Пути формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе

Инвестиционный климат - совокупность социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Известно, что потенциальный инвестор, если он достаточно информирован, выбирает объект вложения своих средств в регионе с наилучшими условиями инвестирования. Таким образом, очевидно, что формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе во многом повысит его конкурентоспособность среди других субъектов Российской Федерации. Оценка инвестиционной привлекательности региона представляет собой анализ социально-экономических, политических и финансовых факторов, которые обеспечивают тот или иной уровень инвестиционной привлекательности региона.Определение сильных и слабых сторон конкурентоспособности региона может определяться различными факторами. Одним из основных, по нашему мнению, является состояние развития инновационной сферы.В настоящее время существует ряд проблем в развитии инновационной сферы среди субъектов РФ. Эти проблемы условно можно разделить на следующие сектора: кадровая проблема, выраженная в неэффективности подготовки научных и административных кадров; слабость инновационной инфраструктуры – выражается в недостатке венчурных фондов, необходимых для эффективного распределения инвестиционных потоков, а также в слабости материально-технической базы инновационной сферы; Как отмечают экономисты Ставрополья и эксперты Евросоюза, в Ставропольском крае существует хороший инновационный потенциал. Разработки ставропольских ученых в области медицины, биотехнологий и другие уже получили свое признание на всевозможных выставках в России и за рубежом. Однако в крае нет системы интеграции новых технологий в производство. В большей степени эти проблемы коснулись сферы биотехнологий, машиностроения, биохимии, электроники и других, где недостаточно одного приобретения нового оборудования.наличие бюрократических барьеров, в числе которых можно выделить проблему лицензирования, а также трудность межорганизационных и межотраслевых взаимодействий; пассивность бизнес-элит, выражающаяся в сопротивлении переменам, нежелании идти на риск и сложности согласования интересов среди участников инвестиционного процесса;проблемы политико-правового характера, обусловленные ограничениями со стороны антимонопольного, налогового и патентно-лицензионного законодательства.На наш взгляд, необходим комплекс мер, направленных на решение вышеописанных проблем. Что касается решения кадровой проблемы, имеется необходимость расширения резерва финансовых и материально-технических средств для поддержания прогрессивных технологий.На современном этапе развития инновационной деятельности –необходимо образование в крупнейших фирмах единых научно-технический комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука-производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом. Это во многом поможет решению проблемы оптимизации распределения потоков финансирования объектов инновационной инфраструктуры. В эффективном развитии инновационной деятельности огромную роль играют региональные и муниципальные органы власти, осуществляющие ее поддержку, учитывая культурные, исторические и географические особенности региона и его инфраструктуру. Для успешной реализации региональной инновационной политики по формированию инновационной экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению автора, являются следующие:1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.Однако для повышения инвестиционной привлекательности региона важным условием является также доработка налогового законодательства в области инвестиций. Необходимо создание благоприятных условий для потенциальных инвесторов, при которых эффективность результата процесса привлечения инвестиций в инновационную сферу станет максимальной.





Наши рекомендации