Методика аудиторской проверки бизнес - процесса производства (15)
Цель – выражение мнения о достоверности показателей БФО по затратам на производство готовой продукции и о соответствии бухгалтерского учета процесса производства законодательству РФ.
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс РФ, ч.1, 2;
2. Налоговый кодекс РФ, ч.1, 2;
3. ФЗ №402-фз «О бухгалтерском учете»;
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н;
5. ПБУ 1/2008, 3/2006, 4/99, 5/01, 6/01, 14/07, 10/99;
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
Источники информации:
1. Первичные документы:
1.1. приказ об учетной политике;
1.2. требования-накладные;
1.3. наряды на сдельную работу;
1.4. лимитно-заборные карты;
1.5. табели учета использованного времени;
1.6. штатное расписание;
1.7. акты приемки выполненных работ;
1.8. счета-фактуры по услугам производственного характера;
1.9. Акты о браке;
1.10. Листки внутрисменных или целодневных простоев;
1.11. Ведомости по начислению амортизации по ОС, НМА;
1.12. Сметы общепроизводственных и общехозяйственных расходов и др.
2. Регистры бухгалтерского учета:
2.1. Регистры по счетам учета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция»,
2.2. Сальдо - оборотная ведомость по счетам учета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция»,
БФО:
1. Бухгалтерский баланс;
2. Отчет о финансовых результатах;
Процедуры аудиторской проверки:
1. Изучение принятого предприятием способа калькулирования себестоимости продукции;
2. Изучение принятого предприятием способа отражения затрат на производство продукции в регистрах бухгалтерского учета.
3. Проверка полноты и правильности оформления первичных документов по затратам на производство;
4. Проверка соответствия первичных документов по затратам на производство унифицированным формам;
5. Проверка обоснованности отражения затрат на счете 20.
6. Проверка обоснованности отражения и правильности распределения общепроизводственных расходов;
7. Проверка обоснованности отражения и правильности распределения общепроизводственных расходов;
8. Проверка правильности калькулирования себестоимости брака и обоснованности списания неисправимого брака на счет 20;
9. Проверка правильности оценки НЗП;
10. Проверка правильности калькулирования себестоимости отдельных видов готовой продукции
Типичные ошибки:
1. Неполное отражение затрат на производство продукции;
2. Несвоевременное признание расходов в учете (использование счета 97);
3. Неправильное применение норм расхода, сдельных расценок, что становится возможным вследствие неэффективной системы внутреннего контроля;
4. Применение неутвержденных неунифицированных форм первичных документов;
5. Ошибки, связанные с формированием или распределением общепроизводственных или общехозяйственных расходов;
6. Необоснованное списание исправимого брака на затраты производство;
7. Несвоевременное проведение инвентаризации НЗП или нарушение порядка ее проведения и др.
70. Методика аудиторской проверки бизнес-процесса продаж и учета финансовых результатов. Цель аудиторской проверки финансовых результатов - установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков, а также законности распределения и использования чистой прибыли.
В ходе проверки правильности формирования финансового результата и использования прибыли аудитор должен решить следующие задачи:установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг; проанализировать правильность учета прочих доходов и расходов от внереализационных операций; выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.Результаты проверки правильности определения прибыли от реализации в значительной мере зависят от качества проведения контрольных процедур на предыдущих стадиях аудита, в частности на этапах аудита затрат и реализации продукции, основных средств и другого имущества, аудита расчетных операций.Правильное исчисление выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции, выручки и расходов, связанных с реализацией другого имущества объективно предопределяет точный подсчет финансового результата по этим операциям.Аудиторы осуществляют арифметический контроль формирования показателя прибыли (убытка) от продаж по данным учетных регистров по счету 90 «Продажи». Используя метод прослеживания, они обобщают результаты ранее выполненных расчетов влияния выявленных отклонений на следующие показатели Отчета о прибылях и убытках: Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, Валовая прибыль, Коммерческие расходы, Управленческие расходы и Прибыль (убыток) от продаж. Кроме того, аудиторы должны установить правильность применяемых схем корреспонденций счетов по учету формирования финансовых результатов и распределения прибыли. Обоснованность сделанных в учетных регистрах записей по каждому из проверяемых счетов аудиторы выясняют путем анализа (прослеживания) первичных документов, послуживших основанием для совершения хозяйственных операций.
Изучают операции, в результате которых формируются прочие доходы и расходы, используя счет 91 «Прочие доходы и расходы». Обобщая результаты расчета влияния выявленных отклонений на показатели «Отчета о прибылях и убытках» по операциям, связанным с выбытием основных средств, нематериальных активов и другого имущества, аудиторы корректируют показатели: прочие доходы и прочие расходы.Чтобы выяснить обоснованность отражения в учете соответствующих доходов и расходов, аудиторам необходимо изучить различные документы, удостоверяющие факт их возникновения и величину.Особое внимание необходимо уделить анализу прочих доходов и расходов. Аудитору следует собрать доказательства относительно нижеследующего:
· суммы штрафов, пеней, неустоек и других санкций за нарушение условий хозяйственных договоров на проверяемом предприятии устанавливаются в соответствии с решением суда, договором купли-продажи, поставки продукции, письменным подтверждением добровольного признания претензий поставщиков (покупателей), платежными поручениями).
· прибыль прошлых лет выявленная в отчетном году подтверждена договором купли-продажи, поставки продукции, счетами, платежными поручениями, накладными актами приемки-передачи, письмами, бухгалтерскими справками (расчетами), актами документальной проверки органами налоговой инспекции.
· положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте устанавливаются по данным валютного контракта (договора), платежных поручений и банковских выписок по валютным счетам, грузовых таможенных деклараций, накладных, счетов, инвойсов, коносаментов и др
71. Методика аудиторской проверки бизнес-процесса заготовленияПроцесс заготовления состоит из приобретения материально-производственных запасов.
Исходя из общих задач сформулируем основные задачи аудита операций заготовления материалов. К ним относится установление:фактического наличия по состоянию на отчетную дату материалов и обоснованность обязательств перед поставщиками материалов, отраженных в отчетности и первичных учетных документах (реальность существования активов и обязательств);
принадлежности аудируемому лицу (предприятию/ организации) по состоянию на определенную дату материалов, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности и реальность обязательств (наличие прав и обязательств);
отношения хозяйственных операций, связанных с приобретением материалов, к соответствующему отчетному периоду (возникновение);
отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций по заготовлению материалов либо нераскрытых статей в отчетности (полнота);
отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей стоимости материалов (стоимостная оценка);точности отражения сумм хозяйственной операций, связанных с приобретением материалов, с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация);
объяснение, классификация и описание материалов в соответствии с правилами их отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).
Приступая к проверке, аудитору необходимо получить информацию о выбранных способах и методах учета по данному участку проверки. В соответствии с требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» в приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета материалов:
— порядок учета приобретения (заготовления) материалов; способы оценки материалов по их видам при списании.
В процессе аудита аудитор собирает сведения (аудиторские доказательства) из различных источников. Достаточно информативными могут оказаться беседы аудитора с персоналом обо всех изменениях в структуре руководства и в системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, содержание и результаты, которых фиксируются в рабочих документах. Аудитор должен собрать надлежащие и достаточные аудиторские доказательства, поэтому очень важным является поиск и отбор информации из различных источников, так как только с ее помощью можно сформулировать правильные выводы.Проверку операций с МПЗ целесообразно проводить в такой последовательности:
— изучить положения учетной политики по направлениям данного участка проверки;
— оценить степень надежности системы внутреннего контроля в отношении материалов, для этого:
— провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений;
— изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;
— проанализировать состав материалов на отчетную дату;
— определить объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации;
— анализ движения материалов;
— проверка правильности оценки материалов;
— проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материалов. Аудиторская проверка заготовления материалов позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке заготовления материалов, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.