Анализ финансовых результатов деятельности предприятия: показатели для анализа, особенности построения факторных моделей, применимость основных методов факторного анализа.
Задачи и основные направления анализа финансового состояния предприятия. Внутренний и внешний финансовый анализ: цели, источники информации, методические особенности.
Под финансовым состоянием в экономической литературе принято понимать способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Анализ финансового состояния проводится как руководством предприятия, так и его учредителями, инвесторами, банками, поставщиками и т.д. Согласно этому выделяют внутренний и внешний анализ.
Внутренний анализ осуществляется службами предприятия, его результаты используются для прогнозирования, планирования финансового состояния предприятия и контроля. Цель внутреннего анализа – обеспечение планомерного поступления денежных средств и размещение собственных и заемных средств оптимальным способом для нормального функционирования предприятия и максимизации прибыли.
Инвесторы, поставщики материальных и финансовых ресурсов, органы контроля на основе публикуемой годовой (квартальной) отчетности предприятия осуществляют внешний анализ, цель которого – установить возможность выгодного вложения средств.
Таблица – Различия внутреннего и внешнего анализа
Классификационный признак | Вид анализа | |
Внешний | Внутренний | |
Назначение | Общая оценка имущественного и финансового состояния | Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности |
Исполнители и пользователи | Собственники, участники Рынка ценных бумаг, налоговые службы, кредиторы, инвесторы и др. | Управленческий персонал предприятия (руководители и специалисты) |
Базовое информационное обеспечение | Бухгалтерская отчетность | Регламентированные и нерегламентированные источники информации |
Характер предоставляемой информации | Общедоступная Аналитическая Информация | Детализированная аналитическая информация конфиденциального характера |
Степень унификации Методики анализа | Достаточно высокая возможность унификации процедур и алгоритмов | Индивидуализированные разработки |
Доминирующий временной аспект анализа | Ретроспективный и перспективный | Оперативный |
Таблица – Общая схема анализа финансового состояния
Направления анализа | Содержание | Источник информации |
Анализ финансового состояния | Общая оценка финансового состояния; - анализ финансовой устойчивости - анализ ликвидности баланса - анализ деловой активности и платежеспособности - анализ оборачиваемости запасов, кредиторской и дебиторской задолженности | Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах |
Информационная база:
Для анализа финансовой устойчивости используется формы бухгалтерской (финансовой) отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах», «Пояснение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах». При внутреннем анализе применяются данные текущего бухгалтерского учета.
Внешние факторы (причины).
1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть неправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.
2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса.
4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров и услуг.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия: показатели для анализа, особенности построения факторных моделей, применимость основных методов факторного анализа.
Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.
Обязательные элементы (этапы) анализа финансовых результатов деятельности предприятия представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Элементы анализа финансовых
результатов деятельности предприятия
Анализ финансового результата на основе отчета о финансовых результатах в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности, т. е. «горизонтальный» – позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом и «вертикальный» анализ результатов – позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Помимо вертикального и горизонтального анализа исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ.
Информационной базой для выполнения такого анализа служат отчеты о финансовых результатах.
Проведение трендового анализа финансовых результатов на российских предприятиях затруднительно. За последние годы неоднократно менялись формы и состав показателей отчетности, интерпретация тех или иных хозяйственных операций, порядок их отражения. Поэтому обеспечение сопоставимости данных по периодам возможно только при перерасчетах на основе первичных документов. При выборе перечня факторов и методики оценки их количественного влияния на прибыль от реализации конкретный алгоритм расчетов определяется на основе изучения характера производимой продукции, объема и качества исходной информации, возможности получения дополнительных данных, а также в зависимости от требуемой точности данных.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов (рисунок 2).
Рисунок 2 – Этапы анализа формирования и использования прибыли
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.
Отметим основные типы факторного анализа:
- детерминированный (функциональный) – результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов;
- стохастический (корреляционный) – связь между результативным и факторными показателями является неполной или вероятностной;
- прямой (дедуктивный) – от общего к частному;
- обратный (индуктивный) – от частного к общему;
- одноступенчатый и многоступенчатый;
- статический и динамический;
- ретроспективный и перспективный.
Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:
1) отбор факторов;
2) классификация и систематизация факторов;
3) моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;
4) расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;
5) практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
Общеизвестно, что изменение прибыли от продаж продукции обусловлено изменением следующих факторов:
- объема продаж;
- структуры продаж;
- отпускных цен на проданную продукцию;
- цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования (формула 1).
(1) |
где Q – количество реализованной продукции;
S – себестоимость единицы товара;
Руправл – управленческие расходов;
Ркоммер – коммерческие расходов.
Для расчета влияния факторов на целевой показатель можно использовать метод цепных подстановок[1]. Данный метод универсальный и применим для всех типов моделей.
Снижение себестоимости реализованных товаров, коммерческих и управленческих расходов представляют собой основные факторы увеличения прибыли.
Цель анализа – дать количественную оценку причин, вызвавших изменение прибыли, выявить влияние издержек на изменение прибыли или влияние на прибыль изменения цен, вызванного рыночной конъюнктурой.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от внереализационных операций и увеличение прибыли от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Важное значение для оценки эффективности хозяйственной деятельности каждого предприятия имеют показатели рентабельности. Рентабельность – один из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. Рентабельность более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, так как ее величина показывает соотношение эффекта с использованными ресурсами.
Общая формула рентабельности = Эффект (прибыль) / затраты