Статистика финансов на железнодорожном транспорте

Статистика финансов на железнодорожном транспорте

Объект статистики финансов на железнодорожном транспорте - это совокупность производственных отношений, реализуемых с использованием денежных инструментов. В настоящее время это относится к процессам

- обмена продукции - результат производства и формирования выручки в денежной форме,

- формирования первичных доходов,

- перераспределения первичных доходов и формирования текущих сбережений,

- формирования накоплений, принимающие форму капитала,

- использования накоплений для развития отрасли.

Носителем всех этих отношений являются деньги и связанные с ними процессы формирования денежных ресурсов и их движения в части пополнения из конкретных источников в их множестве и в части использования по направлениям в их разнообразии.

Отражение такого объекта основано на высокоразвитой системе показателей, которая структурируется следующим образом:

Показатели выручки от реализации-продажи;

Показатели прибыли и рентабельности как результат распределения и перераспределения первичных доходов;

Платежный баланс;

Показатели финансового состояния.

Показатели выручки

Показатели выручки от оказания услуг транспортом – это показатели денежных доходов, подлежащих взысканию с клиентуры за выполненые в отчетном периоде перевозки грузов, пассажиров и багажа, и оказанные в связи с перевозками дополнительные услуги (подача и уборка вагонов от мест погрузки необщего пользования, погрузочно-разгрузочные работы, предварительная продажа билетов, хранение вещей в камерах хранения и т.п.).

Определяются объемом реализованных услуг и уровнем тарифов, соответствующих рыночным ценам производителя.

Являются важнейшими показателями при принятии финансовых решений, ибо выручка от реализации продукции – основной источник финансовых ресурсов в действующих организациях отрасли.

В условиях разнообразия факторов, определяющих размеры выручки за услуги транспорта, используются группировки единичных операций, на основе которых рассчитываются общие и частные показатели в их множестве:

Выручка от грузовых перевозок – сумма доходных поступлений от клиентуры за перевозки грузов, пользованием вагонами и контейнерами, дополнительные услуги, исчисленные в соответствии с объемами оказанных услуг и уровнем тарифов на услуги и работы.

Доходные поступления за перевозки грузов во внутригосударственном сообщении

В том числе

Доходы за перевозки грузов как сумма провозных плат, начисленных за

перемещение на конкретные расстояния конкретных масс грузов

Доходы за пользование грузовыми вагонами и контейнерами.

Доходы за дополнительные операции: за объявленную ценность груза, за

сопровождение и охрану грузов, за погрузочно-разгрузочные работы, за взвешивание

грузов, за переадресовку грузов, за хранение грузов, за подачу и уборку вагонов,

страхование грузов и т.п.

Рис.Взаимосвязь показателей прибыли организации

Для характеристики особенностей формирования прибыли предприятия используются показатели - относительные величины координации (пропорциональности).

Поэтому описание механизма формирования показателей прибыли принимает следующий вид:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Таблица. Показатели доходов и расходов предприятий отрасли

Наименование показателей тыс.руб Относительные показатели  
Выручка от реализации продуктов и услуг (за минусом налогов на продукты)  
Себестоимость проданных товаров и услуг  
Валовая прибыль  
Коммерческие расходы Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,009631
Управленческие расходы - Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru
Прибыль от продаж  
Финансирование из бюджета - субсидии на возмещение потерь в связи с регулированием цен Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,1258
Балансовая прибыль  
Операционные доходы – всего Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,1748
Операционные расходы – всего Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,5815
Внереализационные доходы – всего Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,2499
Внереализационные расходы – всего Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,2488
Прибыль до налогооблажения  
Налоги на прибыль Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,2733
Чистая прибыль  

Проверка: Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

=[1+(0,1748-0,5815)+(0,2499-0,2488)] Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru (1-0,2733) Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 3373187=0.5933 Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0.7267 Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 3373187=1457353 тыс.руб.

Рентабельность -это мера эффективности производства с позиций финансового результата. При этом прибыль как показатель финансового результата сравнивается с иными показателями, характеризующими производство и реализацию продукта.

Рентабельность продукции – относительный размер прибыли, приходящийся на единичный объем затрат (расходов, издержек производства).

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Тогда: по прибыли от продаж (от выручки) Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

по прибыли балансовой (с учетом субсидий) Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Рентабельность выручки – относительный размер прибыли на единичный объем выручки от реализации продукции. Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Тогда по выручке от продаж Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Рентабельность производства - относительный размер прибыли на единичный объем стоимости производственных фондов, представленных основными производственными фондами, нематериальными активами, запасами материальных оборотных средств. По существу это показатель рентабельности капитальных ресурсов

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

где среднегодовая стоимость капитальных ресурсов Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , характеризует совокупность основных средств, нематериальных активов, запасов материальных оборотных средств в виде запасов сырья, материалов, топлива, продукции незавершенного производства (в транспортном производстве нет), готовой продукции (в транспортном производстве нет), товаров, предназначенных для продажи (в торговле).

Для изучения механизма формирования уровня рентабельности большое значение имеет описание его в форме модели.

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - себестоимость реализованной продукции в расчете на единицу ее рыночной стоимости (руб/руб), а Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru является показателем доходности затрат: какая выручка (рублей) имеет место с одного рубля затрат,

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

принимая во внимание в дальнейшем, что Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru и Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru по меньшей мере.

Рассчитав: Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , имеем:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

На железнодорожном транспорте система показателей прибыли и рентабельности формируется с учетом возможности представления на уровне показателей выручки и эксплуатационных расходов отдельных видов перевозок (видов деятельности).

Прибыль железнодорожного транспорта – это прибыль, полученная в результате производства и реализации услуг транспорта. Определяется с учетом субсидирования и без. Последнее важно при изучении роли тарифов в формировании финансового результата и роли субсидий в повышении прибыльности транспорта.

Например, для пригородных пассажирских перевозок имеет место система показателей:

Прибыль от перевозок по выручке (без учета субсидирования): Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Прибыль от перевозок по доходам (с учетом субсидирования): Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

При этом факторная модель последней принимает вид:

если субсидирование рассматривать как механизм компенсации убытков

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - удельный размер субсидий на единичный объем убытков (прибыли малорентабельного производства) пригородного транспорта;

если субсидирование рассматривать как механизм возмещения недобора выручки из-за регулирования тарифов

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - удельный размер субсидий на рубль выручки от реализации услуг пригородного транспорта.

Аналогично для показателей прибыли по остальным видам перевозок.

Механизм формирования прибыли от перевозок, рассчитываемой как Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru , в наиболее агрегированной форме принимает вид;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

представляя совокупность видов перевозок в виде средних из значений по видам перевозок:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

и суммарного объема продукции видов транспорта: Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

в более детализированной форме, различая прибыль по отдельным видам перевозок:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru и Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - удельный размер прибыли на единичный объем перевозок в целом и по видам (мера прибыльности).

Заметим, что такая система показателей может быть рассчитана для финансовых результатов с учетом или без учета субсидирования.

Особое место занимают показатели финансовых результатов предприятий железнодорожного транспорта, в силу того положения, что они осуществляют перевозочную деятельность и заняты иными видами деятельности, классифицируемыми как подсобно-вспомагательная деятельность.

Поэтому для предприятий ж.-д.транспорта имеем

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - прибыль от перевозок (см. выше), Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - прибыль от подсобно - вспомогательной деятельности: Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru . Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru доходы и расходы по подсобно-вспомогательной деятельности в целом и по видам,

не исключая по возможности такого представления

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Рентабельность перевозок – удельный объем прибыли на один рубль эксплуатационных расходов.

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

может быть представлена как средняя из показателей рентабельности –убыточности конкретных видов перевозок

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Для предприятий рентабельность производства рассчитывается согласно:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

И по существу является средней из рентабельности перевозок и рентабельности подсобно-вспомогательной деятельности

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

с учетом доли (удельного веса) расходов на перевозки и на подсобно-вспомогательную деятельность.

Таблица. Показатели деятельности предприятий железнодорожного транспорта

  Наименование показателей   Период Перевозки - основной вид деятельности В том числе по видам перевозок
грузовые пассажирск. дальние пассажирск. пригородн.
Продукция транспорта, млн. ткм привед., ткм, пасс-км Базисный Текущий Темп роста,% 102,29 З1500 102,54 102,32 101,18
Расходы, млн. руб. Базисный Текущий Темп роста,% 12040,0 14769,6 122,67 7424,5 9112,1 122,73 2059,1 2545,6 123,63 2556,5 3111,9 121,73
Себестоимость перевозок, коп/10ткм, пасс-км Базисный Текущий Темп роста,% 278,06 333,46 119,92 235,70 282,11 119,69 447,15 540,25 120,82 355,31 427,46 120,31
Сравнительный уровень себестоимости Базисный Текущий Темп роста,% 1,00000 1,00000 100,00 0,84766 0,84601 99,81 1,60811 1,62013 100,85 1,27782 1,28189 100,32
Прибыль (убытки) от перевозок, млн.руб. Базисный Текущий Темп роста,% 2367,2 2667,9 112,70 4754,3 5495,0 115,58 -745,1 -814,9 109,37 -1642,0 -2012,2 122,55
Субсидии из бюджетов млн. руб. Базисный Текущий Темп роста,% 286,5 376,7 131,48 5,4 11,4 211,11 3,8 10,7 281,58 277,4 354,6 155,94
Прибыль с учетом субсидий, млн. руб. Базисный Текущий Темп роста,% 2653,7 3044,6 114,73 4759,7 5506,4 115,69 -741,4 -804,2 108,47 -1364,6 -1657,6 121,47
Рентабельность (убыточность) перевозок, руб./руб. Базисный Текущий Темп роста,% 0,22041 0,20614 93,53 0,64108 0,60430 94,26 -0,36006 -0,31592 87,74 -0,53378 -0,53266 99,79

Как можно видеть, рентабельность перевозок снизилась и составила 93,53% от базисного уровня.

Согласно факторной модели рентабельности как средней величины:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

это произошло в связи с изменением рентабельности (убыточности) конкретных видов перевозок, а также со структурными сдвигами в общем объеме эксплуатационных расходов, как реакции на изменение структуры общего объема перевозок и соотношения между уровнями себестоимости конкретных видов перевозок.

Анализ динамики средней рентабельности перевозок опирается на сформированного в ходе моделирования методом последовательного изменения факторов следующего ряда средних уровней:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ,

на основе которых рассчитываются показатели-оценки влияния факторов:

изменение структуры перевозок Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

различий в динамике себестоимости перевозок по видам Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

изменение структуры эксплуатационных расходов Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

изменение рентабельности перевозок по видам Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Для нашего примера (руб/руб):

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,22041

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru 0,20614 .

Тогда рассчитаем показатели-оценки:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

имея в виду, что Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ; Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

причем в части грузовых перевозок Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

в части пассажирских дальних перевозок Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

в части пассажирских пригородных перевозок Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Контроль расчетов:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ;

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru ( см. табл);..

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

Платежный баланс

Платежный баланс - это система показателей запасов и движения денежных средств. Поэтому имеет структуру:

Запас денежных средств на начало периода + Приток денежных средств за период =

= Отток денежных средств за период + Запас денежных средств на конец периода.

При этом система показателей платежного баланса должна отражать реальные процессы в сфере денежного обращения с такой глубиной и полнотой, которые обеспечивают необходимый для высокоэффективного управления объем информационных, объяснительных, эвристических и прогностических функций.

К системе показателей платежного баланса предъявляются следующие требования: отразить в организационном, экономическом, отраслевом и территориальном отношениях размещение денежных ресурсов, разнообразие источников поступления (притока) и направлений расходования (оттока) денежных средств.

Разнообразие в экономическом отношении основано на отражении многообразия экономических операций, которые связаны с приобретением ресурсов производства, реализацией результатов производства, образованием, распределением и использованием доходов и накоплений (в том числе и заимствованных на стороне), и которые обслуживаются системой денежных отношений (финансовой системой). Поэтому платежный баланс железнодорожного предприятия включает показатели, представляющие:

движение денежных средств по текущей деятельности, обеспечивающее выполнение основных производственно-хозяйственных функций:

в части поступления денежных средств:

- поступления от реализации услуг по перевозкам,

- поступления за ремонт подвижного состава на сторону,

- поступления от прочих видов деятельности,

- поступления прочих доходов,

- поступления целевого финансирования на текущие цели,

в части направления денежных средств:

- выплаты по заработной плате,

- уплату налоговых платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды,

- оплату всех видов ремонта, выполняемых сторонними организациями,

- выплаты поставщикам и подрядчикам,

- выплаты сторонним исполнителям отдельных видов работ и услуг, обеспечивающих текущую деятельность,

- прочие расходы,

- возврат выручки по услугам, перевыставляемым ОАО «РЖД» и другим соисполнителям,

- расходы на погашение просроченной кредиторской задолженности;

движение денежных средств по инвестиционной деятельности, обслуживающее деятельность по расширенному воспроизводству основных средств и нематериальных активов, и финансовым вложениям:

в части поступления денежных средств:

- выручку от реализации внеоборотных активов,

- поступления от реализации финансовых вложений и иных оборотных активов,

- проценты к получению,

- поступления целевого финансирования на инвестиционные цели,

- прочие поступления,

в части направления денежных средств:

- расходы на приобретение основных средств,

- расходы на модернизацию подвижного состава,

- расходы на производство основных средств для собственных нужд,

- расходы на финансовые вложения (вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги (облигации, векселя), предоставленные займы, депозитные вклады, в том числе проценты по депозитным вкладам),

- прочие расходы по инвестиционной деятельности (в том числе на капитальное строительство объектов основных средств);

движение денежных средств по финансовой деятельности, связанное с осуществлением внешнего финансирования, призванного увеличивать денежные средства для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности;

в части поступления денежных средств:

- получение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов,

- прочие поступления по финансовой деятельности, в том числе от эмиссии акций и целевое финансирование на финансовую деятельность,

в части направления денежных средств:

- погашение кредитов и займов,

- выплату дивидендов,

- прочие расходы, в том числе погашение векселей.

В отраслевом отношении многообразие формируется за счет выделения конкретных видов деятельности, представляющих отрасли, для которых характер процессов притока и оттока денежных средств имеет столь существенные особенности, что с неизбежностью ставит проблемы их обязательного учета в процессе управления ими.

В условиях сложной корпоративной системы, какой является, например, ОАО «Российские железные дороги» организационный аспект отражает наличие системы взаимодействующих хозяйствующих субъектов различного уровня общности. Поэтому формируется единая система платежных балансов с элементами:

Платежный баланс ОАО, включающий сводный платежный баланс филиалов (железных дорог) и других структурных единиц (функциональных и отраслевых филиалов), в обобщенном виде отражающий функционирование присущих им денежных систем, центральный платежный баланс, отражающий процессы денежного обращения системы головной организации, консолидированный платежный баланс, обобщающий на принципах консолидации платежный сводный и центральный балансы,

Платежный баланс филиала соответствующего уровня, включающий сводный платежный баланс филиалов низового уровня и других структурных единиц, центральный платежный баланс, консолидированный платежный баланс.

Платежный баланс структурного подразделения.

Особенностью такой системы платежных балансов состоит в том, что в ней представлены не только отношения общности (часть - целое), но и, это очень важно, взаимодействия между денежными системами хозяйствующих объектов и по вертикали и по горизонтали.

Принцип консолидации в случае платежных балансов означает не просто обобщение одноименных показателей в их множестве, которые являются содержанием отчетных платежных балансах структурных единиц, включая сам аппарат данного уровня управления, а формирование новой системы показателей как содержание консолидированного сводного платежного баланса.

Такая система показателей исключает всякую возможность представления любых доходов и расходов, возникающих в результате взаимных расчетов между вышестоящим и нижестоящими структурными подразделениями, а также взаимных расчетов нижестоящих структурных подразделений между собой. В силу этого не показываются перечисление доходов с расчетных счетов структурных подразделений данного подчинения на расчетный счет данной организации; перечисление с расчетных счетов данной организации на расчетные счета нижестоящих структурных подразделений в порядке финансирования текущих расходов, а также перечисления возможных транзитных платежей. В результате такой консолидации, функционирование финансовой системы структурной единицы любого уровня представляется показателями общих запасов денежных средств и потоков только тех денежных и неденежных средств, которые поступают в систему из соответствующих источников и выбывают из системы по конкретным направлениям использования.

В условиях сложившейся системы производственных отношений между элементами ОАО «РЖД» различного уровня, платежный баланс объективно отражает операции, которые не связаны с движением денежных средств. К ним отнесятся операции

централизованной оплаты работ и услуг головным подразделением в рамках внутрихозяйственного финансирования текущей деятельности,

централизованного финансирования целевых программ ОАО «РЖД» (в размерах, относимых на долю филиала);

централизованные закупки товарно-материальных ценностей Росжелдорснабом в размере поступления этих средств в филиал;

оплаты работ, услуг, закупок товарно-материальных ценностей другими филиалами за филиал-бюджетодержатель.

Без отражения этой группы отношений невозможно полное описание экономической деятельности как системы потоков и запасов в их разнообразии, отображаемой в системах экономического учета, включая бухгалтерский учет.

В силу этого показатели платежного баланса отражают финансовые потоки, представленные потоками денежных средств, формируя платежный баланс денежных средств, и потоками централизованных и экстерриториальных платежей и поставок, формируя баланс неденежных операций.

Качественные особенности процессов, представленных системой показателей – абсолютных величин, отражают показатели – относительные величины: относительные величины структуры и относительные величины координации. Последние важны в первую очередь как характеристики пропорциональности между денежными потоками и запасами в их разнообразии.

Баланс активов и пассивов

Активы Обязательства и чистая стоимость капитала
А1 - активы с абсолютной ликвидностью А2 – активы с быстрой ликвидностью А3 – активы с медленной ликвидностью А4 – низко ликвидные активы П1 – срочные обязательства П2 - краткосрочные обязательства П3 – долгосрочные обязательства П4 – чистая стоимость капитала - источники собственных средств
Итого активов Итого пассивов

В формировании системы показателей баланса активов и пассивов основную роль играет бухгалтерский учет в организации, который, несмотря на его собственные принципы, организован статистически.

Сравнение показателей активов и пассивов исходит из того положения, что абсолютная устойчивость финансового состояния имеет место при условии, что

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.

Особенности финансового состояния отражают показатели платежеспособности – относительные величины как мера способности за счет соответствующих средств-активов погасить срочные и краткосрочные обязательства:.

В частности

Коэффициент покрытия (коэффициент текущей ликвидности) – степень способности организации погасить срочную и краткосрочную задолженность за счет имеющихся текущих оборотных активов:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Коэффициент абсолютной ликвидности - степень способности организации погасить срочную и краткосрочную задолженность за счет активов с абсолютно ликвидностью:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Коэффициент быстрой ликвидности ( уточненный коэффициент ликвидности) - степень способности организации погасить срочную и краткосрочную задолженность за счет активов с абсолютной и быстрой ликвидностью:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

В целях более строгой оценки в расчете коэффициентов платежеспособности размер активов с быстрой ликвидностью (А2) даются по чистой дебиторской задолженности, то есть за вычетом потенциально сомнительных долгов, размер активов с медленной ликвидностью (А3) определяются без учета расходов будущих периодов, которые относятся к низко ликвидным активам (А4). В свою очередь в состав краткосрочных обязательств (П2) не включаются доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов, которые относятся к собственным источникам средств (П4).

Вторая группа показателей – это показатели финансовой устойчивости, характеризующих способность обеспечения деятельности собственными и приравненными к ним источниками средств. Собственные источники средств представляют капитал и резервы организации. Как можно видеть они представлены агрегатом П4. Приравнными к собственным относятся заемные средства, которыми организация может распоряжаться в течении длительного периода, то есть долгосрочные кредиты и займы (соответственно агрегат П3).

Коэффициент финансовой автономии – доля активов организации, обеспеченная собственными источниками средств

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Коэффициент финансовой устойчивости - доля активов организации, обеспеченная источниками собственных и приравненных к собственным заемных средств

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Коэффициент задолженности (коэффициент финансового риска) – показатель нагрузки собственных средств со стороны заемных:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Зависимость показателя финансовой автономии от показателя задолженности принимает следующий вид:

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru .

В свою очередь формирование коэффициента финансовых рисков можно описывать в следующем виде

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

где Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru - относительный размер активов организации, в сравнении с источниками собственных средств.

(Надо учитывать, что сумма активов равна сумме пассивов – см. Баланс активов и пассивов).

Коэффициент маневренности оборотного капитала – доля собственных источников оборотного капитала в общей величине источников собственных средств

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами говорит о наличии собственных источников оборотного капитала, и расчет показателя имеет смысл.

В противном случае имеет место ситуация, когда за счет заемных средств в виде кратковременной задолженности формируются низко ликвидные активы, что неизбежно ставит организацию в положение неплательщика по краткосрочным обязательствам. Тогда показатель становится по существу мерой финансового риска.

Кроме этого показателя текущие возможности организации характеризует показатель - Коэффициент обеспеченности собственными средствами – доли оборотных средств организации, формируемых за счет собственных источников оборотного капитала.

Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru

Положительная величина разности указывает на наличие собственных источников оборотного капитала. Расчет показателя имеет смысл. Тогда рассматривается величина коэффициента в интервала Статистика финансов на железнодорожном транспорте - student2.ru . Отрицательная величина разницы говорит об отсутствии собственных источников оборотного капитала. Более того, определенная часть низко ликвидных активов формируется за счет краткосрочных заемных средств.

Показатели активов и пассивов организации (по данным бухгалтерского баланса), млн. руб

Виды активов Стоимость на момент Виды пассивов Стоимость на момент
Внеоборотные активы Нематериальные активы   40,0 Капитал и резервы Уставной капитал   10,0
Оосновные средства 60262,5 Добавочный капитал 62408,2
Незавершенное строительство 310,7 Резервный капитал -
Доходные вложения в материальные ценности   - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)   (610,0)
Долгосрочные финансовые вложения 15,2 Долгосрочные обязательства Займы и кредиты   123,2
Отложенные налоговые активы 1,9 Отложенные налоговые обязателства 41,8
Прочие внеобортные активы - Прочие долгосрочные обязательства -
Оборотные активы Запасы в том числе: сырье материалы и другие аналогичные ценности   587,4     566,4 Краткосрочные обязательства Займы и кредиты     483,0
затраты в незавершенном производстве 1,0 Краткосрочная задолженность в том числе поставщики и подрядчики 1762,0   827,2
готовая продукция 5,8 персонал организации 152,8
расходы будущих периодов 13,2 государственные внебюджетные фонды 102,1
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценостям   115,2 по налогам и сборам 196,9
Дебиторская задолженность (со сроком погашенния более 12 месяцев)   40,0 прочие кредиторы 483,0
Дебиторская задолженность (со сроком погашения менее 12 месяцев)   420,0 Доходы будущих периодов 793,0
Краткосрочные финансовые вложения 3,0 Резервы предстоящих расходов -
Денежные средства 140,7 Прочие краткосрочные обязательства 300,0
Прочие оборотные активы 3375,2    
Итого активов 65311,8 Итого пассивов 65311,8

Статистика финансов на железнодорожном транспорте

Объект статистики финансов на железнодорожном транспорте - это совокупность производственных отношений, реализуемых с использованием денежных инструментов. В настоящее время это относится к процессам

- обмена продукции - результат производства и формирования выручки в денежной форме,

- формирования первичных доходов,

- перераспределения первичных доходов и формирования текущих сбережений,

- формирования накоплений, принимающие форму капитала,

- использования накоплений для развития отрасли.

Носителем всех этих отношений являются деньги и связанные с ними процессы формирования денежных ресурсов и их движения в части пополнения из конкретных источников в их множестве и в части использования по направлениям в их разнообразии.

Отражение такого объекта основано на высокоразвитой системе показателей, которая структурируется следующим образом:

Показатели выручки от реализации-продажи;

Показатели прибыли и рентабельности как результат распределения и перераспределения первичных доходов;

Платежный баланс;

Показатели финансового состояния.

Показатели выручки

Показатели выручки от оказания услуг транспортом

Наши рекомендации