Глобализация мировой экономики: факторы, направления, этапы
Глобализация мировой экономики является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства
ФАКТОРЫ..1. Экономический фактор. Концентрация и централизация капитала, рост крупных корпораций, в том числе компаний и финансовых групп, которые в своей деятельности все больше выходят за рамки национальных границ, осваивая мировое экономическое пространство.
2. Политический фактор. Государственные границы постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов.
3. Международный фактор. Динамика глобализации связывается с датами крупных международных событий. Так, называют три вехи, стимулировавшие процессы глобализации.
4. Технический фактор. Средства транспорта и связи создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения идей, товаров, финансовых ресурсов.
5. Общественный фактор. Ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.
Глобализация экономической деятельности развивается по следующим основным направлениям:
- международная торговля товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;
- международное движение факторов производства;
- международные финансовые операции - кредиты, основные ценные бумаги, производные финансовые инструменты, валютные операции.
Риски глобализации.
Общая либерализация системы международных экономических отношений ведет к усилению международной конкуренции. Рост торговли услугами в общем объеме международной торговли порождает увеличение разрыва в уровнях заработной платы, а также рост безработицы среди последних.
Группировки и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок, признпки и задачи.реш.с помощью групп.
Группировка является одним из основных и наиболее распространенных методов обработки и анализа статистической информации.
Статистическая группировка – это расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные по каким-либо существенным признакам, и характеристика этих групп системой показателей.
Задачи:1) выделение социально-экономических типов явлений;2) изучение структуры и структурных изменений, происходящих в изучаемых явлениях;3) выявление взаимосвязей между признаками изучаемых явлений.
Соответственно этим задачам применяют способы типологической, структурной и аналитической группировок.Необходимость группировки обусловлена наличием качественных различий между явлениями, поэтому главная задача группировок – выделение в составе массовых явлений тех его частей, которые однородны по качеству и условиям развития, в которых действуют одни и те же закономерности влияния факторов. В результате такой группировки выделяются социально-экономические типы (отсюда название группировки – типологическая). Именно в выделении социально-экономических типов явлений состоит задача типологических группировок.
При использовании метода типологических группировок важное значение имеет правильный выбор группировочного признака. Выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы исследуемого явления.
В зависимости от вида группировочных признаков различают группировки по количественному и по качественному (атрибутивному) признаку.
Качественныйпризнак отражает определенные свойства, качества данного явления и записывается в виде текста. Например, качественными признаками группировок населения могут быть пол, возраст, семейное положение, образование и т.д.
Количественные признаки в свою очередь могут носить дискретный (например, количество человек в семье – один, двое, трое и т.д.) и непрерывный (например, суммы денег, которые могут иметь любое большое значение) характер.
По количеству взятых в основу группировок признаков их вид может быть простым(Если в основу группировки положен один признак) и сложным(, если два или более признаков).