интегральный бюджетный эффект, который определяется как сумма приведенных (дисконтированных) годовых бюджетных эффектов за период реализации инновационно-инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.
В качестве расходов бюджета можно рассматривать [3]:
• средства непосредственного бюджетного финансирования;
• Общие сведения о предприятии;
• балансовый отчет (форма №1) в разбивке по кварталам за анализируемый период;
• отчет о прибылях и убытках (форма №2) также в разбивке по прямое выделение бюджетных ассигнований на надбавки к ценам на энергоносители и топливо;
• выплаты по государственным облигациям
• кредиты ЦБ РФ, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве кредитных средств, которые подлежат компенсации за счет бюджета;
• государственные гарантии инвестиционных расходов отечественным и иностранным инвесторам;
• выплаты пособий лицам, которые остались без работы, потому что был осуществлен данный инновационно-инвестиционный проект;
• бюджетные средства, которые выделяются из бюджетов для ликвидации возможных последствий после осуществления инновационно-инвестиционного проекта (например, чрезвычайные ситуации), а также для компенсации другого вероятного ущерба.
В качестве доходов бюджета рассматривают:
• НДС (налог на добавленную стоимость), а также другие налоговые поступления в бюджет при реализации инновационно-инвестиционного проекта;
• таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), которые производятся в соответствии с проектом;
• поступления в бюджет налога на доходы физических лиц (с заработной платы российских и иностранных работников), полученных выполнение работ, предусмотренных по проекту;
• эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под проект;
• дивиденды по принадлежащим государству (региону) ценным бумагам (в том числе акциям), которые были выпущены с целью финансирования проекта;
• доходы государства от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, которые создаются при реализации проекта;
• поступления в бюджеты платы за пользование природными ресурсами (землей, водой и т.п.), платы за недра;
• поступления от возврата кредитов, выданных из средств бюджета на реализацию проекта, а также проценты по ним;
• штрафы и санкции, связанные с проектом (например, за нерациональное использование природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также за нецелевое расходование средств).
В качестве доходов бюджета также приравниваются поступления в различные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования, фонд занятости, начисленные от заработной платы за работы, связанные с осуществлением проекта.
Также при оценке бюджетной эффективности определяется степень участия государства (региона) в осуществлении инновационно-инвестиционного проекта и срок окупаемости затрат бюджета, которые вычисляются на основании показателей годового бюджетного эффекта.
Показатели социально-экономической эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражают эффективность данного проекта с точки зрения интересов всего общества, с тем обстоятельством, что оно несет все затраты, которые связаны с выполнением проекта. Эти показатели отражают целесообразность расходования ресурсов на осуществление конкретно данного проекта.
Однако следует признать, что основным методом оценки социальной эффективности проекта остается экспертный метод. Экспертиза ожидаемых социальных последствий научно-технических инноваций может быть организована в различных формах:
• индивидуальная и (или) коллективная экспертиза с привлечением квалифицированных специалистов различных сфер деятельности;
• социологические опросы работников и населения;
• всенародные референдумы, проводимые по проектам, затрагивающим интересы различных слоев общества или региона.
При определении социальных результатов проекта, в расчете эффективности инновационно-инвестиционного проекта отражаются:
• изменение числа рабочих мест в регионе;
• улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работающих;
• изменение надежности снабжения некоторыми товарами населения регионов или населенных пунктов;
• изменение условий труда работающих;
• экономия времени населения
• изменение структуры производственного и административного персонала.