Оценка эффективности иностранных партнеров.
На 1 стадии выбора контрагента производится предварительный отбор иностранных партнеров на основе анализа абсолютных и относительных показателей по 4 группам:
1. Оценка экономического потенциала контрагента - экономический потенциал контрагента определяется в количественном или суммарном выражении с помощью оценки в динамике, масштабов операций производственного предприятия, которое характеризуется следующими показателями:
· объем продаж
· активы
· собственный капитал
· число занятых
Масштабы операций (объем продаж)дает представление о размерах производственной базы, на основании которой можно определить стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции, оборотных и необоротных активов, стоимость использованных в процессе производства машин и оборудования, что, в свою очередь, характеризует основной капитал.
2. Оценка эффективности деятельности контрагента- это коэффициенты рентабельности, отражающие, на сколько эффективно использовались все средства, обеспечивающие получение конкретного дохода и коэффициента деловой активности (скорость оборачиваемости), позволяющие проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства.
Оборачиваемость прямо влияет на платежеспособность предприятия.
3. Оценка конкурентоспособности контрагента характеризуется 2 главными показателями:
1) конкурентоспособность самого хозяйствующего субъекта (определенный товар определенного качества в максимально сжатые сроки)
2) конкурентоспособность товара определяется его полезностью в качестве потребительской стоимости в конкретных условиях
Цель этого анализа: выявить из группы аналогичных товаров такой, который отвечает определенным требованиям и пользуется повышенным спросом.
4. Оценка финансового положения контрагента:
Платежеспособность - степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать свои финансовые обязательства.
Кредитоспособность - возможность предоставления коммерческого кредита своим деловым партнерам.
На 2 стадии анализируется расширенный перечень критериев, который представляет собой коммерческие условия реализации контракта купли-продажи.
Таким образом, чтобы сделать правильный выбор контрагента необходимо определиться с выводами по следующим вопросам:
· качество товара
· какие применяются методы контроля качества товаров
· возможность изменения ассортимента товаров
· возможность получения финансовых льгот
· хорошо ли упаковка предохраняет закупаемые товары и экологична ли она
Тема 6:«Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене на мировом рынке.»
1.Интеллектуальный продукт как результат инновационной деятельности.
Обязательные свойства инновации:
· новизна
· удовлетворение рыночного спроса
· коммерческая реализуемость
Новизна - критерии:
· новый или усовершенствованный продукт, реализованный на рынке
· новый или усовершенствованный технологический процесс
· новые формы организации производства и ведения коммерческой и финансовой деятельности
· новые управленческие процессы.
Факторы, влияющие на успешное инновационное развитие:
1) высокие расходы на НИОКР (0,5% - увеличение - 4,5% ВВП)
2) наличие инновационной инфраструктуры
3) связь между исследовательскими центрами и бизнесом
4) стимулирующая роль государства
5) передовые информационные и телекоммуникационные технологии
6) наличие высококвалифицированных ресурсов творческого типа
Степень участия страны в процессах интернационализации научно-технической сферы (выход за национальные границы).
Параметры:
1. Размер страны
2. Технологическая оснащенность
3. Географическая близость к регионам, активно вовлеченным в научно-исследовательский процесс
4. Промышленная специализация.
Интернационализация проходит с помощью транснационализации (сейчас они осуществляют перенос научно-исследовательского процесса).
С инновационным развитием связывают понятие высокие технологии:
· аэрокосмическая отрасль
· фармацевтическая отрасль
· различное телекоммуникационное оборудование
· компьютеры
· точные медицинские и оптические приборы.
Лидеры: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, + НИС: страны Ю-В Азии: Тайвань, Сингапур, Гонконг.
Доля России - 0,3% : космическая техника и услуги, боевая авиация, ядерные технологии и некоторые электронные отрасли - в них мы можем конкурировать.
Вовлечение в ВЭД способствует генерации большего количества инноваций.
2. Формы реализации технологий на мировом рынке.
Международная передача технологий -это межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой и безвозмездной основе.
Формы обмена:
· передача лицензий
· поставка машин и оборудования
· оказание технологической помощи
· экспорт комплексного оборудования
· стажировка специалистов
· научно-техническое и производственное кооперирование
на безвозмездной основе:
· научно-технические публикации
· проведение выставок, различных симпозиумов
· обмен делегациями
· встречи ученых
· обучение студентов и аспирантов
Этапы жизни технологии:
1. Уникальная технология:защищена патентом, ее может использовать только владелец; стране и фирме дает абсолютное преимущество и превосходство, приносит сверхприбыль.
2.Прогрессивная технология: преимущества носят относительный характер. Она не защищена патентом, но обладает ярко выраженным ноу-хау - фирма и страна получают дополнительную прибыль.
3 Традиционная технология: отражает средний уровень развития производства, сверхприбыль не приносит.
4. Морально-устаревшая технология:закрепляет технологическую отсталость страны и фирмы.
Формы передачи технологии.
1. Лицензия (разрешение) - объекты торговли:
· промышленные образцы
· запатентованные изобретения
· товарные знаки
· ноу-хау, имеющие ценные конфиденциальные сведения.
2. Франчайзинг- контракт на использование товарного знака. Использование фирменного названия, торговой марки + услуги по технологической помощи, повышение квалификации рабочей силы, организация торговли и управления (размер платежей по контракту 1,5 - 12% суммы продаж за год).
3. Инжиниринг - продажа технологических разработок (косвенная форма - услуга по чему-либо). Оплата за инжиниринговые услуги зависит от престижа фирмы (внутри цена меньше).
3. Оценка целесообразности применения технологий.
Факторы при приобретении технологий:
· материальные затраты
· фактор времени
· технический уровень разработок
· экономический эффект
· состав и квалификация кадров
· условия сбыта продукции
Задачи фирмы, желающей приобрести технологии по лицензии:
1) выбор подходящей технологии: необходимо провести предварительную оценку всех технологий в интересующей области - источник информации.
Критерии:
· спецификация продукции и сырья
· потребление материалов
· производственные издержки
· объем капиталовложений.
Этап разработки технико-экономического обоснования закупки лицензии - следует установить контакты с фирмой-владельцем технологии. С фирмой-владельцем заключается предварительное соглашение о секретности (в форме опционного соглашения).
2) оценка выбранной технологии
3) составление лицензионного соглашения. В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с ноу-хау и осуществив необходимое ему испытание объекта или технологии, выбрать для себя 1 из 2 решений.
Элементы технико-экономического обоснования:
· срок действия плана
· технические характеристики конечного продукта
· прогнозирование сбыта
· спецификация и наличие сырья, коммунальных услуг, технического персонала
· производственные мощности
· расходы на установку и ее обслуживание
· план финансирования
· производственные издержки
· поток наличности
· возврат капиталовложений
Переговоры могут вестись 6 - 8 месяцев.
Учитывая нестабильность конъюнктуры рынка - неполная нагрузка производства (50%, 70%, 75%) - рассчитывается точка критического объема производства.
4. Лицензии и их виды.