Личный и располагаемый доход
Переходя от национального дохода, как измерителя заработанного дохода, к личному доходу как показателю дохода, фактически полученного, необходимо вычесть из национального дохода взносы на социальное страхование, налоги на прибыль компаний и нераспределенную прибыль и в то же время добавить трансфертные платежи и проценты, выплачиваемые по государственным займам.
Располагаемый доход — это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для его определения из личного дохода вычитают подоходные налоги.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), все равно центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.В кредитной системе центральный банк играет роль "банка банков", т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты (расчетно-кассовые центры). В России, как в ряде других стран (например, в Китае), в связи с широким развитием в условиях рыночной экономики коммерческих банков важной функцией Центрального банка стало лицензирование, т.е. выдача разрешений на различные виды деятельности коммерческих банков. Законом определено, на каких условиях и какие документы должны быть представлены для лицензирования коммерческих кредитных учреждений. Центральный банк ведет общегосударственную книгу регистрации банков. Иностранные банки, их филиалы также могут осуществлять банковские операции только с момента их регистрации в этой книге. Центральный банк по согласованию с Министерством финансов определяет порядок создания страховых и резервных фондов, которые формируются за счет прибыли банков и предназначаются для покрытия возможных убытков коммерческих банков. Являясь "банком банков" и организатором всей кредитной системы в стране, Центральный банк в целях поддержания надежности и обеспечения стабильности банковской системы имеет право при обнаружении нарушений коммерческими банками установленных нормативов применять соответствующие меры воздействия. Так, в случае систематических нарушений нормативов, неисполнения предписания относительно сроков проведения банковских операций, при подведении итогов года с убытками, при возникновении ситуации, которая угрожает интересам клиентов коммерческого банка, Центральный банк может ставить вопрос перед учредителями КБ о его финансовом оздоровлении, о реорганизации такого банка и даже о его полной ликвидации. В качестве санкции при наступлении обязательств может быть назначена временная администрация по управлению банком на период финансового оздоровления (санации).
Баланс Центрального банка РФ
Финансовая отчетность Центрального банка РФ состоит из:
1. Годового бухгалтерского баланса на 1 января нового года по форме оборотной ведомости за отчетный год. Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности не допускаются;
2. Отчета о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты;
3. Сводной ведомости оборотов по отражению событий после отчетной даты;
4. Аудиторского заключения по годовому бухгалтерскому отчету;
5. Пояснительной записки.
Главной формой отчетности Центрального банка является его баланс. Баланс отражает состояние собственных и привлеченных средств банка, их источники и другие операции. Баланс состоит из двух частей: пассивы – обязательства банка, т.е. источники формирования его капитала, активы – его требования, характеризующие состав, размещение и использование находящихся в распоряжении банка ресурсов. Данные баланса Центрального банка служат основой для контроля за формированием и использованием его ресурсов. [7, С 35]
Операции Центральных банков отличаются от аналогичных операций коммерческих банков, что отражает их специфику (особые задачи и функции Центральных банков). Набор операций Центральных банков может различаться и по странам, однако можно выделить некоторые операции, характерные для Центральных банков большинства государств.
В сводном балансе Банка России отражены операции, связанные с выполнением его основных функций, а также результаты его деятельности за год. Счета сгруппированы в укрупненные статьи в целях предоставления информации о выполнении основных функций Банка России. Структура баланса Банка России устанавливается Советом директоров. Банк России обязан ежемесячно публиковать свой баланс. Годовой баланс, счет прибылей и убытков и распределение прибыли Центрального банка Российской Федерации включаются в годовой отчет, представляемый Банком России Государственной Думе в соответствии с законом о Центральном банке ежегодно не позднее 15 мая (статья 25).
Сводный баланс Центрального банка позволяет проанализировать общее состояние денежно-кредитной сферы страны (такие макроэкономические показатели, как объем эмиссии банкнот, объем золотовалютных резервов государства, объем кредитования государства и кредитных организаций).
Путем сравнения активных и пассивных операций выявить причины изменения важнейших показателей денежной статистики – денежной массы (М2) и денежной базы (М0).
Таким образом, сводный баланс Банка России служит инструментом макроэкономического анализа.
Центральный банк – эмиссионный банк. Поэтому важнейшей статьей баланса считает статья «Наличные деньги в обращении». Величина этого показателя зависит от трех активных операций Банка России: объема золотовалютных резервов, масштабов рефинансирования коммерческих банков и величины бюджетного дефицита. Можно сказать, что размер эмиссии зависит от перечисленных активных операций: покупки золота и иностранной валюты, кредитования коммерческих банков и расходов государства. По этим каналам эмиссионные ресурсы Центрального банка поступают в денежное обращение.
В целом в пассиве отражается предложение денег (совокупное денежное предложение), а в активе – спрос на денежную массу (со стороны банков и государства). Осуществляя активные и пассивные операции, Центральный банк имеет возможность влиять на спрос и предложение денег и таким образом косвенно воздействовать на общественное производство.
Счет прибылей и убытков Центрального банка Российской Федерации демонстрирует источники формирования доходов, направления расходов и финансовые результаты деятельности Банка России за год. [10, С. 87]
Операции Центрального банка отражаются в его балансе, который состоит из активов и пассивов. К активным статьям относятся:
· драгоценные металлы;
· средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов;
· кредиты в рублях, в том числе кредиты кредитным организациям – резидентам и нерезидентам;
· ценные бумаги, включая государственные бумаги;
· прочие активы.
К пассивным статьям относятся:
· наличные деньги в обращении;
· средства на счетах в Центральном банке, в том числе Правительства РФ, кредитных организаций – резидентов и нерезидентов;
· средства в расчетах;
· капитал;
· прочие пассивы.
Как и в любом балансе, активы Центрального банка должны быть равны пассивам.
Билет 5 Высшей формой государственного регулирования экономики являетсягосударственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем); различные направления научных исследований.
Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.
Уровень развития государственного программирования в отдельных странах различен. Практически во всех странах рыночной экономики осуществляютсяцелевые программы. Одна из самых старых - регионально-энергетическая целевая программа по освоению бассейна реки Теннесси в США, программа развития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии.
Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и приватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР к ФРГ.
В цитадели рыночного хозяйства - США - общенационального программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные программы. Очевидно, различия в степени развития программирования в отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.
Субъекты экономического программирования - государственные учреждения, ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если его нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским органом. При этом министерство экономики, как правило готовит проект самой программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие ответственность за исполнение.
Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ широко привлекаются представители центрального банка, союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются различные комиссии и советы экспертов.
Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты об их исполнении.
Государственного экономическое программирование оказалось достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет синтетически использовать все средства государственного регулирования экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных учреждений.
Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались ущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постоянно оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп, общественных сил , политических парий
Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства'. В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.