Оценка эффективности иностранных партнеров.

На 1 стадии выбора контрагента производится предварительный отбор иностранных партнеров на основе анализа абсолютных и относительных показателей по 4 группам:

1. Оценка экономического потенциала контрагента - экономический потенциал контрагента определяется в количественном или суммарном выражении с помощью оценки в динамике, масштабов операций производственного предприятия, которое характеризуется следующими показателями:

· объем продаж

· активы

· собственный капитал

· число занятых

Масштабы операций (объем продаж)дает представление о размерах производственной базы, на основании которой можно определить стоимостную оценку произведенной и реализованной продукции, оборотных и необоротных активов, стоимость использованных в процессе производства машин и оборудования, что, в свою очередь, характеризует основной капитал.

2. Оценка эффективности деятельности контрагента- это коэффициенты рентабельности, отражающие, на сколько эффективно использовались все средства, обеспечивающие получение конкретного дохода и коэффициента деловой активности (скорость оборачиваемости), позволяющие проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства.

Оборачиваемость прямо влияет на платежеспособность предприятия.

3. Оценка конкурентоспособности контрагента характеризуется 2 главными показателями:

1) конкурентоспособность самого хозяйствующего субъекта (определенный товар определенного качества в максимально сжатые сроки)

2) конкурентоспособность товара определяется его полезностью в качестве потребительской стоимости в конкретных условиях

Цель этого анализа: выявить из группы аналогичных товаров такой, который отвечает определенным требованиям и пользуется повышенным спросом.

4. Оценка финансового положения контрагента:

Платежеспособность - степень финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования своей деятельности и способность в заранее оговоренные сроки погашать свои финансовые обязательства.

Кредитоспособность - возможность предоставления коммерческого кредита своим деловым партнерам.

На 2 стадии анализируется расширенный перечень критериев, который представляет собой коммерческие условия реализации контракта купли-продажи.

Таким образом, чтобы сделать правильный выбор контрагента необходимо определиться с выводами по следующим вопросам:

· качество товара

· какие применяются методы контроля качества товаров

· возможность изменения ассортимента товаров

· возможность получения финансовых льгот

· хорошо ли упаковка предохраняет закупаемые товары и экологична ли она

Тема 6:«Участие фирмы в патентно-лицензионном обмене на мировом рынке.»

1.Интеллектуальный продукт как результат инновационной деятельности.

Обязательные свойства инновации:

· новизна

· удовлетворение рыночного спроса

· коммерческая реализуемость

Новизна - критерии:

· новый или усовершенствованный продукт, реализованный на рынке

· новый или усовершенствованный технологический процесс

· новые формы организации производства и ведения коммерческой и финансовой деятельности

· новые управленческие процессы.

Факторы, влияющие на успешное инновационное развитие:

1) высокие расходы на НИОКР (0,5% - увеличение - 4,5% ВВП)

2) наличие инновационной инфраструктуры

3) связь между исследовательскими центрами и бизнесом

4) стимулирующая роль государства

5) передовые информационные и телекоммуникационные технологии

6) наличие высококвалифицированных ресурсов творческого типа

Степень участия страны в процессах интернационализации научно-технической сферы (выход за национальные границы).

 
  Оценка эффективности иностранных партнеров. - student2.ru

Параметры:

1. Размер страны

2. Технологическая оснащенность

3. Географическая близость к регионам, активно вовлеченным в научно-исследовательский процесс

4. Промышленная специализация.

Интернационализация проходит с помощью транснационализации (сейчас они осуществляют перенос научно-исследовательского процесса).

С инновационным развитием связывают понятие высокие технологии:

· аэрокосмическая отрасль

· фармацевтическая отрасль

· различное телекоммуникационное оборудование

· компьютеры

· точные медицинские и оптические приборы.

Лидеры: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, + НИС: страны Ю-В Азии: Тайвань, Сингапур, Гонконг.

Доля России - 0,3% : космическая техника и услуги, боевая авиация, ядерные технологии и некоторые электронные отрасли - в них мы можем конкурировать.

Вовлечение в ВЭД способствует генерации большего количества инноваций.

2. Формы реализации технологий на мировом рынке.

Международная передача технологий -это межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой и безвозмездной основе.

Формы обмена:

· передача лицензий

· поставка машин и оборудования

· оказание технологической помощи

· экспорт комплексного оборудования

· стажировка специалистов

· научно-техническое и производственное кооперирование

на безвозмездной основе:

· научно-технические публикации

· проведение выставок, различных симпозиумов

· обмен делегациями

· встречи ученых

· обучение студентов и аспирантов

Этапы жизни технологии:

1. Уникальная технология:защищена патентом, ее может использовать только владелец; стране и фирме дает абсолютное преимущество и превосходство, приносит сверхприбыль.

2.Прогрессивная технология: преимущества носят относительный характер. Она не защищена патентом, но обладает ярко выраженным ноу-хау - фирма и страна получают дополнительную прибыль.

3 Традиционная технология: отражает средний уровень развития производства, сверхприбыль не приносит.

4. Морально-устаревшая технология:закрепляет технологическую отсталость страны и фирмы.

Формы передачи технологии.

1. Лицензия (разрешение) - объекты торговли:

· промышленные образцы

· запатентованные изобретения

· товарные знаки

· ноу-хау, имеющие ценные конфиденциальные сведения.

2. Франчайзинг- контракт на использование товарного знака. Использование фирменного названия, торговой марки + услуги по технологической помощи, повышение квалификации рабочей силы, организация торговли и управления (размер платежей по контракту 1,5 - 12% суммы продаж за год).

3. Инжиниринг - продажа технологических разработок (косвенная форма - услуга по чему-либо). Оплата за инжиниринговые услуги зависит от престижа фирмы (внутри цена меньше).

3. Оценка целесообразности применения технологий.

Факторы при приобретении технологий:

· материальные затраты

· фактор времени

· технический уровень разработок

· экономический эффект

· состав и квалификация кадров

· условия сбыта продукции

Задачи фирмы, желающей приобрести технологии по лицензии:

1) выбор подходящей технологии: необходимо провести предварительную оценку всех технологий в интересующей области - источник информации.

Критерии:

· спецификация продукции и сырья

· потребление материалов

· производственные издержки

· объем капиталовложений.

Этап разработки технико-экономического обоснования закупки лицензии - следует установить контакты с фирмой-владельцем технологии. С фирмой-владельцем заключается предварительное соглашение о секретности (в форме опционного соглашения).

2) оценка выбранной технологии

3) составление лицензионного соглашения. В соответствии с опционным соглашением лицензиат за определенную плату получает право, ознакомившись с ноу-хау и осуществив необходимое ему испытание объекта или технологии, выбрать для себя 1 из 2 решений.

Элементы технико-экономического обоснования:

· срок действия плана

· технические характеристики конечного продукта

· прогнозирование сбыта

· спецификация и наличие сырья, коммунальных услуг, технического персонала

· производственные мощности

· расходы на установку и ее обслуживание

· план финансирования

· производственные издержки

· поток наличности

· возврат капиталовложений

Переговоры могут вестись 6 - 8 месяцев.

Учитывая нестабильность конъюнктуры рынка - неполная нагрузка производства (50%, 70%, 75%) - рассчитывается точка критического объема производства.

4. Лицензии и их виды.

Наши рекомендации