Тема 9: «Международная производственная кооперация»

План:

  1. Особенности международной производственной кооперации
  2. Формы кооперации
  3. Рынок наукоемкой продукции
  4. Участие российских фирм в МПК

Кооперация имеет следующие преимущества:

  • гибкость
  • маневренность
  • позволяет быстро включиться в процесс создания и производства новых товаров
  1. Особенности международной производственной кооперации

40% мировой торговли, в том числе 60% торговли готовой продукцией, осуществляется в соответствии с соглашениями по международной производственной кооперации. Развивающиеся страны увеличили свою долю за последние 35 лет в МТ с 17% до 33% именно за счет кооперации.

Промышленная кооперация – форма длительных и устойчивых связей между хозяйствующими субъектами, занятыми совместным изготовлением определенной продукции на основе специализации их производства.

МПК: обмен материалами, сырьем, оборудованием, средствами программного обеспечения, специалистами.

Структура вертикальной кооперации

 
  Тема 9: «Международная производственная кооперация» - student2.ru

Структура горизонтальной интеграции

Тема 9: «Международная производственная кооперация» - student2.ru

2. Формы кооперации

2 группы:

· Кооперация, реализуемая через договор и не сопровождаемая созданием каких-либо структур организаций

· Кооперация, реализуемая через международные хозяйственные объединения

Три формы промышленной кооперации:

· Научно-техническая: означает сотрудничество в области проведения НИОКР по избранным темам на основе разделения труда между партнерами.

· Производственная: длительные связи между хозяйствующими субъектами при производстве массовой или серийной продукции.

· Научно-производственная: устойчивое сотрудничество по всему циклу наука-техника-производство

3. Рынок наукоемкой продукции

К наукоемкой продукции относится та продукция, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляет не менее 3,5-4,5%.

Наукоотдача – отношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период времени (1 год).

Влияние на наукоемкий рынок

На качество роста наукоемкого рынка влияют два обстоятельства:

· первое заключается в том, что рынок увеличивается в основном за счет продаж продукции и услуг, соответствующих уровню передовой техники и технологии на потребительском рынке и производственному сектору;

· второе – должна увеличиваться доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции.

Отличительные признаки становления наукоемких производств в индустриально развитых странах:

· Эффективная и общедоступная система образования, традиций и авторитет высокой технической культуры

· Передовые научные школы по всем главным направлениям фундаментальных и прикладных исследований

· Появление нового типа общественного субъекта с потребностями в научно-технических новшествах

· Эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности и распространение нововведений

· Государственная значимость ряда отраслей науки при решении вопроса обороноспособности и технологической независимости страны

· Встроенность в мировую финансовую систему

· Высокая динамичность производства (постоянное обновление элементов производства)

· Способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности

· Высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре экономики

· Длительный полный жизненный цикл многих видов продукции, достигающий 10-15 лет

· Ключевая роль государственной поддержки инновационных проектов на начальном этапе.

Наши рекомендации