Специфика и участники рынка производства аудиовизуального контента

Самый обширный сектор медиаэкономики – аудиовизуальный – наряду с традиционным эфирным телевидением располагает и другими чрезвычайно существенными сегментами – радио, кабельными сетями, спутниковым ТВ, видеопроизводством. Сосредоточимся на последнем!

Большинство крупнейших компаний, производящих контент для основных телеканалов, созданы в конце 1990-х – начале 2000-х в ходе очередного передела телевизионного эфира. По традиционному российскому принципу: формально независимые, «продакшены» были связаны с руководителями каналов-заказчиков и их ближайшим окружением. Ситуация устраивала обе стороны: можно было оптимизировать расходы на контент, да и средства не уходили на сторону. К тому же денежные потоки исторически перераспределяются по таким скрытым и запутанным схемам, что достоверно оценить бизнес со стороны трудно. Конечно, нефть и металлы по-прежнему приносят на порядок больше, однако участием в производстве контента для ТВ не гнушаются тяжеловесы вроде Газпром-Медиа Холдинга или миллиардера Аркадия Ротенберга, который этой весной купил контрольный пакет «Красного квадрата», главного участника рынка. У большинства крупнейших «продакшенов» есть основной заказчик и своя специализация, хотя самыми востребованными и выгодными для производителей форматами остаются развлекательные программы и сериалы.

За год на российских телеканалах выходит от 30 000 до 40 000 часов премьерной продукции – сериалов, телепередач, шоу, фильмов. Часто компании, поставляющие российский контент, аффилированы с телеканалами – принадлежат им напрямую или контролируются менеджментом канала опосредованно. Источники на телеканалах не скрывают, что контракты на производство контента де-факто заключаются не с компаниями, а с конкретными лицами, опыт работы с которыми уже есть. Эти персоны, как правило, владеют несколькими фирмами, между которыми и распределяют заказы. К примеру, продюсер Александр Митрошенков — производитель программ «Спокойной ночи, малыши!», «Пока все дома» и выпусков прогнозов погоды на ведущих телеканалах — является учредителем нескольких десятков фирм-производителей телепродукции. Выделим лидеров, прости господи.

Первое место занимает «Красный квадрат»Ротенберга, с выручкой более 5 млрд рублей в год. Громкие проекты: «Фабрика звезд», «Кто хочет стать миллионером», «Прожекторпэрисхилтон», «Последний герой», «Давай поженимся!» Генеральный директор: Илья Кривицкий. Основные заказчики: : Первый канал, СТС, РЕН ТВ, НТВ. По данным ЕГРЮЛ, 5% компании принадлежат бывшей супруге генерального директора Первого канала Константина Эрнста Ларисе Синельщиковой. «Красный квадрат» создан в 2007-м бывшей Эрнста. Она руководила телекомпанией «ВИD», производившей передачи для Первого. Но «ВИD» перестал устраивать заказчика из-за высокой стоимости продукта и нежелания переходить на поток. В новую компанию вслед за Синельщиковой ушло большинство сотрудников «ВИD».

На втором месте на Руси Comedy Club Production. Их выручка держится на уровне 2-2,5 млрд рублей. Принадлежат Газпром-Медиа-Холдингу, через канал ТНТ. Производят Камеди Клаб и миллион его сайд-проектов. Гендир и основатель – Артур Джанибекян. В 2012 году основатели продали 75% долей компании телеканалу ТНТ, сумма сделки – 10,27 млрд рублей. Из них 7,48 млрд рублей были выплачены сразу, остальные 2,78 млрд рублей основатели могут получить в течение трех лет в зависимости от рейтинговых показателей программ Comedy Club Production.

Третье место у компании Форвард-фильм. Эта компания специализируется на одинаковых ментовских сериалах для НТВ и России-1. Самые успешные проекты –

«Улица разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Ментовские войны», «Дорожный патруль». До 2010 года компанией владела американская New Media Distribution Company, председателем совета директоров является Владимир Гусинский. Затем «Форвард-Фильм» перешел в собственность гибралтарских офшоров Nova Century Holdings и Nova Century II. По сведениям хорошо знакомых с Гусинским медиа-менеджеров, он до сих пор владеет рядом компаний, снимающих и продающих телесериалы, в частности, НТВ и «России-1». Выручка не больше 2 млрд рублей.

На пятки ментовским сериалам наступает M-Production. Если мужикам про ментов, то их женам реалити-шоу. Делают «Большие танцы», «Битва хоров», «Снимите это немедленно!» для России, СТС и Домашнего. Выручка тоже не больше 2 млрд рублей. И так чисто ликбез по другим продакшн-компаниям по уровню их выручки: Всемирные русские студии (RWS) – главный успех сериал «Бедная Настя», принадлежат АФК-Система и всем известному промедведевскому бизнесмену Евтушенкову.

Дальше – ВайТ Медиа, которые обслуживают Первый канал, «Россия 1», СТС, РЕН ТВ. Громкий проект – «Один в один». Гендир – известный продюсер Тимур Ванштейн, придумавший сериал «Солдаты» и шоу «Sex-битва по-русски». На седьмом месте по выручке – Первая продюсерская компания. Производит самые адские сериалы для НТВ, то есть уровнем ниже ментовских. Громкие проекты: «Русские сенсации», «Луч света», «Анатомия протеста». Деталь: по данным ЕГРЮЛ на 2008 год, владельцем 49% долей компании был бывший директор дирекции общественно-правового вещания НТВ и один из авторов фильма «Анатомия протеста» Юрий Шалимов.

Завершает рейтинг Амедиа, которая на самом деле имеет очень скромные показатели по выручке – меньше миллиарда рублей. Гендира надо знать – Александр Акопов, жуткий мудак, но придумавший такие сериалы как: Простые истины», «Марш Турецкого», «Закон», «Бригада», «Идиот», «Моя прекрасная няня», «Грехи отцов», «Не родись красивой», «Талисман любви», «Люба, дети и завод...» (СУКА СЕРЬЕЗНО БЫЛ ТАКОЙ СЕРИАЛ?), «Адъютанты любви», «Кто в доме хозяин?», «Любовь как любовь», «Татьянин день», «Закрытая школа».

Для любителей разнообразить свой досуг и расширить кругозор:

а) хороший текст Форбса про то, как Эрнст со своей бывшей (женой) подмяли под себя продакшн-рынок вместе с друзьями Путина – http://www.forbes.ru/sp_data/ernst/

б) великий лонгрид про новую продакшн-компанию, которая придумала Реальных пацанов и Физрука – http://secretmag.ru/longread/2015/03/15/good-story-media/

в) интервью создателя Камеди-клаб продакшн и профайл на него в Коммерсе – http://www.kommersant.ru/doc/1350210, здесь просто как зарабатывают на тупых штуках на Руси – http://www.forbes.ru/forbeslife/dosug/284241-ulybaites-gospoda-skolko-zarabatyvayut-rossiiskie-yumoristy, еще одно и самое свежее интервью про ККП – http://thr.ru/interview/6435/

г) Норм текст про украинского продюсера Влада Ряшина, который покорил Русь своими сериалами и компанией Star Media http://www.kommersant.ru/doc/2383635

д) Текст про то, как блогер, прости господи, +100500 рубит бабло с русни – http://top.rbc.ru/economics/29/07/2014/939369.shtml

е) Ну и напоследок, а то я не знаю дальше букв в алфавите, рбкшный анбоксинг про дела Sony Entertainment на Руси, спойлер – много грязи http://top.rbc.ru/business/19/04/2015/55329bd39a7947867ecd4291

Наши рекомендации