Показатель дивидендного дохода
Первые вопросы, встающие перед нами, — может ли выплата наличных дивидендов влиять на благосостояние акционеров фирмы и если да, то какое значение показателя дивидендного выхода максимизирует их выгоду. Как и ранее, мы будем предполагать, что коммерческий риск остается постоянным. Для того чтобы ответить на вопрос, влияет ли показатель дивидендного выхода на благосостояние акционеров, необходимо сначала рассмотреть дивидендную политику фирмы, а именно решение о финансировании, приводящее к удержаниям из прибыли. До тех пор, пока уровень рентабельности инвестиционных проектов фирмы превосходит необходимый уровень, она будет использовать для их финансирования чистую прибыль — вкладывать в ценные бумаги с высоким приоритетом, обеспеченные ростом собственного капитала фирмы.
Вышедшая в 1961 г. статья ММ1 является самым аргументированным обоснованием пассивной роли дивидендов. Авторы статьи утверждают, что при заданном наборе инвестиционных решений показатель дивидендного выхода — не более чем деталь общей картины. Он не оказывает влияния на благосостояние акционеров. ММ утверждают, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов или ее инвестиционной политикой, и что способ распределения дохода между дивидендами и рефинансированной прибылью не оказывает влияния на данную оценку. Как и в предыдущей главе, где мы рассматривали решения, касающиеся структуры капитала фирмы, ММ строят свои предположения на предпосылке о существовании совершенных рынков капитала, где нет ни трансакционных издержек, ни затрат компаний эмитентов на размещение ценных бумаг, ни налогов. Более того, предполагается, что будущие доходы фирмы тоже известны (позднее эта предпосылка устранена).
Однако существование описанного эффекта далеко не очевидно. Если бы часть инвесторов отдавала предпочтение дивидендным выплатам, корпорации могли бы изменять показатель дивидендного выхода с целью извлечь из этой ситуации макс.
Можно предположить, что фирмы, для которых прогноз относительно тенденций роста рентабельности благоприятен, захотят сообщить об этом инвесторам. Вместо того чтобы просто сделать это сообщение, можно повысить дивиденды с тем, чтобы реально подкрепить это утверждение. Если плановый показатель дивидендного выхода фирмы стабилен, на протяжении достаточно длительного периода, после чего происходит изменение, то инвесторы могут предположить, что руководство сигнализирует об ожидаемых изменениях в тенденции роста рентабельности фирмы. Смысл этого сигнала для инвесторов таков: руководство и совет директоров убеждены, что дела фирмы обстоят лучше, нежели это отражает стоимость ее акций.
Однако, контроль может быть обоюдоострым инструментом. Если за компанией внимательно наблюдают конкуренты или частные лица, то низкие дивиденды могут сыграть им на руку. Конкуренты могут оказаться в состоянии убедить акционеров в том, что компания не обеспечивает максимизацию их благосостояния и что они, конкуренты, могут справиться с этой задачей лучше. Следовательно, компании, которые рискуют потерять свой контрольный пакет, могут увеличить показатель дивидендного выхода в угоду своим акционерам.
Кроме процентного показателя дивидендного выхода, инвесторов интересует и привлекает такая характеристика дивидендов, как стабильность. Под стабильностью мы подразумеваем устойчивую связь между колебаниями дивидендов и линией тренда их изменений, предпочтительно возрастающей. При прочих равных условиях цена акции будет выше, если она обеспечивает получение стабильного дивиденда на протяжении некоторого периода, чем если она дает право на получение фиксированного процент прибыли компании.
(3) Поддержание дивидендов на стабильном уровне, который время от времени повышается. Показатель дивидендного выхода может варьировать из года в год в пределах от 30 до 50%, но его среднее значение должно приближаться к 40%.
Управленческие критерии определения дивидендного выхода
Эти критерии следует связать с теорией дивидендного выхода и стоимости фирмы. В дальнейшем мы будем рассматривать различные факторы, которые фирмы могут и должны анализировать на практике в процессе принятия дивидендного решения.
Вероятно, начинать следует с оценки финансовых потребностей фирмы. Для этого обычно используют кассовые сметы и предварительные отчеты об источниках и использовании средств (прогнозы). Здесь необходимо принимать во внимание прогноз денежных потоков фирмы, прогноз долгосрочных инвестиций, любое возможное увеличение запасов и объема дебиторской задолженности, планомерное сокращение долгов и любые другие факторы, влияющие на состояние денежных остатков компании. Ключевой аспект данной проблемы заключается в определении возможных потоков средств и возможного их состояния, если нет изменений в дивидендных ставках. Помимо обсуждения возможных результатов, мы должны включить в анализ исследования показателей а для того, чтобы получить диапазон возможных значений выходящего денежного потока.
В соответствии с приведенным выше обсуждением теории дивидендного выхода фирма хочет определить, останутся ли в запасе средства после удовлетворения всех потребностей компании в них, включая прибыльные инвестиционные проекты. В этом отношении фирма должна спрогнозировать свое развитие на разумное число лет для того, чтобы сгладить случайные отклонения. Способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов должна быть проанализирована в связи с вероятностным распределением будущих потоков денежных средств. На базе результатов этого анализа компания может определить вероятные будущие остатки средств.
Ликвидность компании является основным критерием для принятия многих решений по выплате дивидендов. Так как дивиденды представляют собой отток средств, то чем больше кассовый остаток и общая ликвидность компании, тем выше ее способность выплачивать дивиденды. Растущая и высокодоходная компания может и не быть ликвидной, ибо ее средства могут быть связаны в основных фондах и оборотных средствах. Поскольку руководство такой компании обычно стремится поддерживать некоторый запас ликвидности для того, чтобы обеспечить гибкость и защиту от неопределенности, оно неохотно идет на уменьшения этого запаса ради выплаты больших дивидендов. Ликвидность компании определяется ее инвестиционными решениями и решениями о финансировании. Инвестиционное решение — это решение о степени расширения активов и потребности компании в средствах; решение о финансировании — определение источника средств для покрытия этой потребности.
Возможности использования заемных средств
Ликвидный остаток — это не единственный способ обеспечения гибкости и, следовательно, защиты от неопределенности. Если у фирмы есть возможность быстро получить заемные средства, она может быть относительно гибкой в своих действиях. Такая возможность выражается в различных формах: договор о предоставлении займа между компанией и банком, револьверный банковский кредит или просто готовность финансового института предоставить кредит. Кроме того, гибкость может быть достигнута и иным способом, если фирма имеет возможность выйти на рынок капитала с пакетом своих облигаций. Чем крупнее компания и чем она авторитетнее, тем проще для нее доступ на рынок капитала. Чем больше возможностей привлечь заемные средства у фирмы, тем большей гибкостью она обладает и тем шире ее возможности по выплате дивидендов. Если есть доступ к заемным средствам, руководство должно меньше беспокоиться о влиянии, которое оказывает выплата наличных дивидендов на ликвидность фирмы.
Чем больше мы знаем о влиянии дивидендов на стоимость компании, тем больше потребность в обобщении этой информации. Многие компании следят за показателями дивидендного выхода других компаний своей отрасли, особенно если те примерно равны им по величине. Возможно, тот факт, что одна из похожих компаний резко выделяется из общего ряда по этому показателю, не имеет большого значения, однако это заметно, и, как правило, компания представляет какое-либо обоснование такого положения вещей. Наконец, компания должна уметь оценивать информационный эффект дивидендных выплат. Чего ожидают инвесторы? Здесь весьма полезной может оказаться работа специалистов по ценным бумагам. Компания должна решить для себя, какую информацию, касающуюся существующих дивидендов, она распространяет и какую она хотела бы предоставлять при возможном изменении дивидендов. Здесь мы прервем наши замечания, поскольку большая часть этих вопросов обсуждалась в предыдущем разделе.
Если компания выплачивает большие дивиденды, через некоторое время она может столкнуться с необходимостью увеличить капитал, продав свои акции для того, чтобы финансировать выгодные инвестиционные проекты. В этих условиях контрольный пакет акций компании может оказаться размытым, если его держатели не имеют возможности или не хотят участвовать в новой подписке на акции. Эти акционеры могут отдать предпочтение низкому уровню дивидендного выхода и финансированию инвестиционных потребностей фирмы за счет чистой прибыли. Такая дивидендная политика не приведет к максимизации общего благосостояния акционеров, но она может совпадать с интересами инвесторов как контролирующего органа.
Однако, контроль может быть обоюдоострым инструментом. Если за компанией внимательно наблюдают конкуренты или частные лица, то низкие дивиденды могут сыграть им на руку. Конкуренты могут оказаться в состоянии убедить акционеров в том, / что компания не обеспечивает максимизацию их благосостояния / и что они, конкуренты, могут справиться с этой задачей лучше. Следовательно, компании, которые уют потерять свой контрольный пакет, могут увеличить показатель дивидендного выхода в угоду своим акционерам.
Ограничения, накладываемые на использование облигаций или договоры о займе
Условия защиты облигационного соглашения или договора о займе зачастую включают ограничения на выплату дивидендов. К этим ограничениям заимодавец прибегает для того, чтобы сохранить возможность компании обслуживать задолженность. Обычно оно находит отражение в установлении максимального процента доходности. Когда действует такое ограничение, оно неизбежно оказывает воздействие на дивидендную политику компании. Иногда руководство компании приветствует ограничение дивидендов, введенное заимодавцем, так как благодаря этому ограничению ему не приходится оправдывать перед акционерами в производимых за счет прибыли накоплениях. Оно может просто ссылаться на ограничение.
Определяя оптимальный для нее дивидендный выход, обычная компания анализирует совокупность факторов, описанных выше. В основном эти факторы определяют границы, в которых могут выплачиваться дивиденды. Когда компания выплачивает дивиденды, превышающие остаток ее средств, это означает, что ее руководство полагает, будто такая выплата окажет благоприятное воздействие на благосостояние акционеров. Основное препятствие на пути изучения проблемы состоит в недостатке эмпирической информации и основанных на ней четких обобщений. Недостаточная база для прогнозирования долгосрочного влияния определенной дивидендной политики на стоимость компании затрудняет во многих аспектах принятие дивидендных решений еще серьезней, чем инвестиционные решения и решения о финансировании.
Рассмотренные в этом разделе критерии дают компании возможность достаточно четко определиться с принятием приемлемой пассивной дивидендной стратегии. Активная дивидендная политика включает элемент доверия, так как она требует, чтобы часть накопленных дивидендов в конце концов направлялась на финансирование собственного капитала. Подобная стратегия используется в неясных ситуациях, таких, в которых большинство ученых не верят в улучшение благосостояния акционеров. Несмотря на это многие компании полагают, что дивидендный выход оказывает влияние на стоимость акций, и строят свою деятельность, придавая большое значение вопросам, связанным с выплатой дивидендов.
Стабильность дивидендов.
Стабильность дивидендов рассматривается как характеристика, включающая две составляющие: 1) стабильность темпов роста дивидендов; 2) стабильность собственно дивидендов, т.е. вероятность получения в будущем дивидендов по меньшей мере не меньших, чем сейчас. Распространено мнение, что стабильность дивидендов весьма желательна. Однако убедительных эмпирических, статистически обоснованных доказательств этого пока нет.
19. Политика привлечения заемных средств
Оценка финансовоголевериджа
Понятие, сущность и значение левериджа при оценке эффективности инвестиционной политики предприятия и степени производственного и финансового а. Методика определения и анализа уровней производственного, финансового и производственно-финансового левериджа.
Процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия с целью увеличения прибыли в финансовом анализе получил название левериджа. Различают три вида левериджа: производственный, финансовый и производственно-финансовый. В буквальном смысле "леверидж" - это рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.
Для раскрытия его сущности представим факторную модель чистой прибыли (ЧП) в виде разности между выручкой (В) и издержками производственного (ИП) и финансового характера (ИФ):
ЧП=В-ИП-ИФ. (24.1)
Издержки производственного характера - это затраты на производство и реализацию продукции (полная себестоимость). В зависимости от объема производства продукции они подразделяются на постоянные и переменные. Соотношение между этими частями издержек зависит от технической и технологической стратегии предприятия и его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками выражается показателем производственного левериджа (операционного рычага).
По определению В.В.Ковалева, производственныйлеверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.
Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста валовой прибыли ( П%) (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных, условно-натуральных единицах или в стоимостном выражении ( VРП%).
Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение производства продукции приводит к существенному изменению прибыли. Более высокий уровень производственного левериджа обычно имеют предприятия с более высоким уровнем технической оснащенности производства. При повышении уровня технической оснащенности происходит увеличение доли постоянных затрат и уровня производственного левериджа. С ростом последнего увеличивается степень а недополучения выручки, необходимой для возмещения постоянных расходов. Убедиться в этом можно на следующем примере ( 24.7).
Из цы видно, что наибольшее значение коэффициента производственного левериджа имеет, то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на первом предприятии 3 %, на втором - 4,125, на третьем - 6 %. Соответственно при спаде производства прибыль на третьем предприятии будет сокращаться в 2 раза быстрее, чем на первом. Следовательно, на третьем предприятии более высокая степень производственного а. Графически это можно представить так ( 24.2).
На оси абсцисс откладывается объем производства в соответствующем масштабе, а на оси ординат - прирост прибыли (в процентах). Точка пересечения с осью абсцисс (так называемая "мертвая точка", или точка равновесия, или безубыточный объем продаж) показывает, сколько нужно произвести и реализовать продукции каждому предприятию, чтобы возместить постоянные затраты. Она рассчитывается делением суммы постоянных затрат на разность между ценой изделия и удельными переменными расходами. При сложившейся структуре безубыточный объем для первого предприятия составляет 2000, для второго - 2273, для третьего - 2500. Чем больше величина данного показателя и угол наклона графика к оси абсцисс, тем выше степень производственного а.
Вторая составляющая формулы (24.1) - финансовые издержки (расходы по обслуживанию долга). Их величина зависит от суммы заемных средств и их доли в общей сумме инвестированного капитала. Как уже отмечалось, увеличение плеча финансового рычага (соотношение заемного и собственного капитала) может привести как к увеличению, так и уменьшению чистой прибыли.
Взаимосвязь между прибылью и соотношением собственного и заемного капитала — это и есть финансовый леверидж. По определению В.В.Ковалева [22], финансовыйлеверидж - потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры собственного и заемного капитала. Его уровень измеряется отношением темпов прироста чистой прибыли ( ЧП %) к темпам прироста валовой прибыли ( П%):
Он показывает, во сколько раз темпы прироста чистой прибыли превышают темпы прироста валовой прибыли. Это превышение (см. параграф 13.4) обеспечивается за счет эффекта финансового рычага, одной из составляющих которого является его плечо (отношение заемного капитала к собственному). Увеличивая или уменьшая плечо рычага в зависимости от сложившихся условий, можно влиять на прибыль и доходность собственного капитала.
Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени финансового а, связанного с возможным недостатком средств для выплаты процентов по кредитам и займам. Незначительное изменение валовой прибыли и рентабельности инвестированного капитала в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли, что опасно при спаде производства.
Проведем сравнительный анализ финансового а при различной структуре капитала. По данным 24.8 рассчитаем, как изменится рентабельность собственного капитала при отклонении прибыли от базового уровня на 10 %.
Если предприятие финансирует свою деятельность только за счет собственных средств, коэффициент финансового левериджа равен 1, т.е. эффект рычага отсутствует. В данной ситуации изменение валовой прибыли на 1 % приводит к такому же увеличению или уменьшению чистой прибыли. Нетрудно заметить, что с возрастанием доли заемного капитала повышается размах вариации рентабельности собственного капитала (PCК), коэффициента финансового левериджа и чистой прибыли. Это свидетельствует о повышении степени финансового а инвестирования при высоком плече рычага. Графически эта зависимость показана на 24.3.
На оси абсцисс откладывается величина валовой прибыли в соответствующем масштабе, а на оси ординат - рентабельность собственного капитала в процентах. Точка пересечения с осью абсцисс называется финансовой критической точкой, которая показывает минимальную сумму прибыли, необходимую для покрытия финансовых расходов по обслуживанию кредитов. Одновременно она отражает и степень финансового а. Степень а характеризуется также крутизной наклона графика к оси абсцисс.
Обобщающим показателем является производственно-финансовыйлеверидж - произведение уровней производственного и финансового левериджа. Он отражает общий, связанный с возможным недостатком средств для возмещения производственных расходов и финансовых издержек по обслуживанию внешнего долга.
Например, прирост объема продаж составляет 20 %, валовой прибыли - 60, чистой прибыли - 75 %:
Кп.л= 60/20=3, Кф.л=75/60=1,25, Кп-ф.л=3х 1,25=3,75.
На основании этих данных можно сделать вывод, что при сложившейся структуре издержек на предприятии и структуре источников капитала увеличение объема производства на 1 % обеспечит прирост валовой прибыли на 3% и прирост чистой прибыли на 3,75 %. Каждый процент прироста валовой прибыли приведет к увеличению чистой прибыли на 1,25 %. В такой же пропорции будут изменяться данные показатели и при спаде производства. Используя их, можно оценивать и прогнозировать степень производственного и финансового а инвестирования.