Общая характеристика процесса управления:сущность, цели, задачи, принципы и ф-ции.
Управление –это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.
Под субъектом управл. Понимается физ. Или юр. Лицо, от к-го исходит властное воздействие. Властные полномочия субъекта управл, его тэконом и морально-этичексие рычаги воздействия лежат в основе процесса управл.
Объектом управления могут быть физ и юр лица, а также соц-экономич системы и процессы.(Инновации, производство,рынок, финансы, информация, маркетинг, персонал).
Особенности управленческого процесса: целенаправленность, плановость, неприрывность, цикличность, взаимосвязь и взаимообусловленность процессуальных ф-ий, контролируемость.
ЦЕЛИмен-та предусматривают реализацию производственного, финансового, маркетингового и ресурсного направлений деят-ти организаций. Целью предприятия,которое занято производством продукции и услуг, конечной целью явл. получение прибыли. Задачи мен-та подчинены его целям.
ЗАДАЧИ:1. определение стратег. и тактических целей развития предприятий2выявдение приоритетных целей, их очередности и последовательности решения. 3. активизация и стимулированиеработников организации4. организация деят-ти служб и подразделений на выполнение поставленных целей.5. оперативное координирование и регулирование деят-ти персонала. 6. контроль, учет,анализ и выработкарешений по повышению эфф-ти деят-ти орган-ий.
ПРИНЦИПЫ.Ведущий принцип мен-та 1.оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления (за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратег. хар-ра, а за низовыми звеньями- оперативное управление). 2.принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности в упр-ии(каждый работник отвечает за свой участок работы). 3.принцип научной обоснованности управления (упр-е осуществляется на основе науки). 4.принцип плановости(деят-ть орг-ии должна планироваться). 5.принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности (работник несет ответ-ть за те задачи, которые в сфере его полномочий). 6.пр-п демократизации упр-я (привлечение персонала к упр-ю орг-ий)
Функции управления –это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, средствами и формами. Функции относительно самостоятельны и относительно независимы на определённых этапах управленческой деятельности. Среди функций нет главной и второстепенной, они равнозначны. Несмотря на относительную самостоятельность, функции связаны между собой. Эта связь проявляется в том, что одна функция вытекает из другой, или влияет на какие-либо функции
Планирование- разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого. Эти функции тесно связаны, но основополагающей является функция планирования. Планирование –стадия процесса управления, на которой определяются цели деят-сти , необх-е для этого средства.
Организация –процесс создания и формирования структуры пред-я, а также обесп-е его всеми необх-ми для норм-ой работы ресурсами, которое даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. (н-р Организованной культуры-совокупность внутри организац-ных принципов и правил взаимоотношений работников, системы ценностей и убеждений, восприн-мых всеми добровольно или в процессе воспитания персонала ).
Координация –функция, которая обеспеч-ет бесперебойность и непрерывность-сть процесса управления .Главная ее задача достиж-е согласованности в работе всех звеньев орг-ции путем установл-я рациональных связей между ними. Эти связи назыв-ся коммуникациями. Есть несколько видов коммун-ций: типовая процедура подготовления документов, проведение собраний, совещаний, интервьюирования, анкетирования, установление неформальных связей.
Мотивация- это процесс активизации работников для эффективного достижения поставленных целей. Мотивация бывает материальной, моральной и социальной. Материальная мотивация осуществляется путем выплаты сотрудникам заработной платы, премий и других видов материального вознаграждения. Примерами моральной (психологической мотивации) являются благодарность, грамота, фото на Доске почета и т.п. Наконец, социальная мотивация состоит в создании менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слаженно работающем коллективе, в котором каждый человек может рассчитывать на поддержку и взаимопомощь коллег по работе.
Контроль. функция менеджмента, задачей которой является количественная и качественная проверка, учет и анализ результатов работы предприятия. Целью контроля с одной стороны, является выявления слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.
47. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента
Сратегическое планирование –инструмент, помогающий в принятии управл реш при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата.
Это набор действий и решений, прежпринятых руководством, к-ые ведут к разработке специфических стратегий, помогающим организациям достчиь своих целей. Процесс формулировки стратегии по этапам, с разъяснением роли каждого члена организации.
Функции:формирование и поддержка ориентированного на будущее образа мышления и поведения организации; формирование и реализация политики в области НИОКР, маркетинга; создание базы для страт контроля, обеспечение единства управленческих процессов в организации.
Основные виды деят:рапределение ресурсов; адаптация к факторам внешней среды, координация внутренних процессов, осознание орг изменений.
Стратегия –детальный всесторонний комплексний план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижение ее целей.
Стратегический план:
1)формируется и разрабатывается высшим руководством организации
2)явл.основовй для разработки годичных оперативных планов и проектов
3)должен разрабатываться с т.зр перспективы развития всей организации
4)придает оргнизации определенность, индивидуальность, перспективность
5)отражает направления деятельности организации по формированию ее потенциала и обеспечению условий выживания в теч продолжительного периода времени.
6)в основе содержит глубокий анализ основных тенденций, угроз и возможностей, существующих во внешнем окружении организации и всесторонний прогноз их будущего состояния(SWOT анализ, STEP анализ)
7)обеспечивает рассмотрение взаимосвязанных проблем, возникающих в организации
8)должен быть гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию и переориентацию.
На основе страт плана и рез-ов среднесрочного планирования в организации разрабатываются годичные текущие (оперативные) планы и проекты.
Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегически задач и целей. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Текущее планирование осуществляется путём детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для организации в целом и её отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
Текущий(тактический) план:
1)Разрабатывается руководителями отделов и подразделений
2)формируется на основе производственной стратегии и общих целей организации
3)явл начальным этапом фазы внедрения процесса стратегич планирования
4)явл основой ведения дел в организации, согласно поставленным целям
5)обеспечивает механизм соответсвия процесса производства пунктьам стратегического плана
6)предусматривает действия, необходимые для достижения страт-х целей организации
7)представлен в виде краткосрочных и оперативных планов.