Соотношение правового регулирования ВЭД и ПП.

Формы осуществления ВЭД

4 ФОРМЫ осуществления ВЭД:

1. внешнеторговая деятельность в узком смысле слова. Подразделяется на внешнюю торговлю вещами, и внешнюю торговлю имущественными правами.

2. Внешняя торговля работами и услугами

3. Иностранные инвестиции

4. Международное внешнеэкономическое сотрудничество.

2. Соотношениепонятий «внешнеэкономическая деятельность» и «внешнеторговая деятельность».

Внешнеторговая деятельность – разновидность деятельности внешнеэкономической, но в отеч. зак-ве и м/н актах отсутствует последовательность в применении термина «внешнеторговая» и «внешнеэкономическая» деятельность. В некоторых актах они рассматриваются как род и вид, а некоторых - как тождественное понятие.

«внешнеэкономическая деятельность» появилось в 1987 году.

С конца 90-х гг – нач 2000 – наоборот. Чаще говорят внешнеторговая деятельность

Сейчас снова сверх часто используется термин «внешнеэкономическая деятельность».

Однако закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 года №157-ФЗ (в редакции от 10.02.1999) вновь отождествил понятие ВЭД и понятие внешнеторговой деятельности. При этом давалось в статье 1 давалось следующее легальное определение:

внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);

Между тем в дальнейшем в законодательстве появляется легальное определение ВЭД. Статья 1 Федерального закона от 18.07.99 №183-ФЗ «Об экспортном контроле» устанавливает, что внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Представляется, что хотя оно и относится только к сфере экспортного контроля, это и есть легальное определение ВЭД, поскольку оно единственное в законодательстве, и его необходимо учитывать при толковании иных нормативных актов.

Однако новейшее законодательство вновь оперирует понятием «Внешнеторговая деятельность» в широком смысле слова. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ вновь заговорил о законодательстве в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При этом несомненно, что речь идет не только о внешней торговле в узком смысле. Также и новый ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ дает следующее широкое понятие внешнеторговой деятельности: «внешнеторговая деятельность –деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью». (п.4 ст.2).

Выводы:

На наш взгляд целесообразно говорить о внешнеторговой деятельности

1) в широком смысле, как синониме внешнеэкономической, и в этом смысле учитывать понятие ВЭД, данное в статье 1 ФЗ «Об экспортном контроле», и

2) в узком смысле, как об одной из форм внешнеэкономической деятельности, имея в виду исключительно перемещение материальных вещей через таможенную границу РФ с предпринимательской целью. При этом необходимо исходить из сферы правового регулирования того или иного нормативного акта.

3. Понятие правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование ВЭД - это комплексное нормативно-правовое образование, являющееся составной частью ПП, регулирующее отношения в сфере ВЭД, а именно: международные гражданско-правовые отношения, а также связанные с ними и направленные на их обслуживание публично правовые отношения (адм, процессуальные, финансовые, налоговые и др).

Как известно, правовые предметы принято рассматривать в 3 аспектах:

1) как часть системы права (не является отраслью)

2) как часть науки права (не отрасли - нет науки)

3) учебная дисциплина или учебный курс, в рамках которого изучение разных отраслевых правовых конструкций или институтов объединено с сугубо практической целью более детального изучения всех внешнеэкономических процессов, которые регулируются как частными, так и публичными нормами.

Правовое регулирование ВЭД осуществляется различными средствами различных отраслей права. Оно не является самостоятельной отраслью права, а является комплексным нормативно-правовым образованием. Это комплексное нормативно-правовое образование включает в себя всю совокупность норм различных отраслей российского права, регулирующих различные аспекты ВЭД. Таким образом, объединяющим признаком здесь служит предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования - регулируемые экономические и связанные с ними организационные и управленческие отношения.

Своего собственного метода правовое регулирование ВЭД не имеет, соответственно, будет логичным рассмотреть соотношение правового регулирования ВЭД с другими отраслями права.

Нужно выполнить, чтобы осуществить ВЭД:

1. поставить товар (гражданско-правовые)

2. оплатить товар (гражданско-правовые)

3. перевозка через таможенную границу

4. контроль за валютой (административные)

5. контроль за пересечением таможенной границы (административные)

5. уплата налогов (экс и имп НДС - административно-правовые отношения)

Все это регулирует международным правом - международно-правовые отношения.

Непосредственное ведение ВЭД через головную организацию, через филиалы и представительства - опосредованное ведение ВЭД.

Еще может быть банк.

4. Система правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно традиционному определению, право представляет собой систему юридических норм. Источниками же права считаются те формы, в которых эти нормы закрепляются и через посредство которых государство придает им общеобязательную силу.

Так как ПР ВЭД является комплексным правовым образованием, не существует единого нормативного акта, которым бы регулировались все, связанные с ним вопросы, или хотя бы большинство из них. Нормы, направленные на регулирование ВЭД содержатся в самых различных источниках

Единого представления о понятии и системе ПП не существует, но можно выделить 3 обобщенных подхода:

1) ПП - часть ГП, посвященная регулирования предпринимательских отношений.

2) ПП - часть АП, охватывающая публично правовые нормы, направленные на гос регулирование ПД.

3) ПП - комплексное образование, включающее в субя и публично правовые и частно-правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.

В рамках третьего подхода будем рассматривать правовое регулирование ВЭД.

Нормы КП в основном нормы, определяющие правотворческую компетенцию различных органов, их систему и основные начала гос управления.

Правительство дает указания ЦБ, ФТС, НО и другим органам издать акты в данной сфере.

РФ контролирует деятельность хоз субъектов.

3. Также ВЭД осуществляется частными субъектами путем заключения различных сделок и иных юридически значимых действий, которые по своей природе являются гражданско-правовыми.

ГП РФ - основа/ядро правового регулирования ВЭД.

Эти нормы могут быть либо специально предназначены для регулироваония отношений с иностранным элементом, либо общие положения.

4. Между хоз субъектами могут возникать споры, которые передают на рассмотрение государственных или третейских юрисдикционных органов. В связи с этим можно говорить, что ВЭД регулируется и нормами процессуального права. Так как ВЭд разновидность предпринимательской деятельности, значит, споры будут рассматриваться АС.

Регулирование АПП.

Также споры рассматриваются третейскими судами - международным коммерческим арбитражем (Стокгольм, Лондон, МКАС при ТПП РФ, также в СО есть МКАС при ТПП СО).

АПр традиционно считается отраслью публичного права, но нормы о разрешении споров между участниками ВЭД традиционно арбитражно-процессуальные нормы.

5. Так как ВЭД регулирует отношения отношения с иностранным элементом, то в системе права существует еще и МЧП, в рамках которого рассматриваются вопросы международных гражданских правоотношений и международный гражданский процесс.

МЧП включает семейные, наследственные, трудовые, потребительские отношения.

6. ВЭД подвергается и публично правовому регулированию, которое в основном осуществляется АП.

Есть нормы, которые регулируют отношения с иностранным элементом (нарушение законодательство о валютном регулировании, например).

Нормы, специально созданные для публично правового регулирования ВЭД образуют систему государственного регулирования ВЭД, в состав которой входят:

1) тарифное регулирование ВЭД, которое осуществляется путем обложения таможенными пошлинами, то есть ВЭД регулируется и ТП.

2) валютное регулирование (через уполномоченный банк осуществляется контроль за оборотом денежных средств);

3) внешнеторговое лицензирвоание иликвотирование;

4) экспортный контроль

и др.

7. Налоговые последствия совершения ВЭД (имп и экс НДС).

8. природо-ресурсное право, которое приобретает значение, например, в рамках соглашений о разделе продукции.

9. нормы о публично правовой ответственности за нарушение правил ведения ВЭД.

Признаются 2 основных вида: административная и уголовная.

10. Правое регулирование ВЭД и предпринимательское право.

Один из признаков ВЭД - предпринимательский характер.

ВЭД - подвид ПД.

Обычай

Применяется во внешнеэкономических отношениях куда чаще, чем внутри государства. Особенностью являются систематизации таких обычаев. Наиболее известные принадлежат Торговой палате, примеры систематизации — ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила по Инкассо. В некоторых случаях такие систематизации издаются под эгидой национальных или наднациональных организаций, но при этом не приобретают общеобязательного характера, и в силу этого остаются обычаями.

В нашей стране в доктрине принято различать — обычаи и обыкновения. Исходя из того, что обычай применяется вне зависимости от того ссылались на них стороны или нет, обыкновения только при условии такой ссылки. Кроме того в международной практике существует понимание сложившейся практики отношений между сторонами, которую можно рассматривать как частный обычай, действующий в конкретных отношениях между конкретными лицами. Необходимым условием применения обычая является знание о нем участников правоотношений, либо как минимум их обязанность знать о таком обычае.

9. Роль судебного прецедента в правовом регулировании внешнеэкон деятельности.

«Прецеденты»: - речь идёт о судебной практике. На сегодняшний день, как минимум, в сфере арбитражного судопроизводства, судебная практика де факто является источником права. Однако её длительное непризнание в таком статусе привело к отсутствию детально разработанных правил применения такой практики.

У нас есть 1 суд, который официально выносит и использует в своей деятельности прецеденты – КС РФ («правовая позиция КС» - ссылается на свои правовые позиции). В ФКЗ о КС есть правило об изменении правовой позиции КС (д. проводиться пленарное заседание судей для внесения изменений в правовую позицию).

10. Российские резиденты как участники внешнеэкономической деятельности.

Субъекты частного права:

Субъекты частного права непосредственно принимают участие в осуществлении внешнеэкономической деятельности, т.е. осущ. ВЭ сделки, осущ. инвестирование, получают/не получают доходы и т.д.

1. резиденты:

· российские лица - ФЛ, постоянно проживающие на территории РФ, вне зависимости от их гражданства, в т.ч. от времени пребывания за рубежом. Признак постоянного проживания установить бывает достаточно сложно. Так, для налоговых отношений учитывается нахождение на территории страны в течение 183 и более дней за год. Однако для других видов отношений, например, валютных, это правило не применяется. О постоянном проживании может свидетельствовать, среди прочего, наличие регистрации по месту жительства, наличие постоянной работы, семьи, имущества на территории страны.

· ЮЛ, созданные на территории РФ. Специальным законодательством (налоговым и валютным) в качестве резидентов рассматриваются также обособленные подразделения ЮЛ, находящиеся на территории РФ.

Право на занятие ВЭД входит в содержание общей гражданской правоспособности. Специальных разрешений на занятие такой деятельностью не требуется.

С учётом этого, а также того, что ВЭД – всегда деятельность предпринимательская, можно сделать вывод, что:

§ ФЛ-резиденты вправе заниматься ВЭД всегда

§ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (специальная правоспособность), м. заниматься ВЭД, если это не исключено их учредительными документами или не запрещено специальным законом.

§ некоммерческие организации и унитарные предприятия могут заниматься ВЭД, если это разрешено им учредительными документами и соответствует целям их деятельности.

11. Нерезиденты как участники внешнеэкономической деятельности.

2. нерезиденты: все остальные, кто не относится к резидентам:

· ФЛ – лица, постоянно проживающие за пределами РФ, вне зависимости от их гражданства (наличия такового), в т.ч. временно находящиеся на территории РФ.

· ЮЛ, созданные по законодательству иностранных государств, частей таких государств или международных актов с местами нахождения за пределами РФ

· предприятия и организации, не являющиеся ЮЛ, созданные за пределами РФ, но обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством страны их создания (у нас применяются правила о ЮЛ к таким организациям)

· обособленные подразделения иностранных ЮЛ и иных организаций, в т.ч. находящиеся в РФ.

Возможность участия нерезидента во ВЭД на территории РФ определяется его национальным законом. Для подтверждения правоспособности иностранного лица используются выписки из торговых реестров, а также учредительные документы соответствующих лиц. Порядок регистрации нерезидентов определяется национальным правом соответствующей страны. Регистрация м. осуществляться в разных странах

ü либо специально созданными органами,

ü либо органами общего характера,

ü либо органами, имеющими наряду с регистрации иные функции,

ü либо в некоторых странах судебными органами.

В некоторых странах регистрируются не все виды организаций. Для этих организаций их правовое положение м.б. определено путём изучения их учредительных документов. Существует особая разновидность ЮЛ-нерезидентов, а именно – оффшорные компании – организации, созданные для осуществления деятельности за пределами страны их создания. Создание оффшорных компаний допускается законодательством относительно небольшого количества стран. Правовые системы этих стран содержат специальные институты, привлекающие иностранных предпринимателей к участию в таких оффшорных компаниях. К таким институтам относят:

· акции на предъявителей, которые позволяют скрыть истинного собственника компаний

· использование номинального сервиса – т.н. номинальные директора

· повышенные условия банковской тайны

· сниженные либо отсутствующие налоги

· отсутствие либо минимальная отчётность

· лёгкость создания/ликвидации организации

Можно выделить 3 группы стран, которые с разной долей условности можно отнести к оффшорам:

1. «настоящие» оффшорные юрисдикции – они сочетают большинство или все из перечисленных институтов. К ним относятся: Сейшелы, Каймановы острова, Белиз, Британские Виргинские острова. Эти страны имеют огромную долю экономики: туризм, оффшоры.

2. страны, предлагающие некоторые из перечисленных преимуществ – это часто бывшие оффшоры: Гонконг, Сингапур, Кипр.

3. юрисдикции, не являющиеся оффшорами, но предлагающие выгодное корпоративное либо налоговое законодательство – Американский штат Делавер (80-90% американских компаний не по количеству, а по объёму их доходов), Австрия, Дания, Нидерланды (самый низкий корпоративный налог на всей территории ЕС).

Нерезиденты могут осуществлять деятельность на территории РФ либо самостоятельно, либо путём участия в российских юридических лицах. Такое ЮЛ будет считаться российской организацией-резидентом и действовать на основании российских законов, однако, существует ряд дополнительных требований при их создании и в отношении них могут быть установлены как льготы, так и некоторые ограничения (например, на участие в деятельности в стратегических областях промышленности). Нерезиденты могут открывать филиалы и представительства на территории РФ.

Условием открытия таких обособленных подразделений является аккредитация при Минюсте РФ.

12. Участие государства во внешнеэкономической деятельности.

Публичные субъекты в сфере ВЭД выступают в 2-х качествах:

· они также участвуют во ВЭД

· они регулируют эту ВЭД

Их участие во ВЭД, как правило, осуществляется на равных с иными участниками гражданских правоотношений. Однако из этого равенства есть некоторые исключения:

· наиболее известным исключением является иммунитет публичных субъектов

Регулирование ВЭД – публично-правовая деятельность. Регулятивная деятельность государства осуществляется специально-уполномоченными государственными органами. Система способов государственного управления внешнеэкономической деятельностью именуется системой государственного регулирования ВЭД, которая рассматривается в 3-м разделе.

Существует ряд МО, специально созданных для регулирования внешнеэкономической деятельности. Прежде всего, к таким организациям относится ВТО, Международный валютный фонд – построена вся система валютного регулирования в стране, Шанхайская организация сотрудничества, Организация производителя экспортёров нефтяных продуктов (ОПЭК), Всемирная организация интеллектуальной собственности.

13. Роль международных организаций во внешнеэкондеятельности. (плюс инфо по 12)

Вопрос об участии лиц публичного права во внешнеэкономических отношениях имеет двойственную природу. Во-первых, это государственные органы, которые выступают в административных отношениях при государственном регулировании внешнеэкономической деятельности.

В частных отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в лице их органов. Согласно ст.11 ФЗ «Об основах госрегулирования ВТД» эти субъекты могут участвовать в ВЭД только в случаях, предусмотренных законодательством.

В случае самостоятельного выступления государственных и муниципальных образований, в отношении них действуют исключения из общих правил законодательства.

Например, существует иммунитет государства, который разделяется на:

- иммунитет собственности государства, означающий запрет на конфискацию или иное принудительное отчуждение имущества, принадлежащего иностранному государству;

- судебный иммунитет, который означает невозможность привлечения государства к ответственности на территории другого государства (perinparemnonhabetjudicium). Традиционно иммунитет является абсолютным, но с некоторых пор распространение получил т.н. «функциональный иммунитет», согласно которому государство не может быть привлечено к иностранному суду за действия, которые являются актами власти, но по делам, связанным с коммерческой деятельностью государства, судебный иммунитет не действует. Ст.251 АПК РФ: «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти…»

кроме того, в отношениях с публичными субъектами действуют ограничения в выборе применимого права. как правило, в таких отношениях применяется собственное право государства, вне зависимости от содержания коллизионных норм.

Дипломатические представительства также выступают как субъекты гражданских прав и обязанностей. При этом традиционно иностранные представительства на территории РФ считаются нерезидентами, а российские за границей – резидентами РФ.

Международные организации.

Они, конечно же, также участвуют и в частно-правовых отношениях для хозяйственного обеспечения своей деятельности, а так как они не принадлежат никакому государству, то всякая их сделка будет носить внешний характер.

Но для нашего предмета более интересна роль некоторых международных организаций в регулировании ВЭД.

Наибольшее значение в этом отношении имеет ВТО, в которую пытается вступить Россия. Вступление в эту организацию означает снятие многих ограничений, установленных в отношении российских товаров в других странах. В то же время и РФ должна будет открыть свои рынки для иностранных товаров, что может повлечь коллапс отдельных отраслей российской экономики. Отсюда – длительные переговоры, направленные на минимизацию потерь российской экономики от вступления РФ в ВТО.

Другая важная организация – МВФ. Система валютного регулирования во многом основывается на документах этой организации.

14. Понятие внешнеэкономического договора.

Схема:

1. норма права

2. юр. факт

3. правоотношение

4. акты реализации

Схема о договоре:

1. понятие: понятие, отграничение снаружи (признаки), разновидности договора

2. чем регулируется

3. договор как юр. факт, договор как сделка – формы, существенные условия, когда он вступает в силу (реальный/консенсуальный), требуется ли специальная правоспособность и т.д.

4. договорные правоотношения: права и обязанности сторон

5. ответственность: если есть специфические правила

6. все виды этого договора протянуть такой же схемой.

Внешнеэкономический договор – законодательство не даёт определения ВЭ договор, но его можно вывести из ряда других определений – договора, сделки. ВЭ сделка – ст 1209 ГК РФ говорится о форме ВЭ сделки и во втором пункте этой статьи говорится о том, что же является внешнеэкономической сделкой. Признаки:

1. внешний характер ВЭ сделки – определяется либо по субъектному критерию, т.е. контрагентом является иностранное лицо, либо по географическому критерию, т.е. перемещение товаров через границу, оказание услуг, выполнение работ за рубежом.

2. предпринимательский характер этой сделки – также м. определяться 1 из 2 признаков: либо субъектный – сторонами сделки являются ЮЛ и ИП; содержательный признак – предпринимательский характер выводится из самого существа сделки.

Внешнеэкономический договор – соглашение двух или более лиц, имеющих различную национальную принадлежность, либо имеющие коммерческие предприятия в разных странах, направленное на возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с осуществлением этими лицами предпринимательской деятельности.

15. Основные правила определения права, применимого к регулированию обязательственных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Правовое регулирование ВЭС.

Основной вопрос, разрешаемый при составлении и исполнении внешнеэкономических договоров это вопрос о применимом праве. Даже в том случае, когда отношения сторон по договору регулируются международными актами, всегда остается часть вопросов не урегулированных и подлежащих определению в соответствии с национальным законодательством. Общим правилом является возможность сторон самостоятельно выбрать применимое право.

Соглашение о применимом праве должно быть достаточно ясным и недвусмысленным, для того, чтобы понять какое именно право подлежит применению к тем или иным отношениям по договору. При этом не допускается привязка одних и тех же отношений к разным правовым системам, однако возможно привязка различных обязательств по одному договору к разным системам.(например — передача товара по германскому праву, а оплата — по праву РФ).

В том случае, если применимое право не было согласовано, действует общее правило о привязке к праву страны наиболее тесно связанной с отношением. Основной критерий наиболее тесной связи по любому договору — применяется право той стороны, которая получает деньги.

Для некоторых договоров стороны не вправе определять применимое право:

1.Исполнение договора связано с осуществлением публичных функций (например, когда необходима регистрация, то орган регистрация будет использовать свое право).

2.Случаи, когда условия для всех потенциальных контрагентов должны быть одинаковы(сюда попадают аукционы, биржа).

16. Порядок заключения, существенные условия и форма внешнеэкономических договоров.

Заключение любой сделки — это достижения согласия по всем существенным условиям. Главное существенное условие это предмет соглашения.

Существенность условий регулируется конкретным договором. Однако имеется ряд условий, которые не обязательны, но включение которых в договор целесообразно с точки зрения его дальнейшего исполнения:

1.Условия о цене договора — в случае перемещения товаров через границу возникнет необходимость в определение его таможенной стоимости для уплаты таможенных пошлин и иных налогов, взимаемых службой при пересечении границы. Установка платежей при отсутствие цены создаст проблему выполнения валютного законодательства — по требованию валютного закона для осуществления платежа за рубеж необходимо оформить паспорт сделки, без него никак.

2.Условия о порядке расчетов и их сроки — опять таки нужно для паспорта сделки.

3.Порядок и сроки исполнения не денежных обязательств — исходя из тех же самых соображений.

4.Транспортные условия договора — для определения таможенной стоимости необходимо знать, что входит в цену.

5.В случае торговли с контрагентами из стран-членов Таможенного союза, условие о сроке предоставления подтверждения уплаты косвенных налогов и ответственность за нарушение этой обязанности.

6.Условия о применимом праве.

7.Условия о порядке рассмотрения споров.

Внешнеэкономические договоры часто заключаются сразу на нескольких языках, при этом целесообразно указывать какой из текстов является основным.

Внешнеэкономические договоры в обязательном порядке должны составляться в письменной форме, последствием не соблюдения простой письменной формы, отступлением от установленной формы является недействительность договора.

17. Понятие договора международной купли-продажи товаров.

При определении м\н купли-продажи необходимо отграничить этот договор от иных договоров купли-продажи и от иных м\н договоров.

Купля-продажа является международной, если коммерческие предприятия контрагентов находятся в разных странах. При этом под коммерческим предприятием понимается предприятие ИП или ЮЛ в месте их нахождения, так и их предприятия находящиеся в иных местах, в том числе за рубежом. В силу этого м\н куплей продажей может оказаться договор между двумя российскими лицами, если он заключен в целях поставки товара от или в адрес коммерческого предприятия одного из них, находящегося за рубежом.

М\н куплей-продажей считаются только те договоры, товарами в которых выступают материальные движимые вещи, т. е. не считается м\н куплей продажей — продажа недвижимости, продажа имущественных прав даже иностранному субъекту.

Отличие от иных договоров:

1.Отграничение от мены — договор признается куплей-продажей, даже если некоторая, но не основная, часть цены уплачивается не деньгами, а иными товарами, выполнением работ, оказанием услуг.

2.Отграничение от подряда — в римском праве — если вы изготавливаете из своих материалов, то это купля-продажа, если же из чужих, то это подряд. Этот подход воспринят в м\н праве: «не признается куплей-продажей договор, при котором основная часть материалов для производства товара, предоставляется покупателем».

18. Условия применения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.).

I)Основа регулирования — Конвенция ООН «О договоре м\н купли-продаже товаров» Вена 1980 год. Она применяется:

1)Если коммерческие предприятия обоих контрагентов находятся в государствах-участниках Конвенции.(Англия не участник Конвенции)

2)Она применяется, если в соответствии с нормами применимого права, она подлежит применению.

Конвенция не применяется к некоторым видам купли-продаже, а именно:

1.розничная купля-продажа

2.продажа с аукционов

3.продажа в порядке исполнительного производства

4.продажа ценных бумаг

5.продажа морских и воздушных судов

6.продажа электроэнергии.

Конвенция регулирует не все условия, связанные с договорам, а именно Конвенция не регулирует вопросы: связанные с действительностью договора и действию договора в отношении третьих лиц. Такие вопросы регулируются соответствующим применимым национальным правом.

Конвенция является полностью диспозитивным документом, стороны могут своим соглашением исключить применение Конвенции в целом или её отдельных положений.

II)Обычаи делового оборота(ИНКОТЕРМС, Унифицированные правила по инкассо)

Статья 9 Венской Конвенции предусматривает применение в первую очередь тех правил, которые сложились в отношении сторон.(так называемый частный обычай). Но это правило применяется, если до этого между сторонами существовали какие-то отношения.

Во-вторых, если стороны связаны м\н обычаем, который отвечает одновременно двум критериям:

1.Такой обычай широко применяется в соответствующей сфере торговли.

2.Такой обычай был известен или должен быть известен сторонам.

При этом участники договора, как профессиональные торговцы, предполагаются осведомленными о наличие таких обычаев, т. е. предполагается презумпция знания о данных обычаях.

III)Национальное законодательство. Оно применяется в той части, в какой вопросы не урегулированы в Конвенции, либо в той части, в которой стороны исключили действие Конвенции.

19. Порядок заключения договора международной купли-продажи товаров; отличия от порядка, предусмотренного ГК РФ.

I)Форма

Конвенция допускает любую форму договора купли-продажи. Однако при присоединении к Конвенции СССР сделал оговорку в отношении этого правила(такая оговорка допускается Конвенцией). И на сегодняшний день Конвенция для РФ действует с учетом оговорки о неприменимости свободной формы договора. В связи с этим договор должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности.

II)Условия

Обязательное условие - о товаре.

Условие о цене, исходя из формулировок Конвенции, это условие является существенным и должно быть согласовано сторонами.

III)Порядок заключения договора во многом аналогичен порядку существующем в РФ. Также предполагается направление оферты и её акцепт.

Существенным отличием является регулирование акцепта на иных условиях (с оговоркой). Если акцепт с оговорками не меняет существенно условия оферты, то он признается акцептом и в случае, если первоначальный оферент в разумный срок не сообщит о своем несогласии заключать договор на новых условиях, договор будет считаться заключенным на условиях акцепта. У нас же в РФ — при таких условиях договор не считается заключенным.

20. Права и обязанности продавца по договору международной купли-продажи товаров.

Обязанность передать товар

По общему правилу передача товара происходит в месте нахождения продавца и продавец не обязан доставлять товар до покупателя. Но в целях уточнения правового положения сторон по договору, принято детализировать обязанности, связанные с передачей товара. Обычно это делается путем использования базисов поставки.

Базис поставки – система прав и обязанностей сторон договора К-П, связанных с передачей товара, его перевозкой, несением расходов во время перевозки, а также рисков случайной гибели, повреждения, иных расходов на товар.

По сфере действия

  • Меры, специально предназначенные для регулирования ВЭД
  • Меры общего характера, влияющие на ВЭД

3) по основаниям применения:

  • Меры, применяемые при обычном состоянии экономики
  • Экстраординарные меры, применяемые при наличии угроз российской экономике

30. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Это основной способ регулирования ВЭД. Характерной особенностью является косвенный характер воздействия на экономическую деятельность, а именно улучшение или ухудшение экономических условий ведения деятельности в связи с увеличением или уменьшением таможенных пошлин.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путём взимания таможенных пошлин. Иные платежи, взимаемые при пересечении таможенной границы не являются инструментами таможенно-тарифного регулирования.

На сегодняшний день, в зависимости от направления перемещения товара, можно выделить 2 основных вида таможенных пошлин:

1. импортные на ввозимые товары

2. экспортные на вывозимые товары

Транзитных пошлин на сегодняшний день не существует.

Таможенная пошлина выполняет 2 основные функции:

· фискальная – пополнение государственного бюджета

· регулятивная.

Эти функции зачастую противоречат друг другу. Нам важна регулятивная функция таможенных пошлин.

Помимо обычных таможенных пошлин выделяют также сезонные таможенные пошлины, устанавливаемые на определённый период времени и взимаемые вместо общих ставок таможенных пошлин, и специальные пошлины, которые взимаются сверх общих ставок таможенных пошлин и являются экстраординарной мерой регулирования ВЭД.

Характерной особенностью таможенной пошлины, отличающей её от иных фискальных поступлений, в первую очередь – от налогов, является то, что элементы налогообложения таможенным пошлинами установлены не ФЗ, а МД.

31. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности: понятие, содержание, основные правила интерпретации, сфера применения.

ТНВЭД –это систематизированный перечень всех видов товаров, которые могут перемещаться через таможенную границу.

ТНВЭД ТС утв. Соглашением «О едином таможенном тарифе ТС». Действует с 01.01.2010 года.

ТНВЭД состоит из 2х логических частей: группы товарной номенклатуры и основные правила интерпретации. Основной является первая часть. Вторая часть – инструкция по применению.

Коды товаров Всегда содержит 10 знаков 0000 00 00 00 – последние цифры позиция и субпозиция Описание товара Единицы измерения Ставка пошлины

Товарная номенклатура ВЭД, она же – единый таможенный тариф Таможенного Союза, установлена межд. соглашением, а именно – соглашением о едином таможенном тарифе в Таможенном Союзе.

Состоит из 2-х основных частей:

1. основные правила интерпретации

2. группы товарной номенклатуры

Основной частью является 2 часть, которая представляет собой систематизированный перечень всех видов товаров, которые м. ввозиться или вывозиться с указанием ставок таможенных пошлин.

Эта часть представляет собой таблицу, сост. из 4-х

Наши рекомендации