Предмет, объекты, принципы экономического анализа.
Финансовый анализ.
Финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений. Финансовый анализ является частью более широкого понятия "экономический анализ".
Основы финансового анализа
В основе финансового анализа лежит расчет специальных показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:
1) Коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общему капиталу (активам) предприятия), коэффициент финансовой зависимости (отношение обязательств к активам).
2) Коэффициент текущей ликвидности (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам).
3) Коэффициент быстрой ликвидности (отношение ликвидных активов, включающих денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочную дебиторскую задолженность, к краткосрочным обязательствам).
4) Рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия)
5) Рентабельность продаж (отношение прибыли от продаж (валовой прибыли) к выручке предприятия), рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке).
Анализ конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия — это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и качественным (неценовым) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других предприятий-конкурентов.
Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:
-экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия: основной капитал;
-собственный и заемный капитал;
-объем продаж;
-доля на рынке;
-производственный и сбытовой потенциал: производственные и сбытовые мощности;
-наличие сырьевой базы;
-научно-исследовательский потенциал: число исследовательских центров;
-ежегодные расходы на НИОКР;
-финансовое положение: платежеспособность;
-кредитоспособность;
Анализ маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинговая деятельность фирмы направлена на то, чтобы достаточно обоснованно, опираясь на запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели. Маркетинговая деятельность сводится к четырем процессам: разработке товарной номенклатуры, формированию для нее ценовой политики, изучению рынка, обеспечению продвижения и продажам. Таким образом, организация маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой сложную задачу, так как нужно увязать между собой в динамическом равновесии внутренние ресурсы компании и требования внешней среды.
Основу маркетинга обычно составляют следующие категории: цена, предпочтение, приспособление, резкое отличие.
Практическая реализация маркетинговых функций связана с процессом управления маркетингом, который включает:
· анализ рыночных возможностей предприятия;
· отбор целевых рынков;
· разработку комплекса мероприятий по выходу на рынок;
· более глубокое внедрение в традиционный рынок с существующим товаром (например, за счет увеличения объемов выпуска товаров);
· выход с новым товаром на традиционный рынок;
· выход с существующим товаром на новый рынок;
· выход с новым товаром на новый рынок.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ предприятия. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он позволяет предпринимателю, руководству предприятия достоверно оценить текущую ситуацию и перспективы. Он должен ответить на вопрос: каковы источники и суммы денежных средств, которыми располагает фирма, на какие цели и нужды они расходуются? В рамках анализа оценивается эффективность использования денежных ресурсов, капитала.
Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доход В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.
Основные этапы анализа
- Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
- Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции.
- Расчет величины исследуемых показателей.
- Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
- Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей.
- Прогнозирование их величины в изменяющейся среде.
63.Цели,задачи исходные данные анализа себестоимости продукции(работ,услуг). Задачами анализа себестоимости продукции являются: 1)оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения; 2)установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости; 3)определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых; 4)анализ себестоимости отдельных видов продукции; 5)выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции. Цель- анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Исходные данные анализа: 1)официальная отчетность(форма №2) 2)Форма №5 (отчет о затратах на произв-во работ,услуг) 3)Соответствующие разделы текущих и перспективных планов предприятия 4) Плановые и фактические калькуляции
64.Анализ качества продукции(работ, услуг).Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; удельный вес аттестованной продукции. Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д.), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость). Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. В процессе анализа изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений. Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П). Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид
; где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; РПК - количество реализованной продукции повышенного качества. Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.
65.Анализ себестоимости продукции(работ, услуг). Основные задачи анализа себестоимости: 1)анализ себестоимости в целом по предприятию 2)анализ себ-ти отдельных видов работ, услуг 3)факторы, влияющие на себестоимость 4)выявление резервов . Исходные данные анализа: 1)официальная отчетность(форма №2) 2)Форма №5 (отчет о затратах на произв-во работ, услуг) 3)Соответствующие разделы текущих и перспективных планов предприятия 4) Плановые и фактические калькуляции. Показатели себестоимости: 1)полная себестоимость 2)себестоимость отдельных видов продукции 3)затраты на один рубль реализации( Затр=Себ/V(выручка)). Показатель должен стремиться к снижению, что обеспечит повышение рентабельности продаж. Затраты классифицируются по: элементам, статьям затрат, отношению к динамике объемов выпуска и реализации продукции, по роли в процессе производства и реализации (основные и накладные). Анализ себестоимости осуществляется на основе динамики и структуры затрат.(нарисовать табл –наименование (мат.затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц.нужды, амортизация, прочие затраты),баз,отч,отклонение,% изменения) На основании группировки предприятие может быть отнесено к материалоемкому, трудоемкому. Факторами снижения себестоимости являются:1) рациональное использование материал.ресурсов, 2) рациональное использование трудовых ресурсов 3) ув.объемов выпуска продукции-сокращение накладных расходов или условно-постоянных.Себ-ть полная= УПР(условно-постоянные расходы)-ПР(переменные расходы на ед.)x Q; Себ-ть ед-цы= УПР/Q+ ПР(ед) Эффект масштаба проявляется в том, что с ростом выпуска продукции, снижается себестоимость единицы.
66.Цели, задачи, исходные данные анализа инвестиционной деятельности предприятия. Цель анализа инвестиций состоит в: объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций; определении направлений инвестиционного развития компании и приоритетных областей эффективного вложения капитала; разработке приемлемых условий и базовых ориентиров инвестиционной политики; оперативном выявлении факторов (объективных и субъективных, внутренних и внешних) влияющих на появление отклонений фактических результатов инвестирования от запланированных ранее и, наконец, в обосновании оптимальных инвестиционных решений, укрепляющих конкурентные преимущества фирмы и согласующихся с ее тактическими и стратегическими целями. Задачи анализа 1)Провести комплексную оценку потребности и наличия требуемых условий долгосрочного инвестирования 2)Обосновать выбор источников финансирования и дать оценку стоимости капитала 3)Выявить внешние и внутренние факторы, влияющие на экономическую, бюджетную и экологическую эффективность капиталовложений; спрогнозировать результаты осуществления инвестиционных проектов 4)Обосновать оптимальные управленческие решения по минимизации риска и максимизации целевых показателей реализации проектов 5)Осуществить послеинвестиционный мониторинг и разработать рекомендации по улучшению количественных и качественных результатов инвестирования 6)Провести комплексные исследования и обобщить обширную макроэкономическую и политическую информацию об условиях реализации финансовых вложений
Исходные данные анализа :Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, бухгалтерская и статистическая отчетность, маркетинговая информация, технологическая документация, инженернотехнические разработки, заключения аудиторских и консалтинговых фирм, федеральные и региональные законодательные акты, методический материал по организации анализа; периодические издания и специальная научная литература и др.
67.Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции(работ,услуг).Затраты на производство продукции (работ, услуг) группируются по элементам и статьям, формируются по месту возникновения, объектам учета, планирования и калькулирования себестоимости. Под элементами затрат понимаются затраты, однородные по своему экономическому содержанию, а под статьями понимаются затраты, включающие один или несколько элементов. По характеру участия в процессе производства затраты делятся на основные и накладные. Основные затраты непосредственно связаны с производством продукции: они могут быть прямыми или косвенными, а накладные связаны с обслуживанием подразделений (бригад, цехов, ферм, арендных коллективов) или хозяйства в целом и управлением ими. Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты-отражаются затраты на предметы труда (используемые в производстве), на оплату работ и услуг производственного характера; затраты на оплату труда- отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты; отчисления на социальные нужды- отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования от затрат на оплату труда работников; амортизация основных фондов- отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из их балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством; прочие затраты- относятся налоги, включая налоги на землю, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и т.д. .(нарисовать табл –наименование (мат.затраты, затраты на оплату труда, отчисления на соц.нужды, амортизация, прочие затраты),баз,отч,отклонение,% изменения)
73.Анализ деловой активности предприятия.Стабильность финансового положения предприятия в условиях рыночной экономики обусловлена значительной степени его деловой активностью, которая зависит от широты рынков сбыта продукции, его деловой репутации, степени выполнения плана по основным показателям хозяйственной деятельности, уровня эффективности использования ресурсов и устойчивости экономического роста. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных коэффициентов оборачиваемости, основными из которых являются: 1)показатель фондоотдачи: ФО = ОР/ОФ, где ОР — объем реализации, руб.; ОФ — среднегодовая стоимость основных фондов. 2)Материалоотдачахарактеризует эффективность использования материальных ресурсов М0 = ОП/МЗ, где МЗ — материальные затраты. 3)Производительность трудаотражает эффективность использования трудовых ресурсов В = К/Ч, где К — количество произведенной продукции или выполненной работы в натуральных единицах измерения за период; Ч — среднесписочная численность работающих, чел.,В-выработка 4)Показатели оборачиваемости4)Коэффициент оборачиваемости активоврассчитывается как отношение объема реализации среднегодовой стоимости активов. Коа=ОР/Аср , где ОР — объем реализации, руб.; Аср— среднегодовая стоимость активов предприятия, руб. 5)Коэффициент оборачиваемости собственных средстврассчитывается как отношение объема реализации к средней за период величине собственного капитала. Кобсс=ОР/СК, где СК — среднегодовая величина суммы собственных средств. 6)Коэффициент оборачиваемости текущих активоврассчитывается как отношение объема производства к среднегодовой величине текущих активов. 7)Коэффициент оборачиваемости запасовпредставляет собой отношение себестоимости продукции, реализованной в рассматриваемом периоде, к среднегодовой величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе. 8)Коэффициент оборачиваемости оборотного капиталаравен частному от деления стоимости реализованной продукции (выручки от реализации — Вр) за данный период на средний остаток оборотного капитала за тот же период (Ок). Кок=Вр/Ок.
74. Цели, задачи, исходные данные анализа финансовых результатов деятельности предприятия.Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.). Исходные данные при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.Целями проведения анализа финансовых результатов выступают: 1)своевременное обеспечение руководства предприятия и его финансово-экономических служб данными, позволяющими сформировать объективное суждение о результатах деятельности предприятия в различных сферах хозяйствования за отчетный год в сравнении с предыдущим годом, рядом прошедших финансовых периодов, с бизнес-планом, результатами деятельности других предприятий; 2)выявление факторов, действие которых привело к изменению показателей финансовых результатов и резервов роста прибыли; 3)разработка мероприятий по максимизации прибыли предприятия; 4)разработка предложений по использованиюприбыли предприятия после налогообложения.задачи анализа финансовых результатов: 1)анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли; 2)факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг); 3)анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности; 4)анализ и оценка использования чистой прибыли; 5)анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли; 6)анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств; 7)анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты.
75.Анализ эффективности инвестиционных проектов. Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес - план).В финансовых и инвестиционных расчетах процесс приведения будущих доходов к текущей стоимости принято называть дисконтированием. Оценка эффективности инвестиционных проектов производится путем расчета ряда показателей: Чистый дисконтированный доход (ЧДД), т.е. Эинт определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами и рассчитывается по формуле ,где rt - результаты, достигаемые на t-м шаге расчета; Зt - затраты, осуществляемые на t-м шаге; Т - временной период расчета; Е - норма дисконта. Норма дисконта Е - коэффициент доходности капитала (отношение величины дохода к капитальным вложениям), при которой другие инвесторы согласны вложить свои средства в создание проектов аналогичного профиля. Если норма дисконта меняется во времени, то формула (3) выглядит следующим образом: гдеЕk - норма дисконта в k-м году; t- учитываемый временной период, год. Индекс доходности (ИД) инвестиций представляет собой отношение сумм приведенного эффекта к величине инвестиций К:
Окупаемость. Этот показатель важен с позиции знания времени возврата первоначальных вложений, т.е. окупятся ли инвестиции в течение срока их жизненного цикла? Окупаемость рассчитывается по следующей формуле:где Кок, - окупаемость, месяцы (годы); С - чистые инвестиции, руб. Дсг - среднегодовой приток денежных средств от проекта, руб.
76. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.Основным финансовым результатом является прибыль. Прибыль отражает эффективность функц-ия предприятия и является основой его дальнейшего развития. Задачи анализа:1)анализ показателей прибыли 2) поиск резервов ув. прибыли 3) анализ факторов, влияющих на прибыль. Источники инф-ии:Форма №2 Официальной отчетности, Отчет о прибылях и убытках. Показатели прибыли: 1)Валовая прибыль: П(вал)=V-C(реал)=V-C-УР-КР(выручка-себ-управл.расходы-коммерческие расходы). Основным показателем прибыли яв-ся прибыль от продаж. 2) Бухгалтерская прибыль(учитывает прочие доходы и расходы)-сдача имущ-ва в аренду, доходы от участия в других орг-ях, от операций с цб,депозитными вкладами и прочие) 3) Налогооблагаемая прибыль( бух.прибыль корректируется в целях налогооблажения) 4)Чистая прибыль-рапределяются на потребление(выплату девидендов, премий, соц. пособий), а также на накопления (укрепление матер.базы) П(ч)=Ф(потр)+Ф(нак). Так.обр., прибыль полученная в определенном периоде подлежит распределению с учетом интересов предприятия. Факторы влияющие на прибыль: 1)внешние-спрос, предложение, конкуренция, конъюктура рынка, налоговая политика гос-ва, амортизационная политика, уровень цен на ресурсы) 2) Внутренние-совершенствование механизма хозяй-я, повышение эффективности управления затратами, внедрение достижений тех.прогресса в хоз.практику.
77.Способы проведения детерминированного факторного анализа. Детерминированный факторный анализ— это методика изучения влияния факторов на результативный показатель, связь между которыми имеет функциональный характер. То есть результативный показатель представлен в виде произведения, алгебраической суммы или частного факторов.Существует несколько способов проведения детерминированного факторного анализа: 1)способ цепных подстановок; используется для расчета влияния факторов во всех типах детерминированных факторных моделей: аддитивных, мультипликативных, кратных и смешанных (комбинированных). Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и т.д. факторов, допуская, что остальные не меняются. 2)способ абсолютных разниц; При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели. 3) способ относительных разниц; Согласно этому правилу, для расчета влияния первого фактора необходимо базисную (плановую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост первого фактора, выраженный в процентах, и результат разделить на 100. Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к плановой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора в процентах и результат разделить на 100. Влияние третьего фактора определяется аналогично: к плановой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д. 4) интегральный способ и т. д. Использование этого способа позволяет получать более точные результаты расчета влияния факторов по сравнению со способами цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц и избежать неоднозначной оценки влияния факторов потому, что в данном случае результаты не зависят от местоположения факторов в модели, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался от взаимодействия факторов, раскладывается между ними пропорционально изолированному их воздействию на результативный показатель. В интегральном методе пользуются определенными формулами.
Предмет, объекты, принципы экономического анализа.
.Предмет экономического анализа -это хозяйственные процессы, их социально-экономическая эффективность; факторы, влияющие на конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности; причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, получающие отражение через систему экономической информации.
Объектом экономического анализаявляются социально-экономические процессы расширенного воспроизводства, осуществляющиеся в процессе хозяйственной деятельности предприятий и объединений, их внутренних подразделений, отражаемые в плане, текущем учете, отчетности, других источниках информации.
принципы:
1. Системность, предполагающая изучение любого хозяйствующего субъекта как звена более крупной хозяйственной системы (отрасли, региона, народного и мирового хозяйства); как системы, объединяющей структурные подразделения, позволяющие реализовать процесс производства, и включающей различные факторы производства; как целенаправленно развивающейся системы.
2. Комплексность, требующая всестороннего изучения явления и процесса, т.е. раскрывающая их основное содержание, факторы формирования, рассматривающая их во взаимосвязи и взаимообусловленности. Особо следует отметить, что комплексность требует обоснования и использования информации, необходимой о достаточной для реализации поставленной цели анализа.
3. Научность, т.е. раскрытие экономической сущности изучаемого явления и процесса, правильной их оценки, тенденций и темпов изменения. Важной составной частью научности является выбор надежных и обоснованных методов и процедур анализа.
4. Регулярность, которая определяется для каждого объекта анализа в зависимости от темпов его изменения и подвижности. Для одних объектов анализ может проводиться постоянно на основе непрерывного наблюдения (мониторинг), когда выявляются отклонения от обоснованного ритма; для других – через определенные интервалы, обусловленные длительностью производственного цикла, жизненного цикла продукции, технологии и техники и т.п.; для третьих – через равные промежутки времени (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Чтобы соблюсти этот принцип, необходимо избегать случайности и кампанейщины, поскольку периодичность анализа должна быть объективно обоснована.
5. Конкретность, реализуемая прежде всего в результате целевой направленности и адресности анализа. Конкретный анализ должен базироваться на данных объектах определенного класса, которые либо сопоставимы, либо взаимосвязаны в своей хозяйственной деятельности. При этом применяются разные методики анализа. Уровень конкретности анализа в значительной мере характеризуется количественной определенностью сделанных из него выводов.
6. Объективность, которая предполагает доказательность выводов анализа. Это обеспечивается полнотой раскрытия причин изменения изучаемых объектов, измерением силы их влияния на исследуемый объект и правильностью оценки тенденций, основных факторов и условий их функционирования.
7. Действенность, обеспечивающая как целенаправленность анализа, так и оценку тенденций и силу влияния факторов на изучаемый объект. В процессе анализа аналитик должен ответить на вопросы: можно ли добиться желаемого результата и как его получить, какие изменения реально возможны, и насколько они рациональны с позиций экономической, социальной технической эффективности. К сожалению, аналитики часто упускают из виду оценку реальности и эффективности воздействия выявленных факторов на изучаемый объект, что снижает практическое значение аналитической работы.
8. Преемственность, которая реализуется, во-первых, соблюдением единых принципов аналитической работы, во-вторых, сопоставимостью выводов, сделанных на основе различных тематических анализов, и возможностью их взаимной увязки, в-третьих, сопоставимостью анализа, проведенного за разные периоды.
9. Экономичность, для достижения которой объем аналитической работы и затраты на ее проведение должны быть соизмеримы с эффектом, который она обеспечивает. Это особенно важно при проведении ретроспективного анализа, когда затраты на него соизмеряются с выявленными резервами производства, и при оперативном анализе, когда затраты соизмеряются с сокращением потерь и предотвращением нерационального использования ресурсов. При проведении перспективного анализа (маркетингового, инвестиционного и инновационного), когда определяются стратегии развития объекта, повышенные затраты на анализ могут быть оправданы, так как они позволяют предотвратить неэффективные вложения. Обеспечение экономичности анализа в большой мере связано с регулярностью и четкой организацией аналитической работы, целесообразным уровнем ее централизации.
10. Демократичность, которая в большей мере относится не к содержанию, а к организации аналитической работы. Она имеет большое значение в современных условиях. Так, результаты анализа, проведенного при подведении итогов работы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью, рассматриваются на собрании акционеров и учредителей. В подготовке аналитических материалов активное участие принимает ревизионная комиссия. Демократичности анализа содействует такое преобразование структур и организации управления, при котором повышается ответственность и заинтересованность отдельных подразделений (центры ответственности) и работников в результате анализа.