Модернизационные процессы в ЧКР: характеристика, общие закономерности, страновые и региональные особенности. (Барашьян)
Армения
Постсоциалистические страны[s178] , вовлеченные в современные процессы социальной модернизации, испытывают очень серьезные трудности развития, вплоть до “отката” назад, частичной деиндустриализации и даже некоторой архаизации отдельных сфер экономики. Проблема заключается в неразработанности этно-культурных модернизационных моделей. Реформы в экономической, политической и социальной жизни Армении начались после распада Советского Союза и приобретения страной государственной независимости. Они не завершены, находятся на стадии развертывания; процесс социальных преобразований носит динамичный характер. Однако oпределенные последствия введенных реформ уже видны в реальной жизни. Этот период политики и реформаторы окрестили «переходным». “Переходный” период в Армении затянулся, и стало очевидно, что идет процесс коренной ломки всей системы в виде ряда последовательных трансформаций, конечные результаты и сроки которых не очень известны инициаторам реформ. Реформы переходного периода в Армении условно принято разбивать на три этапа:
1) 1991-1995 гг. – начало институциональных реформ;
2) 1995-1997 гг., этап относительной стабилизации и некоторого макроэкономического роста;
3) начался с 1998 г. и продолжается по настоящее время, характеризуется стратегией перехода “от стабилизации к развитию”.
Азербайджан
Многие страны, особенно в первые годы реформирования, испытали так называемый “трансформационный спад”, выражающийся в резком падении производства, потере рынков, остановке предприятий и массовой безработице.
Концептуальное ядро модернизации Азербайджана заключается в формировании сильной экономической базы, призванной способствовать поэтапной трансформации массового сознания и национально-культурного пласта в русле демократических ценностей. Концепция модернизации предусматривает также превращение страны в активного субъекта международных отношений. Взгляд на проблему формирования стратегии этнополитической безопасности через призму курса на модернизацию позволяет выделить три большие группы ключевых приоритетов такой стратегии: геополитических, геоэкономических и этнокультурных.
Кгеоэкономическим приоритетамстратегии этнополитической безопасности Азербайджанской Республики можно отнести следующие:
1) тщательный учет этнополитических аспектов национальной безопасности в региональных экономических проектах и в участии страны в обеспечении международной энергетической безопасности;
2) эффективную экономическую реинтеграцию освобожденных азербайджанских территорий как фактор создания экономической заинтересованности у армянского населения Нагорного Карабаха;
3) привлекательную модель азербайджанской экономики, улучшение рейтинговых показателей Азербайджана (экономической свободы, деловой среды, инновационности, и т.д.);
4) экономическую реинтеграцию Нагорного Карабаха;
5) активное участие азербайджанского капитала в экономических проектах в государствах региона;
6) инициативы по экономическому обеспечению стратегии "нового регионализма" — создание Единого экономического пространства (ЕЭП) Кавказского региона: Таможенный союз, Единая энергетическая система, тарифная и банковская политика и др.
Сегодня, в условиях модернизации, пути развития национальных культур вызывают большой интерес. Актуальна проблема пропорциональности процессов модернизации национально-культурным традиция, ценностям и идентификации. Нужда в постижении проблем модернизации азербайджанского общества с теоретической стороны обусловливается возрастающими темпами исторической и социально-культурной динамики. Изменения, происходящие с большой скоростью, появление новых реальностей, ценностей и моделей поведения в корне меняют суть жизни и требуют ежедневной творческой интерпретации.
Однако процессы модернизации наряду с новыми проблемами начали ещё предоставлять людям возможности с начала тысячелетия. Позитивный рост свобод, раскрытие социально – культурной сферы, социализация и инкультурация личности в более свободных условиях, утверждение новых ценностей, образа жизни и моделей поведения приводит к снижению уровня социальной и личной безопасности, росту конфликтов между обществом и личностью. За последние десять лет для азербайджанского общества тоже стали характерны такие явления, как радикальный рост неравенства, изменения в стратификации, повышение и снижение любительности личностей и групп, формирование среднего слоя населения. Согласно заключениям специалистов, для позитивной адаптации к социально-культурной системе, основывающейся на рыночной экономике, требуется разработка адаптационных моделей поведения, опирающихся на высококачественный человеческий капитал, личность, склонную к инновации, на средства достижения успеха в индивидуальной форме.
Грузия
До распада СССР оборот внешней торговли Грузии превышал произведённый экономический продукт. Основу грузинского экспорта составляли пищевые продукты и сельскохозяйственная продукция, основу импорта — энергетические ресурсы и потребительские товары
1) 1992-1995 гг. После выхода Грузии из состава СССР её экономика практически развалилась. Этому процессу способствовала внешняя и внутренняя политическая нестабильность. Кризис был усугублен тем, что в 1992 году президент Грузии Звиад Гамсахурдиа ввёл запрет на торговлю Грузии с Россией. Уже в 1992 году объём грузинского промышленного производства сократился на 40 %. К середине 1994 года кризис охватил все отрасли. С 1994 года Грузия стала получать кредиты Всемирного банка и МВФ. В 1994—1995 годах с помощью этих кредитов экономическая ситуация в Грузии стабилизировалась. В 1995 году правительство приняло меры по выводу экономики из кризиса: была сбита инфляция, почти все займы МВФ были брошены на стабилизацию финансов, структура экономики была приведена в соответствие с условиями предоставления займов. Также были подписаны соглашения о транспортировке нефти по трубопроводу через Грузию, введены рыночные цены на хлебопродукты, приняты законы о коммерческих банках, налоговой и земельной реформах.
2) 1996-2001 гг. В 1996 года в Грузии начался экономический подъём. Внешнее финансирование сыграло значительную роль в обеспечении экономического роста, а также в формировании государственной экономической политики и отраслевой структуры экономики. В то же время при Шеварднадзе грузинская экономика продолжала находиться в кризисном состоянии, держась на плаву в основном благодаря грантам и денежным переводам из-за границы. После российского экономического кризиса 1998 года темпы роста экономики Грузии снизились до нескольких процентов в год из за сокращения грузинского экспорта в Россию.
3) 2001-2004 гг. С 2001 года начался достаточно динамичный рост экономики Грузии, факторами которого являлись внутреннее потребление, некоторый рост экспорта, рост отраслей, не испытывающих конкуренцию с импортом, таких как строительство, услуги, финансовое посредничество и т. п., получение транзитных доходов от транспортировки энергоносителей, экономический подъём в России. С 2003 года произошло значительное ускорение темпов экономического роста и притока иностранных инвестиций в связи со строительством в Грузии магистральных трубопроводов. После «революции роз» 2003 года новое руководство Грузии во главе с президентом Михаилом Саакашвили смогло договориться о значительном увеличении иностранной помощи. Подавляющая часть иностранных инвестиций в 2002—2004 годах концентрировалась в сфере транспорта и в строительстве по причине прокладки в стране транзитных трубопроводов, динамика инвестиций за пределами транспорта и энергетики была вялой, а вложения в промышленность оставались крайне низкими.
4) 2004-2010 гг. После назначения в 2004 году министром экономического развития Грузии российского предпринимателя Кахи Бендукидзе получили новый импульс социально-экономические реформы. Уже в 2010 году рост ВВП Грузии составил 6,4 %, что является высоким показателем в мире. По мнению доктора экономических наук Джорджа Берулава, наблюдавшийся в последние годы в Грузии экономический рост имел низкое качество, в частности, он не был связан с инвестициями в высокотехнологичные отрасли промышленности или с инновациями, ни с ростом числа рабочих мест, ни с ростом масштабов деятельности средних и малых компаний. Иностранные инвестиции в основном направлялись в отрасли, которые не ориентированы на экспорт, а инвестиции в технологии и инновации остаются на низком уровне. Низкое качество экономического роста означает, что в будущем его будет сложно поддерживать.[s179]
Турция
Существенные успехи в области экономики достигнуты в Турции. Преобразования начались еще в 1920-х. В политическом режиме Турецкой республики всегда была значима роль военных, и турецкая армия совершила три военных переворота. Армия выступила как гарант политического наследия Кемаль-паши Ататюрка.
Началом рыночных структурных преобразований является 1979 год. Президентом Сулейманом Демирелем и премьер-министром Тургутом Озалом была подготовлена программа преобразований, которая вывела Турцию на новые социально-экономические рубежи. При этом турецкая политическая элита апеллировала к идейному наследию Ататюрка. Внутриполитические отношения в Турции базируются на принципах этатизма и светского характера республики. Турция претендует на роль некоего «старшего брата» для всего тюркского мира, в том числе, государств Средней Азии. В Турции пытались осваивать западно-европейские экономические, институциональные образцы, адаптировать их к условиям традиционного мусульманского общества. Начало 1990-х годов, ознаменовалось качественно новым этапом в исследовании преобразований в Турции.[s180]
Иран
В середине XX века в Иране развернулись события, оказавшие огромное влияние на все последующее развитие страны. В 1949-1953 годах кризисные явления в промышленности, сельскохозяйственном производстве, инфляция и другие отрицательные факторы в социально- экономической и политической жизни страны привели к усилению недовольства иранского народа деятельностью иностранных монополий и правящих кругов страны. Еще в конце войны правящие круги Ирана для смягчения напряженности в стане заговорили о необходимости экономических и социальных реформ.
1) Иранская экономика переживала период спада. В начале 50-х годов резко снизился объем экспорта. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, в котором преобладали полуфеодальные формы производства. Кризис промышленности и сельском хозяйстве обусловил ускоренный рост безработицы
2) В 1950-1953 годах в Иране происходило всенародное антиимпериалистическое движение, направленное против главного устоя английского империализма в стране - Англо- иранской нефтяной компании (АИНК), которая в течение почти 40 лет грабила основное национальное богатство Ирана – нефть.
3) во второй половине 50-х годов государство приступило к осуществлению серии мероприятий, призванных подготовить общественно- политическую почву и административный аппарат к проведению социально- политических и преобразований. Однако государственная власть показала всю несостоятельность в решении вопроса об осуществлении уже давно назревших радикальных общественных преобразований.
4) 60-е – первая половина 70-х период общественно- политического и экономического развития Ирана. Это было связано с тем, что в стране происходил обширный комплекс общественных преобразований, призванных, и обеспечить предпосылки для значительного переустройства Ирана, и разрядить внутриполитическую обстановку и на пути облегчения положения широких слоев населения в ходе этих преобразований избежать обострения социальных противоречий и повторений событий прошедших лет. Это крупные экономические программы, социально- культурные проекты, внутри- и внешнеполитические мероприятия. Выдвинутая программа реформ на 30 лет, была названа «Белая революция»
5) «Исламская революция» 1979 года. Сразу же после прихода временного революционного правительства Ирана по средствам единовременных политических и экономических акций продемонстрировало свой отказ от участия в мировом капиталистическом бизнесе. Приняв жесткий империалистический курс и разрабатывая свою стратегию хозяйственного развития, пришедшие к власти силы, начали с полного отрицания той экономической структуры, которая была создана при шахе. При этом они исходили из так называемых принципов исламского пути экономического развития: создания самообеспечивающего хозяйства при закрытой экономике. Муллотократия ввергла страну в состояние перманентного социально- экономического кризиса.
6) 1997 год. Приход к власти президента С.М.Хатами. Была принята программа перевода национальной экономики на свободное от исламских социально-популистских ограничений и экспериментов развитие, меры по открытию иранского внутреннего рынка для зарубежных кредитов и инвестиций. Сейчас Иран не ориентируется ни на одну из стран. В 1998 году меджлисом принята рассчитанная на 20 лет программа под названием "Экономика без опоры на доходы от экспорта нефти". Она предусматривает постепенное их увеличение за счет не нефтяных источников. Согласно программе, ежегодные валютные доходы увеличатся в 2016 году. В Иране условиях частичной международной экономической изоляции и определенного сопротивления консервативных кругов осуществлена радикальная экономическая реформа. [s181]