Медиаактивы фпг к концу 90-х гг.

5. "Медиа-Мост" контролирует эфирные каналы НТВ и ТНТ, спутникового оператора "НТВ Плюс" (пакет неэфирных каналов НТВ-ПЛюч Футбол, НТВ-Плюс Спорт., Наше кино и проч.); газета "Сегодня", журналы "Итоги" (совместно с NewsWeek), "Семь дней", "Караван историй"; радиостанции "Эхо Москвы", "Деловая волна", "До-радио" и "Спорт-FM" (три последних ребрендированы в 2000-е). Киностудия "НТВ-Кино" и "НТВ-Профит", кинотеатр "Октябрь", онлайн Ntv.ru.

6. Медиагруппа Березовского контролирует ОРТ (будущий Первый) и ТВ-6 (ликвидирован в 2002), газеты "Коммерсантъ" (здесь парадокс: газета для предпринимателей появилась раньше самих предпринимателей (Яковлев про популярную колонку биржевых новостей: "Были смешные вещи. Например, в ежедневной версии "Коммерсанта" существовала ежедневная колонка, которая рассказывала о западных биржевых новостях. Она была популярная, ее очень многие читали. При этом ни одни человек не понимал, про что там на самом деле пишут"), фигура Яковлева и его кооператив ФАКТ, в книжке Афиши Яковлев говорит, что идея создания Кммерсанта родилась в беседе с первым русским миллионером Артемом Тарасовым), приложения Коммерсанта, Автопилот, Домовой (закрыт в 2011), радио "Наше радио" и "Ultra", свой record − "Real records".

7. "ПрофМедиа": газета "Известия", "КП", "Советский спорт", "Экспресс-Газета", "Антенна", "Русский телеграф" (закрыта в 1998 г., очень болезненно закрытия воспринимал Гусинский, потому что хорошая была газета, но убыточная), доля в "Эксперте".

Короче, весь капитал идет извне, от этих самых ФПГ. Алекперов со своим "Лукойлом" с 1995 инвестирует в "Русскую Медиагруппу". Евтушенков (бедняжка) и его АФК "Система" в 1998 создают "Система Масс-Медиа", тогда же появляется "Газпром-Медиа".

Независимые медиахолдинги. ИД "Московский Комсомолец", ИД "За рулем", РБК и проч. + иностранные иедиаинвесторы.

1999 − 2008

Дефолт 1998, начало импортозамещения. Уже спустя год после обвала экономики начинается ее стабилизация. "Благословенные нулевые". Прилив, поднявший все лодки. Рынок рекламы России на первом месте в Европе по темпам роста (до 30% в год). Медиабизнес теперь рассматривают как самостоятельный бизнес. Но. Бурное развитие отрасли не приводит к сокращению удельного веса ФПГ.

Однако. Ситуация меняется. Надо создавать новые крупные объединения, чтобы:

1. аккумулировать и оптимизировать распределение больших финансовых потоков

2. увеличивать охват аудитории → привлекать рекламодателей

3. достигать экономии от объединения функций производства и распределения продукта

2001 − рушится "Меди-Мост" Гусинского, его передают под контроль холдинга "Газпром-Медиа" в счет погашения задолженности по кредитам.

2001 − 2006 − активы Березовского растаскивают по разным собственникам.

"ПрофМедиа" Потанина набирает обороты.

Формируются новые истории: с 2005 г. "НМГ" Ю. КОвальчука (АБ "Россия"), с 2006 - медиагруппа А. Усманова. Другие ФПГ тоже развиваются.

А потом случается кризис, ФПГ как явление исчезают, перетекая в новые формы существования. Но это уже другой вопрос.

Вопрос 23

1) Владимир Путин в середине октября 2014 г. подписал закон об ограничении доли ино-странных акционеров в уставном капитале российских СМИ на уровне 20% и запрете иностранцам выступать учредителями средств массовой информации в России. Нормы, устанавливаемые документом, будут введены с 1 января 2016 г. Под действие этого закона подпали более половины российских СМИ. Иностранные владельцы есть у телеканала CTC Media(зарегистрирован в США в 1989 г Питером Герви, до 2004 – StoryFirst Communications, листинг на NSDAQ; Шестой канал, Домашний, СТС, ДТВ, Перец, Пятый канал, РЕН-ТВ), издательских домов Sanoma Independent Media (Cosmo, Ведомости и т.д., Жан-Эммануэль де Витт – гендир, основан в 1992 г) , Conde Nast (США), Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, партнер – американская Hearst Corporation, Виктор Шкулев – гендир), Burda. Нероссийские владельцы есть у журнала Forbes (его здесь издает немецкий Axel Springer), радиостанции «Эхо Москвы» (один из ее владельцев - Владимир Гусин-ский, гражданин Израиля), «Ведомостей» (газетой владеют финская Sanoma, американ-ская The Wall Street Journal и британская Financial Times) и даже у бесплатной Metro (ее совладелец - одноименная шведская компания).

2) Краткая хронология:

● «Европа Плюс». 30 апреля 1990

На УКВ-частоте 69,8 начинает вещание принадлежащая французам станция «Европа Плюс» — первое частное коммерческое радио в стране, оно же — первое музыкальное.

Жорж Полински - основатель «Европы Плюс», президент «Европейской медиа группы»

● Cosmopolitan. Май 1994

Издательский дом Independent Media, основанный голландцем Дерком Сауэром, выпускает первый номер российского издания журнала Cosmopolitan. Начинается история отечественного женского глянца.

● Playboy. Лето 1995

Independent Media запускает русскую версию журнала Playboy: в России появляется первый профессиональный мужской глянцевый журнал с голыми девушками. Главным редактором Playboy становится Артемий Троицкий.

Vogue. 1998

Самым последним из крупнейших глянцевых журналов мира в Россию приходит журнал Vogue. В самый разгар кризиса в стране появляется новый дорогой глянец. Главным редактором назначают Алену Долецкую. Conde Nast

● MTV. 25 сентября 1998

Выходит в эфир отечественная версия мирового музыкального канала MTV. У новой российской молодежи, которая читает «ОМ» и «Птюч» и слушает «Мумий Тролля» и The Prodigy, появляется свое телевидение.

● «Ведомости». сентябрь 1999

Издательский дом Independent Media совместно с Financial Times и The Wall Street Journal запускает деловую газету «Ведомости»; главным редактором становится 27-летний Леонид Бершидский. У «Коммерсанта» появляется первый (и последний) реальный конкурент, а у читателей — еще одна (и последняя) газета, задающая стандарт журналистики факта.

● GQ. Март 2001

Издательство Conde Nast запускает русский GQ во главе с Алексеем Зиминым — умный мужской журнал, сделанный вопреки всем глянцевым стандартам. Через два года редакцию разгонят, а подобный фокус удастся с тех пор лишь однажды — журналу Esquire.

● Forbes. Апрель 2004

В апреле немецкое издательство Axel Springer выпускает первый номер русского Forbes, который редактирует американец русского происхождения Пол Хлебников. В июне в том же издательстве запускается «Русский Newsweek»: сначала во главе с Леонидом Бершидским, а спустя полгода с Леонидом Парфеновым. Хлебникова к этому моменту уже нет в живых — 9 июля его застрелили у подъезда редакции.

3) Венчурные инвестиции

C 2008 по 2013 годы российскими компаниями, работающими в области медиа

коммуникаций, было привлечено более 296 млн долл. инвестиций всех раундов. На

Четко прослеживается следующая тенденция – рост доли игр, рекламы и социальных сетей в объеме привлекаемых инвестиций.

Что касается присутствия в пуле инвесторов зарубежного инвестора, в рассматриваемой выборке российских компаний в области медиа за период 2008 – 2013 гг. отмечается отрицательная динамика. Согласно анализируемой выборке, присутствие глобальных инвесторов на российском рынке в 2013 году сократилось трое по сравнению с 2011 годом

медиаактивы фпг к концу 90-х гг. - student2.ru

медиаактивы фпг к концу 90-х гг. - student2.ru

Вопрос 24.

Роль государства в медиаиндустрии России

Экономическая.Современный медиарынок в России начал формироваться одновременно с рынком как таковым (В январе 1992 Правительство РФ объявило о начале радикальных экономических реформ – шоковая терапия). Развитие медиаэкономики идет рука об руку с общим развитием экономики страны: чем выше уровень развития национального рынка в целом, тем выше уровень развития национального медиарынка. Резкий переход в новую реальность стал для СМИ тяжелым испытанием. Оказавшиеся в условиях самофинансирования редакционные коллективы были вынуждены с нуля осваивать правила медиабизнеса. А стихийно утвердившиеся правила капитализма определили то, что в России сложился слабый и разбалансированный медиарынок.

Три периода в экономической истории СМИ:
1. 1992-1998гг: СМИ самоокупались и не приносили прибыли, неразвитый рекламный рынок. Спонтанная и не всегда юридически бесспорная приватизация государственной собственности привела к образованию немногочисленной группы крупных предпринимателей -> формирование ФПГ (финансово-промышленные группы). Начало концентрации отечественных СМИ. СМИ как инструмент информационного сопровождения бизнеса. Олигархия: В. Гусинский («Группа Мост» - «Медиа-Мост»), Б. Березовский («ЛогоВАЗ») и В. Потанин («Интеррос» - ЗАО «ПрофМедиа»). Определенную роль на медиарынке играло и государство в лице Правительства России. Его самый крупный медиаактив – ВГТРК. Правительство Москвы, возглавляемое Лужковым, формировало свою медиагруппу («ТВ Центр»).

2. 1999-2008. Бурное развитие и расширение. Монетизация контента через спонсорство и продакт плейсмент (который гос-во не регулировало). Сокращение роли ФПГ. Укрепление роли ВГТРК. Еще одним кластером государственных СМИ в 2000-е стали РАМИ «РИА Новости» и учрежденный им телеканал «Russia Today».

3. 2009-н.в. Начались проблемы, сокращение маркетинговых бюджетов. Прямая зависимость медиаиндустрии от развития рекламного рынка.

Политическая. Своеобразие политического развития российского государства в 1990-2000-е гг. отразилось на формировании национального медиарынка. Модель взаимоотношений власти с собственниками и менеджментом медиапредприятий порой являлась просто определяющей составляющей их успешности/неуспешности. Прежде всего эта модель определяла развитие крупного медиабизнеса и, соответственно, особенности процесса концентрации СМИ.

Два периода:
1. 1992-2000

В условиях неразвитости институтов гражданского общества СМИ во многом взяли на себя их функции, с одной стороны идеологически поддерживая курс власти в целом, а с другой – постоянно критикуя пути его проведения в жизнь. Симбиоз федеральной власти и крупного бизнеса (в тч медиабизнеса) возник во время президентских выборов 1996г. – массированная пропагандистская поддержка Ельцины (СМИ «Группы Мост» и «ЛогоВАЗа»). В ряде случаев власть напрямую стимулировала процесс концентрации СМИ (1996г - Указ Президента РФ «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания ВГТРК и телекомпании НТВ»).

2. 2000 – н.в. После выборов 1999-200 начались конфликты власти с Гусинским и Березовским. «Дело Гусинского» ознаменовало начало нового периода взаимоотношений власти и большого медиабизнеса – распад крупнешего медиахолдинга (Медиа-Мост) и крупнейшей медиагруппы (Национальная Медиа Группа). Активы «Медиа-Моста» переходят в полугосударственный «Газпром-Медиа», получивший контроль над рядом ключевых обещственно-политических СМИ (НТВ, Эхо Москвы, Сегодня, Итоги). Альтернативна судьба «ПрофМедиа» Потанина с оговоркой: все обществ-политич СМИ были проданы другим владельцам, взята ориентация на развлекаловку.

Правовая.
- закон «О СМИ» 1991
-закон «О рекламе» 2006

- закон «О защите конкуренции» 2006
- Указ Президента РФ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» 2009
Фактическое отсутствие прямых ограничений, с одной стороны, и благоприятные юридические «неясности», с другой, дают медиахолдингам возможность постоянно расширять свои позиции в отрасли.

Наши рекомендации