Тип 2. Государство макроэкономической стабилизации

Вторая распространенная концепция роли государства акцентирована на смягчении влияния бизнес-цикла. Поскольку рыночные хозяйства характеризуются чередованием периодов подъема и спада, высказывались убедительные аргументы в пользу попыток государства выровнять данный цикл. Это означает сдерживание экономики в период бума и предупреждение экономического спада, удержание его под контролем.

Тип 3. Государство социальных прав

В третьем идеальном типе повышение роли государства в хозяйственной деятельности связывается с более глубоким осознанием смысла гражданства. Этот тезис опирается на два явления, о которых говорили аналитики общественных благ, – роль государства в регулировании частных трансакций и его роль в обеспечении определенных товаров и услуг для всех граждан.

Тип 4. Государство развития [developmental state]

В каком-то смысле это одновременно и самая старая, и самая молодая традиция

концептуализации роли государства в хозяйстве. Самая старая – потому что современная экономическая теория возникла как критика меркантилистского государства, отводившего себе активную роль в деле приумножения богатства нации. Сила аргументации Адама Смита в пользу «свободного рынка» во многом основана именно на утверждении о том, что меркантилистские государства совершали действия, обреченные на провал: их попытки стимулировать экономическое развитие неизбежно приводили к обратным результатам.

Однако, даже когда интеллектуальное влияние Смита было особенно велико, ряд

экономистов-теоретиков в других странах подвергали его идеи сомнению, настаивая на том, что единственный способ для их государств догнать Англию – это поддерживать государство развития, предпринимающее активные действия по стимулированию промышленности. Теоретики государства развития, от Александра Гамильтона до Фридриха Листа, выступали за активную роль государства в установлении таможенных пошлин, построении инфраструктуры и обеспечении финансирования для частных фирм деятельностью государства развития, которое успешно поддерживало нарождающиеся отрасли и направляло поток финансирования на поддержание высокого уровня инвестиций в производство

Тип 5. Социалистическое государство

Сущность пятого идеального типа государства заключается в том, что его экономическая роль должна быть расширена, чтобы преодолеть несправедливость, вызванную рыночным распределением ресурсов. В марксистской традиции рынок и частная собственность трактуются как источники неравенства и отчуждения, которые можно уничтожить только путем отмены частной собственности

Фундаментальным в концепции социалистического государства является вопрос о том, что же в рыночной экономике ведет к неприемлемой несправедливости. Представители одного течения подчеркивают, что рынки усиливают дифференциацию в обществе на бедных и богатых и в результате для бедных справедливость оказывается недостижимой. Представители другого показывают, что рыночные трансакции по природе своей негуманистичны: они подчиняют человеческую деятельность инструментальным расчетам, которые заставляют людей отказываться от своих основополагающих потребностей и убеждений или идти на компромиссы по их поводу

66.

Каковы основные положения новой парадигмы роли государства в хозяйстве, согласно теории Ф. Блока?

Новая парадигма начинается с опровержения идеи вмешательства государства в

хозяйственную деятельность. Вместо этого утверждается, что его действия всегда играют ключевую роль в формировании хозяйства и позиционировать государство как нечто за рамками хозяйственной деятельности – бессмысленная задача. В отличие от старой парадигмы, рассматривавшей количественные вариации степени вмешательства государства в хозяйственный процесс, новая парадигма сосредоточена на качественных различиях в его деятельности. Она подчеркивает важные элементы сходства между государствами, которые старая парадигма практически не учитывала. Большинство государств: предлагают правила

использования производственных активов; устанавливают законодательные рамки, определяющие течение воспроизводимых отношений (таких, как отношения между работодателями и наемными работниками); обеспечивают средства платежа для экономических трансакций; наконец, поддерживают границу между своей территорией и остальным миром. Различия в выполнении этих задач имеют важные последствия, которые предоставляют гораздо больше аналитических инструментов, нежели понятия старой парадигмы.

В соответствии с новой парадигмой хозяйственная деятельность всегда предполагает некоторое сочетание действий государства и рынков. Действия государства необходимы для построения хозяйства. Однако рынки также является неотъемлемой частью социальной организации, поскольку при наличии у индивидов возможности выбора рынки обеспечивают им логичный и полезный инструмент агрегирования актов их разрозненного выбора. При этом рынки могут быть структурированы самыми разными способами, и вариации в основополагающих правилах этого структурирования будут иметь весьма различные последствия. Просто все зависит от особенностей сочетания действий государства и рынков.

71) Какую роль играет государство в стимулировании экономического роста, согласно теории Н. Флигстина?

Государство принимает законы и устанавливает налогообложение, определяет использование корпорациями собственного и заемного капитала, регулирует отношения в сфере занятости, обеспечивает защиту патентов и прав собственности, выступает в роли заказчика продукции фирм и финансирует научно-исследовательские разработки. Проводит антимонопольную политику, регулирует конкуренцию, устанавливает правила, которые выгодны конкретным фирмам на конкретных рынках, зачастую следуя воле наиболее влиятельных.

73. Какую роль играет образование в обществе?

С социологической и социально-экономической точек зрения образование на современном этапе развития общества играет центральную роль, как на макро, так и на микро уровне. Представление о том, что инвестиции в образование, при прочих равных условиях, приводят как к росту материального достатка индивидов, так и улучшению экономических показателей на макроуровне, разделяется как экономистами, так и некоторыми социологами. В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы основным вопросом реформы высшего образования в 1990-ые годы стала задача расширения доступности высшего образования, повышения его качества и нахождение устойчивых источников финансирования помимо средств, выделяемых на высшее образование из бюджета страны. Рост приема на платные отделения можно расценить как рост доступности высшего образования, если рассматривать его в свете меритократического подхода, который связывает наличие высшего образования с более высокими жизненными шансами людей и большим уровнем их материального вознаграждения. Однако постулат о том, что образование экзогенно детерминирует последующий профессиональный статус и уровень материальной обеспеченности индивидов, требует дополнительной аргументации. Ведь если образование является не столько человеческим капиталом в экономическом смысле этого слова, сколько культурным капиталом, который привилегированные группы используют для своего воспроизводства, то получение образования может даже ухудшить положение низкостатусных, депривированных групп, поскольку в этом случае заработки после окончания не оправдают сделанных ими затрат на образование и упущенных доходов в процессе его получения. Иное объяснение может быть предложено, если обратить внимание на различия в качестве образования или разницы в способностях студентов платных и бесплатных форм обучения, поскольку нередко на платные отделения или в платные вузы поступают те, кто оказался не в состоянии пройти на бюджетные места. В сочетании с зачастую невысоким качеством новообразованных платных вузов уровень подготовки специалистов оказывается в среднем ниже, чем у выпускников бюджетной формы обучения. Рынок труда затем реагирует на разницу в качестве рабочей силы разницей зарплат, или открывает дорогу для "статистической" дискриминации выпускников. Однако и в этом случае неравенство оказывает двоякое влияние: слабее подготовлены оказываются дети из низкостатусных семей, а в случае одинаковой подготовки и равных способностей, они проигрывают в соревновании связей.

74. Каким образом образование связано с социальным неравенством?

Неравенство – неотъемлемая часть любой образовательной системы:

1)студенты демонстрируют разные результаты в процессе обучения;
получают разные оценки;
получают доступ к разным «трассам» в образовании;
получают дипломы разных уровней

2)люди получают разное образования, по уровню и качеству; заработки людей с разным уровнем образования различаются; люди с различным уровнем образования в целом имеют разные жизненные шансы

Меритократический тезис(e.g. Duncan, Hauser, Sewell): Существует значительное влияние социального происхождения на достижения в учебе, которые действуют помимо влияния способностей (IQ). Однако образовательная система работает на снижение влияния социального происхождения и усиление влияния способностей и мотивации. Пример – США.

В долгосрочной перспективе образовательная система работает на выравнивание доступа к образованию.

Воспроизводственный тезис (Коулмен, Бурдье):

Образовательная система только воспроизводит существующее социальное неравенство, передавая его от одного поколения к другому: в открытом виде (класс, статус, доход и т.п.) или в скрытой форме (культурный капитал, нормы, ценности, мотивация).

Только через уменьшение социального неравенства можно повысить равенство доступности образования.

Основной тезис

Неравенство считается приемлемым, если основывается на различиях в способностях и усилиях. Неравенство в образование, вызванное различиями в социальном происхождении (гендерное, социально-экономическое, расовое или этническое) считается неприемлемым.

Основные цели эффективной системы образования:

-поднять уровень образования в среднем

-снизить корреляцию между результатами студентов и их социальным происхождением

Наши рекомендации