Страны Латинской Америки. Социально экономико-географическая характеристика. Общие черты и региональные различия. Характеристика двух стран по выбору

Состав: 46 стран и территорий, из них 33 — суверенные государства, расположенные к югу от США и расположенные в пределах материка Южная Америка. Страны сильно различаются по площади, среди них есть очень большие (Бразилия), крупные и средние (Мексика, Аргентина, Перу), небольшие (Гайана, Никарагуа, Гондурас) и совсем маленькие (Сент-Винсент и Гренадины, Барбардос, Доминика).

Особенности экономико-географического положения:

близость США, но при этом большое удаление от других регионов;

приморское положение стран (кроме Боливии и Парагвая);

«притяжение» морских трасс Панамским каналом.

Разнообразные полезные ископаемые — объясняется сложным тектоническим строением территории.

Богатые месторождения:

медных руд (40 % мировых запасов);

железных, оловянных руд и бокситов (25 %);

нефти (20 %);

серы, ртутных руд и серебра (30 %);

ниобия, лития, бериллия, молибдена (более 50 %), а также золота, марганцевых руд, каменного угля.

Возобновляемые ресурсы:

земельные ресурсы (по размерам земельного фонда на душу населения страны Латинской Америки уступают лишь Австралии и СНГ).

водные ресурсы (Амазонка — самая многоводная река в мире; здесь протекают также Парана и Ориноко);

лесные ресурсы (это влажные экваториальные леса —сельва, общая лесная площадь — наибольшая в мире, ласе составляют более 50 %);

агроклиматические ресурсы (позволяющие выращивать теплолюбивые многолетние культуры).

Население — сложность этнического состава, исторически сложился из:

коренных жителей-индейцев;

потомков переселенцев из Европы (прежде всего Испании и Португалии);

африканцев, предки которых были завезены в XVI в. для работы на плантациях;

потомков смешанных браков-метисов, мулатов, самбо.

Религиозный состав однороден. Основная его часть исповедует католицизм. Страны латинской Америки характеризуются высоким естественным приростом.

Характерные черты размещения населения:

это один из наименее заселённых регионов мира (средняя плотность населения 20 чел/км. кв.);

ярко выражена неравномерность расселения;

большой процент населения живёт в условиях высокогорья;

уровень урбанизации населения в больших городах (Мехико — крупнейшая агломерация мира, Буэнос-Айрес, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро).

Страны Латинской Америки относятся к развивающимся, но стоят впереди по уровню индустриализации, давая половину всей промышленной продукции развивающегося мира. В экономике основная роль принадлежит добывающим отраслям, в последнее время возрастает удельный вес предприятий обрабатывающей промышленности.

Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефтяной (80 % стоимости) и медное добыче. По добыче нефти лидирует Венесуэла и Мексика, меди — Чили, железной руды — Бразилия. Среди отраслей обрабатывающей промышленности — химическая промышленность, чёрная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов.

Наибольшая доля обрабатывающей промышленности приходится на три страны: Бразилию, Мексику, Аргентину. Предприятия следующих отраслей:

в Бразилии — микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, автомобиле- судо-, авиастроение;

в Мексике — электротехника и электроника, приборостроение;

в Аргентине — автомобилестроение.

Отрасли специализации: сахарная и обувная промышленность — в Бразилии, мясохладобойная — в Аргентине, Уругвае.

Сельское хозяйство:

высокотоварное, в основном плантационное, хозяйство с монокультурной специализацией ряда стран (выращивание кофе, бананов, сахарного тростника) и интенсивное пастбищное скотоводство;

потребительское малотоварное сельское хозяйство (выращивание кукурузы, маниоки, фасоли, овощей, картофеля).

Большая часть сельскохозяйственной продукции экспортируется — кофе, бананы, соя, какао, пшеница, рис, сахарный тростник.

Особенностью сельского хозяйства — сохранение старых форм землевладения и землепользования.

Транспорт развит недостаточно.

Железные дороги имеют большую протяжённость, но слабо оснащены технически и имеют низкую пропускную способность.

Наиболее развит автомобильный транспорт. Важные магистрали — Панамериканское шоссе (от границ США до Буэнос — Айреса) и Трансамазонская магистраль.

Морской транспорт, обеспечивает межконтинентальные и внутрирегиональные перевозки.

Международный туризм наибольшее развитие приобрёл в Мексике и на островах Вест-Индии.

Наши рекомендации