Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция.

Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Цели ГРЭ

Имеется своего рода пирамида целей госрегулирования. Высшими, центральными целяминеизменно являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития (включая его социальные сферы) и общественной стабильности. Все прочие цели производны от этих двух.

Во многих научных и учебных публикациях на Западе выделяются четыре главные цели госрегулирования (цели первого порядка), объединяемые понятием «магический четырехугольник»: обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны; минимизация безработицы; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие, выражающееся в бездефицитном или умеренно-дефицитном платежном балансе. О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так, стимулирование занятости населения посредством дополнительных государственных расходов подстегивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. «Магия» как раз и состоит в том, чтобы двигаться во всех четырех направлениях более или менее равномерно.

Из высших целей госрегулирования вытекают различные цели 2го порядка. К ним можно отнести, например, создание благоприятных институциональных условий для увеличения прибыли и развертывания конкуренции, стимулирование умеренного (в соответствии с имеющимися ресурсами) экономического роста, непрерывную модернизацию производственного аппарата в соответствии с требованиями НТР, сглаживание экономического цикла, обеспечение социально приемлемого уровня занятости самодеятельного населения, поддержание высокой конкурентоспособности национальных производителей на мировом рынке, поддержание внешнеэкономического равновесия (т.е. обеспечение бездефицитности платежного баланса или по меньшей мере терпимого дефицита), удовлетворительное состояние окружающей среды.

Из целей первого и второго порядка вытекают цели 3го порядка и т.д. Число таких целей неопределенно. Причем в каждой стране одни из них появляются, а другие уходят в небытие по мере их достижения или вследствие обнаруживающейся их недостижимости.

Средства ГРЭ

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или с опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном охраной окружающей среды, созданием условий для социально слабо защищенных слоев населения. Основные инструменты государственного регулирования:

· фискальная политика, то есть политика в области правовых расходов и налогов;

· денежная политика;

· политика регулирования доходов;

· социальная политика;

· государственное регулирование ценообразования;

· внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства:

· регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);

· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;

· операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Налоги в ГРЭ играют две роли:

· это главный источник финансирования государственных расходов;

· это инструмент регулирования.

Особое место среди средств ГРЭ, осуществляемых с помощью налогов, занимает ускоренное амортизационное списание основного капитала, которое в современных условиях является главным средством стимулирования накопления и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от уплаты налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Нормы амортизации регулярно публикуются. Перед нами сильный рычаг государственного регулирования инвестиций — освобождение прибылей от налогов, укрытие их в амортизационном фонде и принудительное использование для новых капиталовложений. Ускоренное списание приводит к отрыву балансовой стоимости основных средств от их реальной цены. Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктуры и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов в производство. Эффект амортизационных отчислений хорошо заметен в годы благоприятной конъюнктуры, когда период спада и кризисов ослабевает. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности. В качестве инструментов государственного регулирования используются и расходы бюджета на хозяйственные цели. Это могут быть государственные кредиты, субсидии, а также затраты на закупку товаров и услуг в частном секторе. Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ. Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов, целиком или полностью принадлежащих государству. Государственный сектор — это объекты инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора — это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом государство стремится противодействовать спаду производства и росту безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит повышением эффективности народного хозяйства и является одним из инструментов перераспределения ВВП. Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Сюда же относятся: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.

Билет 8. В 1929-1933 гг. разразился мировой экономический кризис. Его результатом явилось сокращение валового национального продукта и доли инвестиций, рост безработицы. Кризис охватил США, Германию, Францию, Англию. Пострадали все классы и слои населения. Имели место массовые банкротства.

Неоклассики заявляли, что сложившаяся кризисная экономическая ситуация — это очищение экономики от балласта и по-прежнему настаивали на свободном выходе из кризиса. Однако время шло, а его намечалось. Кредит доверия неоклассикам был исчерпан. Они не могли ответить на вопросы: почему существуют кризисы перепроизводства и как выйти из кризиса. В 30-е годы в экономической науке появилось имяДж. Кейнса (1883-1946 гг.). В 1936 г. вышла в свет его основная работа«Общая теория занятости процента и денег». Вместе с выходом в свет этой книги наступил конец теории «невидимой руки рынка», конец теории автоматической настройки рыночной экономики.

Работа Кейнса содержит ряд новых идей. С первых страниц своей книги он указывает на приоритет первого слова в ее названии, т.е. общей теории, в отличие от частной интерпретации этих категорий со стороны неоклассиков. Далее он исследует причину кризисов и безработицы и разрабатывает программу борьбы с ними. Тем самым Кейнс впервые признал наличие безработицы и кризисов, внутренне присущих капитализму.

Затем он заявил о неспособности капитализма своими внутренними силами справиться с данными проблемами. По Кейнсу, при их решении необходимо вмешательство государства. Фактически он нанес удар по неоклассическому направлению в целом, а также по тезису об ограниченности ресурсов. Имеет место не нехватка ресурсов, а, наоборот, их переизбыток, о чем свидетельствует безработица. И если для рыночной экономики естественным является неполная занятость, то реализация теории предполагает полную занятость. Причем под последней Кейнс понимал не абсолютную занятость, а относительную. Он считал необходимой 3-хпроцентную безработицу, которая должна служить буфером для давления на занятых и резервом для маневра при расширении производства.

Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объяснял недостаточным«совокупным спросом», являющимся следствием двух причин.Первой причиной он назвал«основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, чтос ростом дохода потребление растет, но в меньшей мере, чем доход. Другими словами, рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям.

Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считаетневысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Это вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (в ликвидной форме). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе.

Следовательно, недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Кейнс делает следующий вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать.

Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. Важная роль в ней отводится государству.

Государство должно делать все возможное, чтобы поднять предельную (дополнительную) эффективность капитальных вложений, т.е. предельную рентабельность последней единицы капитала за счет дотаций, госзакупок и пр. В свою очередь, Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капиталовложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Главную ставку в увеличении совокупного спроса Кейнс делал на рост производительного спроса и производительного потребления. Недостаток личного потребления он предлагал компенсировать расширением производительного потребления.

Потребительский спрос нужно стимулировать через потребительский кредит. Кейнс также положительно относился к милитаризации экономики, сооружению пирамид, что, по его мнению, увеличивает размеры национального дохода, обеспечивает занятость рабочих и высокие прибыли.

Наиболее полное выражение макроэкономическая модель Кейнса нашла в теории так называемого «мультипликационного процесса». В основу этой теории положенпринцип мультипликатора. Мультипликатор означает множитель, т.е. кратное увеличение прироста дохода, занятости и потребления к приросту инвестиций. Кейнсианский «мультипликатор инвестиций» выражает отношение прироста дохода к приросту инвестиций.

Механизм «мультипликатора инвестиций» состоит в том, что инвестиции в какой-либо отрасли вызывают в ней увеличение производства и занятости. Результатом этого явится дополнительное расширение спроса на предметы потребления, что вызовет расширение их производства в соответствующих отраслях, которые предъявят дополнительный спрос на средства производства.

По Кейнсу, мультипликатор инвестиций указывает, что когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход возрастает на величину, которая в R раз больше, чем прирост инвестиций.

Мультипликатор зависит от величины«склонности к потреблению» C/Y, где Y — национальный доход, C — его часть, расходуемая на личное потребление. Чаще рассматривается зависимость мультипликатора от «предельной склонности к потреблению», т.е. отношения прироста потребления к приросту дохода ΔС/ΔY. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора, и значит, тем больше сдвиги в занятости, вызываемые данным изменением в рамках инвестиций. Таким образом, теория мультипликатора обосновывает наличие прямой и пропорциональной связей между накоплением капитала и потреблением. Размер накопления капитала (инвестиций) обусловлен «склонностью к потреблению», а накопление вызывает множественное увеличение потребления.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

Реализация экономической стратегии развития России до 2010г. предполагает проведение экономической политики, направленной на модернизацию экономики и ее либерализацию. Этому призваны служить налоговая, инвестиционная, таможенная, внешнеэкономическая и другие формы экономической политики. Содержанием этих форм экономической политики станут меры по улучшению инвестиционного климата, усилению стимулирующей роли налогов, созданию конкурентной рыночной среды, развитию фондового рынка.

Финансовая система в тетрадки.Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год.

Билет №9

17.ПРОЦЕНТ — это доход, который приносит капитал его владельцу.

Капитал — это приносящие доход денежные средства и средства производства (здания, машины и оборудование).

В основе оценки стоимости денег во времени лежит процент, который можно заработать, вкладывая эти деньги в различные активные операции.

СТОИМОСТЬ ДИСКОНТИРОВАННАЯ — используется при оценке отдельных активов, обязательств, доходов и расходов при отсутствии иной базы измерения (фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости); текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости); текущей рыночной стоимости (стоимости продажи).

Ставка ссудного процента — количество денег, которое требуется уплатить за использование одной заемной денежной единицы в год.

18.Внешние причины:
Интернационализация хозяйственных связей (т.к. сегодня хозяйство всех стран взаимосвязано, в связи с этим происходит переброс инфляции на другие страны);

- Падение курса национальной валюты относительно валют других стран (растут цены на импорт, для покупки иностранной валюты увеличивается выпуск своих денег);

- Мировые экономические кризисы (70-е гг. – кризис связанный с энергетикой, высокие цены на нефть. Сейчас цены на нефть достигли высокого уровня кризиса 70-х. Россия выпускает количество денег, в соответствии с поступлением.)

- Состояние платежного баланса страны.
Внутренние причины:

-Дефицит государственного бюджета;

- Повышение расходов на военные цели (требует больших средств, в результате получается, что деньги вкладываются, но это не приносит дохода)

- Расходы на социальную сферу превышающие возможности государства;

- Инфляционные (адаптивные) ожидания;

- Структурные нарушения в экономике (дисбаланс разных отраслей);

- Кредитная экспансия – расширение масштабов банковского кредитования.
Антиинфляционная политика-это система котораянасчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
инфляция – многофакторное явление, отражающее денежный, производственный, и воспроизводственные процессы; нарушение баланса спроса-предложения денег и других пропорций экономики, выражающееся в увеличении уровня цен и избытке денег в обращении.

Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках

Последствия инфляции

Для сферы производства:

· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

· обесценение всего фонда накопления;

· обесценение кредитов;

· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

При распределении доходов:

· перераспределение доходов за счет увеличения до­ходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксиро­ванным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государст­венный долг, нередко проводят политику кратковремен­ного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

· отрицательное воздействие на население с фикси­рованными доходами, которые обесцениваются;

· обесценение доходов населения, что приводит к со­кращению текущего потребления;

· определение реального дохода уже не по количест­ву денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может ку­пить;

· снижение покупательной способности денежной единицы.

Для экономических отношений:

· владельцы предприятий не знают, какую цену ста­вить на свою продукцию;

· потребители не знают, какая цена является оправ­данной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

· поставщики сырья предпочитают получать реаль­ные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, на­чинает процветать бартер;

· кредиторы избегают давать в долг.

Для денежной массы:

· деньги теряют свою ценность и перестают выпол­нять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.

В настоящее время существуют три основных направления в теории инфляции: кейнсианская теория инфляции, вызванной избыточным спросом; монетаристская количественная концепция; теория чрезвычайных издержек.

Билет№10

19.Предложение труда — количество часов, ко­торое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников опре­деляется реальной заработной платой. Предложение труда нахо­дится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы

Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработ­ной платы. При росте заработной платы, при прочих равных ус­ловиях, спрос на труд сокращается, а при снижении заработной платы спрос на труд возрастает. Со стороны спроса важным фактором динамики занятости является состояние экономиче­ской конъюнктуры.

заработная плата — это сумма денег, полученная работником за единицу рабочего времени (час, день, неделю, месяц) с учетом всех обязательных вычетов

Заработная плата, как известно, - это цена рабочей силы

20. Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития являются 1. ВВП/ВНП или НД на души населения;2. Отраслевая структура национальной экономики;3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развитияотдельных отраслей);4. Уровень и качество жизни населения;5. Показатели экономической эффективности.

Сущность национальной экономикисостоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны

Экономический рост измеряется или как увеличение какого – либо показателя объёма национального производства (ВНП, ВВП, ЧНП) за определённый период времени, или как увеличение этого показателя на душу населения. Используется оба метода определения экономического роста в зависимости от поставленных целей, но в любом случае речь идёт о темпах роста (% в год).

Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста. В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства.труд земля капитал

Билет№11

21. Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель рынка, которой на практике не существует, это образец, к которому нужно стремиться.

Рынок совершенной конкуренции — это рынок, в котором отсутствуют элементы монополизма.

К достоинствам рынка совершенной конкуренции можно отнести следующее.

  1. Рыночное равновесие устанавливается на минимальном уровне долгосрочных и краткосрочных средних издержек. Для имеющего уровня технологии (пусть и не самого продвинутого) производство организуется оптимальным образом.
  2. Каждая фирма и отрасль в целом работают сбалансированно – без затоваривания и дефицита. Линия спроса совпадает с линией предельного дохода (D=MR), а линия предложения – с линией предельных издержек (S=MC).
  3. Как следствие достигается оптимальное – без дефицита и расточительности – распределение ресурсов.

Однако рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки.

  1. Постоянное балансирование на грани выживания приводит к чрезмерному напряжению участников и их текучести в отрасли.
  2. Не достигается экономия на масштабах производства.
  3. Затруднена разработка и тем более внедрение инноваций.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел», при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее.

22. Сущность кредитасостоит в том, что граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее по­ручить в свое распоряжение такие вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Формы кредита

На рынке реализуются две основные формы кредита: коммерческий и банковский. Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой деятельности.

Коммерческий кредит- форма кредита, сущность которой заключается в том, что кредит предоставляется одним функционирующим предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредита выступает, как правило, товарный капитал, который обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита состоит в том, что ссудный капитал здесь сливается с промышленным. Главная цель такого кредита — ускорить процесс реализации товаров, а значит, ускорить получение заключенной в них прибыли. Важно отметить, что процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту.

Банковский кредит - форма кредита, сущность которой заключается в том, что кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

Банковская система - это совокупность различных видов банков и банковских институтов и их взаимосвязи, существующие в той или иной стране в определенный исторический период.Структура банковской системы сводится к распределению всех банковских и кредитных учреждений в иерархическом порядке

коммерческие банки – это кредитные организа­ции, которые имеют исключительное право осуществлять в сово­купности привлечение во вклады средств юридических и физиче­ских лиц, проведение расчетов и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности.

Пассивные операции – операции по формированию бан­ковских ресурсов. Они имеют большое значение для каждого коммерческого банка. Во-первых, ресурсная база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Во-вторых, стабильность банковских ресурсов, их величина и струк­тура служат важнейшими факторами надежности банка. Наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры бан­ковской прибыли.

Активные операции – это операции по размещению бан­ковских ресурсов. Роль их для любого коммерческого банка ве­лика.

Различают четыре основные группы активных операций:

1. Кассовые операции (наличность в кассе банка, средства на счетах в центральном банке и на корреспондентских счетах дру­гих банков).

2. Ссудные операции.

3. Вложения в ценные бумаги.

4. Основные средства (земля, здания, оборудование).

Конкретно оценить масштабы расширения денежной массы в результате создания банками новых денег позволяет депозитный мультипликатор.

Влияние изучаемого инструмента денежно-кредитной политики на макроэкономическое равновесие описывается эффектом депозитного (банковского) мультипликатора. Депозитный (банковский)мультипликаторпозволяет определить прирост денежной массы или иначе, созданных банками новых денег. Чем шире сфера депозитных услуг, тем меньше привлеченных денежных средств будет оседать на счетах в качестве банковских резервов. Основную сумму депозитных денег банки будут направлять на кредитные операции. Таким образом, коммерческие банки, осуществляя активные операции, создают новые деньги. При возвращении кредитов новые деньги «уничтожаются» и денежная масса снова сокращается.

Депозитный мультипликатор md-он рассчитывается по формуле Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. - student2.ru или Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. - student2.ru (1), где ΔM-прирост денежной массы, ΔD - первоначальный прирос депозитов, rr – обязательная норма банковских резервов. В реальном мире заемщики могут оставить у себя часть полученной наличности, что несомненно повлияет на величину мультипликатора денежного предложения. Кроме того коммерческие банки могут иметь фактические резервы в сумме превышающие обязательные резервы. Эта разница м/у фактическими и обязательными резервами называется избыточными рез-ми банков и также влияет на величину мультипликатора.

Билет №12

23. БЕЗРАБОТИЦА — социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. К показателям безработицы относят уровень безработицы и ее продолжительность.

Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и его предложения совпадают. К естественной безработице относятся: фрикционная, структурная, т. е. нечто неизбежное, объективно обусловленное.

Кривая филипса отражает взаимосвязь между темпами инфляции и безработицы.

Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция. - student2.ru

СТАГФЛЯЦИЯ (от лат. stagno — делаю неподвижным и inflatio — вздутие) — сочетание стагнации и инфляции, состояние экономики, при котором происходят одновременно спад производства, рост цен и безработицы, сочетание экономического кризиса с инфляцией.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

24. Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монополия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним продавцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единственным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Монополист диктует цену и объем производства,т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести.

Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.

Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфин-даля—Хиршмана (Iнн). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии.

БИЛЕТ №13

25. Предложение и спрос землихарактеризуется, соответственно, количеством земли (Т), которая продается (сдается в аренду) или покупается (арендуется) и ценой или рентной оценкой земли (RT)

ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕНТА — доход, приносимый фактором производства, предложение которого абсолютно неэластично (стабильно) в долговременном периоде, за вычетом альтернативных издержек использования данного фактора.

Дифференциальная рента – дополнительный доход, получаемый при эксплуатации природного ресурса, обусловленный, главным образом, свойствами природного объекта или высокой производительностью добавочных вложений капитала.

цена земли устанавливается субъектом РФ, а если она не определена, то примен

Наши рекомендации