Становление и развитие общественного ТВ
Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада победы. Осознавая, что вещанию нужна постоянная финансовая база, корпорация ввела комбинированную радиотелевизионную абонентную плату.
Англия избежала ожесточенной борьбы за контроль над телевидением (что было характерно для большинства стран Западной Европы) благодаря высокой культуре политической жизни, а также заложенным в уставе Би-би-си принципам независимости информации от правительства и наработанным прессой и радио традициям ответственной журналистики. Совет управляющих Би-би-си из 12 человек назначается правительством на пять лет.
Англия первой в Европе сделала свою систему вещания смешанной, обогнав другие государства на два десятилетия. (В Италии первые частные телестанции явочным порядком, без какого бы то ни было разрешения властей, стали возникать начиная с 1975-1976 годов, а в 80-е произошло объединение большинства из них в три коммерческиетелесети, принадлежащие коммуникационному магнату и будущему премьер-министру Сильвио Берлускони. В Германии и Франции частное ТВ появилось в середине 80-х, в Испании — в конце того же десятилетия и т. д.)
В 1982 году в Англии была создана «альтернативная» программа «Канал-4» («Чэннел фор»), управляемая особой администрацией, формально некоммерческая, но финансируемая за счет рекламы. Ее размещением в эфире первые полтора десятилетия занималась Ай-ти-ви, что позволяло «Каналу-4» целиком и полностью сосредоточиться на творческих вопросах.
В Великобритании развитие кабельного вещания сдерживалось наличием первоклассного выбора эфирных передач. Поэтому британцы не видели особого смысла в том, чтобы тратить свои средства на дополнительные развлечения. Помимо этого, кабельные каналы из-за сложной проблемы лицензирования еще долгий период времени не смогут составить конкуренцию эфирным.
Цифровое вещание началось летом 1998-го на Би-би-си, когда из Франции транслировался чемпионат мира по футболу. Цифровой канал получил название «Би-би-си чоис». На цифровой способ перешли обе телепрограммы корпорации и созданный для кабельных систем круглосуточный информационный канал «Новости-24», а затем – все эфирное радио.
Франция
Первые эксперименты с «радиовидением» во Франции вела лаборатория Рене Бартелеми, где был смонтирован первый французский малострочный телеприемник и в 1929 году проведен первый публичный телесеанс. Из лаборатории Бартелеми в школу электричества прошла первая телепередача на расстоянии. Изображение было очень грубым (развертка – всего 10 строк), тем не менее оно принималось и можно было говорить о рождении французского ТВ. Это произошло 14 апреля 1931 года.
В 1948 году была создана дирекция телепрограмм. Она входила в состав правительственной организации «Радиодифюзьон франсез», созданной еще в 1939-м при министерстве почт для лицензирования радиостанций. После войны ее передали в ведение министерства информации, а когда появилось массовое телевещание, она стала называться «Радиодифюзьон-телевизьон франсез» (РТФ).
Долгое время ТВ во Франции – гос. Монополия. В начале 80-х голлисты развернули кампанию против государственной монополии в эфире. В общем, в конце концов появилась перва платная телекомпания «Канал-плюс». В 1998-м его полностью поглотила «Компани женераль дез о». Компания занимается водоснабжением, обустройством территорий и транспортом, но теперь основной сферой ее деятельности стали коммуникации – телефон, телевидение, Интернет, реклама. К 2000 году «Канал-плюс» довел число своих телезрителей до 4,6 млн., из которых одна половина принимает передачи по кабелю, а другая – через спутник. Ежемесячная подписка на канал составляет 175 франков.
Во Франции о кабельном телевидении стали говорить в 1970 г., но из-за экономических трудностей процесс был заторможен. Эту ситуацию не спасло даже вмешательство правительства с разработанной программой «План-кабель». Он предусматривал подключение к кабельному телевидению, практически, каждой французской семьи, к сожалению, из этого ничего не вышло. На сегодняшний день, кабельные сети Франции находятся под четким руководством одной компании – Numericable. У французов, практически нет никакой заинтересованности в кабельном телевидении.
Германия
В 1931 в Германии появились и первые телевизоры с электронным кинескопом. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности нового средства массовой информации, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Однако пропаганда делала основной упор на радио. После поражение во Второй мировой войне телепередачи были возобновлены в Германии только в 1950 году. ( вообще это отдельная темя, но с медиабизнесом в войну все было совсем плохо, как и со всем). Западные державы-победительницы, поставившие уцелевшие радиостанции «третьего рейха» под контроль оккупационной администрации, стремились избежать прежней концентрации вещания, чтобы не допустить влияния на него правительства или какой-то одной партии. Для решения общегосударственных задач и согласования интересов земель в области радио в 1950 году в ФРГ было создано межземельное надрегиональное объединение – Рабочее содружество общественно-правовых радиорганизаций (АРД).
Каналы делятся на частные и государственные, при чем частные каналы пошли по пути узкой специализации. Медиа ФРГ приходят на рынок ГДР еще и до объединения, 80 процентов жителей ГДР смотрели программы ФРГ. После объединения ФРГ и ГДР многие компании объединяются.
В Германии текущая ситуация использования ТВ такова: 51% аудитории используют кабельное телевидение, 37% спутниковое телевидение, 12% эфирное телевидение. К цифровому эфирному телевидению у них меньший интерес, если сравнивать с другими европейскими странами.
Современная Европа
Несмотря на то что сегодня все чаще говорят о единой Европе в рамках Европейского Союза, об общеевропейском доме и европейской интеграции, несмотря на создание общеевропейских политических и даже социальных институтов, единой для 17 государств валюты, между странами Европы сохраняются значительные различия. И это касается не только вопросов культуры, национальной идентичности, традиций, языка. Пример медиаиндустрий стран Европы подтверждает это в полной мере. Хотя на европейском экономическом пространстве действуют региональные и транснациональные компании, присутствует заметный сегмент глобальной и трансъевропейской рекламы, сам общеевропейский медиарынок объединяет большое число неконсолидированных национальных медиаиндустрий. Они характеризуются разнообразием национального законодательства и его правоприменения - прежде всего в области собственности и авторского права, профессиональных журналистских и корпоративных культур, особенностями культурной политики, вариативностью бизнес-моделей
Текущий этап развития европейской медиаиндустрии, несомненно, начинается в середине XX века. Исследователи обращают внимание на то, что современный европейский медиаландшафт сформировался после Второй мировой войны в связи с тем, что:
* многие медиапредприятия были реорганизованы или воссозданы после окончания войны;
* экономический бум 1950 - 1960-х годов стимулировал рост печатных СМИ, причем в этом сегменте активно развивались главным образом издания с региональным уклоном;
* во многих странах Западной Европы были введены новые меры регулирования с целью обеспечения свободы СМИ, ограничения иностранного капитала, препятствовавшие монополизации общественного мнения.
В 1980-е годы процесс либерализации в сфере регулирования телекоммуникаций и вещания усилил процесс коммерциализации СМИ западноевропейских стран, что стало самым серьезным экономическим вызовом, оказавшим влияние на медиаэкономику в последующие. Возникло желание стимулировать рыночную конкуренцию на защищенных рынках, характеризовавшихся доминированием модели общественного вещания. Коммерциализация как проявление логики рынка стала основной чертой развития европейских СМИ на рубеже XX-XXI веков. В европейском контексте этот процесс представлял собой стремление извлечь прибыль - ведущую цель медиакомпаний. Рыночная модель приобретает все большее значение, прибыльность становится основной заботой медиакомпаний... качество измеряется успехом на рынке... Сегодня общественная и рыночная модели смешиваются.
В условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий, становления стратегий перехода к информационному обществу ЕС начинает выполнять и важную роль по определению общих приоритетов стран-участниц в этой области. Следует упомянуть в этой связи инициативу Еврокомиссии "2010 - Европейское информационное общество для роста и занятости", ставшее стратегией и стартовым механизмом для множества документов и инициатив в ЕС. На основании общих подходов был стимулирован рост Интернета, мобильной телефонии, цифровых услуг и - в том числе - переход стран ЕС к цифровому вещанию.
Таким образом, в области регуляторных подходов и медиаполитики в Европе в 2000-х произошел определенный сдвиг - от уровня национальной политики в сторону транснациональной и глобальной.
Особенности индустрии СМИ в странах Европы
Современная Европа, которую формируют значительно отличающиеся друг от друга западная, северная, центральная и восточная части континента, представляет собой различные экономические системы и несколько региональных экономических блоков, что вряд ли способствует экономическому единству континента. Двадцать семь стран - членов Европейского Союза, а также Норвегия и Швейцария, которые находятся за пределами ЕС, Россия и еще несколько бывших социалистических государств, которые еще не интегрировались в ЕС, - все это формирует потенциально общий потребительский рынок, насчитывающий почти 700 млн. человек, что почти в три раза больше, чем население США. В результате парадоксы медиарынка Европы проистекают из неодинакового уровня развития отдельных государств, национальных экономик и соответственно медиаиндустрий. Так, согласно статистике Международного банка, крупнейшая страна с точки зрения населения и вследствие этого размера аудитории - это Россия (142 100 000). "Большая пятерка" европейских государств, в которую входят Германия (с населением 82 270 000 чел.), Франция (61 710 000 чел.), Великобритания (61 000 000 чел.), Италия (59 370 000 чел.) и Испания (44 880 000 чел.), значительно меньше по численности, в то время как уровень развития медиа- и рекламной индустрии в "пятерке" заметно отличается от российского (табл. 1).
Даже в 2008 году в условиях экономического кризиса расходы на развлечения и медиапродукты в регионе возросли на 2,8%, хотя это и был самый низкий рост за последние пять лет. Европейцы чаще всего тратят деньги на такие медиауслуги, как доступ в Интернет, видеоигры, подписка на ТВ-программы, лицензионный взнос, причем затраты на каждый из этих пунктов возросли более чем на 5% на общегодовой основе. В индустрии кино также был отмечен небольшой рост в 3,7%2.
Самым большим вызовом для европейского общественного вещания стал начавшийся в 1980 - 1990-е годы переход телевизионной индустрии от монополии к конкуренции, а также появление коммерчески ориентированного спутникового и кабельного телевидения. Наряду с коммерческими эфирными каналами спутниковые и кабельные каналы появились практически во всех западноевропейских странах, которые в совокупности представляют собой второй по величине медиарынок во всем мире, а также демонстрируют сильную систему общественного вещания [Lowe, Steemers, 2012, p. 9 - 26].
Развитие коммерческого вещания изменило традиционную для европейских СМИ культуру социально-ответственной журналистики. Коммерческие мотивы новой телевизионной культуры стимулировали в Европе появление конгломератов по производству инфотеймента для мультиканальной цифровой среды. Британские "Pearson" и ITV, немецкая компания "Bertelsmann", французская "Vivendi", итальянская "Mediaset" - эти крупнейшие европейские медиакомпании скорректировали бизнес-модели и медиаконтент для разных платформ, изменили структуры с упором на интернет-подразделения с тем, чтобы производить больше продукции для обслуживания свободного времени европейской и мировой аудитории. Под влиянием экономической и технологической конвергенции ведущие медиаконцерны Европы не только продвигают свои медиапродукты в цифровой среде, но и создают подразделения, объединяющие традиционные и новые подходы к медиабизнесу Так, "Vivendi" действует не только как ведущая французская компания в области платного ТВ (Canal+ Group), но и превратилась в мирового лидера в сегменте видеоигр (Activision Blizzard), музыки (Universal Music Group), а также активно представлена на телекоммуникационном рынке Франции (SFP), Марокко (Магос Telecom), Бразилии (GTV). Аналогичное развитие можно проследить и в деятельности других европейских медиагигантов.
Однако коммерциализация программной политики во многих европейских странах произошла не только под давлением экономических и технологических процессов, что привело к сокращению бюджетов общественных каналов, а порой и коммерческих вещателей. В 1990-е годы в странах Центральной и Восточной Европы, в России и других государствах СНГ редакционные коллективы прошли сложный путь социально-экономической трансформации. Одним из ее результатов стал переход медиаиндустрии к деятельности в условиях рынка, что привело к увеличению развлекательного контента и дало двойные преимущества медиакомпаниям, принеся значительные доходы от рекламы и предоставив тем самым возможность продемонстрировать свою лояльность по отношению к новым политическим элитам за счет сужения критической "повестки дня"3.
Классификция европейских медиапредприятий по долям рынка:
Глобального масштаба: "Lagardere" (Франция), "Pearson" (Великобритания), "Reed Elsevier" (Нидерланды), VNU (Нидерланды).
- Европейского масштаба, представленные:
- На территории всей Европы: "ProSiebenSat" (Германия).
- В Северной и Восточной Европе: "Sanoma" (Финляндия), "Bonnier" (Швеция).
- В Центральной Европе: "Axel Springer" (Германия).
- В Южной Европе: "Gruppo Editoriale L'Espresso" (Италия), "Mediaset" (Италия).
- Компании, имеющие доли в неевропейских странах:
- Преимущественно сконцентрированные в испаноговорящих странах: "GrupoPrisa" (Испания).
- Преимущественно сконцентрированные в англоговорящих странах: "Daily Mail" and "General Trust" (Великобритания, Австралия, Венгрия, Словакия), "Independent Newspapers" (Великобритания).
- Преимущественно сконцентрированные на бизнесе в странах Восточной Европы: "Burda", WAZ.
- Преимущественно сконцентрированные на бизнесе во франкоговорящих странах: "Socpresse" (Франция).
- Имеющие различную географическую ориентацию: ЕМАР (Великобритания, Средний Восток, Северная Африка), "Heinrich Bauer" (Германия, США, Китай, Россия), "Holtzbrinck" (Германия, Северная Америка).
Анализируя список 25 крупнейших европейских медиакомпаний, можно увидеть доминирование экономически наиболее сильных экономик: к ним относятся две немецкие компании ("Bertelsmann", ARD), две французские ("Vivendi", "Lagardere"), пять британских ("Reed Elsevier", BSkyB, ВВС, "Pearson", "Virgin Media"), одна итальянская ("Mediaset")5. Для этих компаний характерно повышенное внимание к производству контента в русле инфотейнмента, что опровергает представление о европейских массмедиа как о некоммерческой публичной сфере [Thussu, 2007, р. 50; Habermas, 2005, р. 27]. Неудивительно, что в список вошли крупные западноевропейские компании из Германии, Великобритании, Франции, Италии, - стран, где коммерческие медиаиндустрии развивались на протяжении длительного времени. Список ограничивается компаниями из восьми стран и не включает страны постсоциалистического пространства (см. табл. 4). Можно, правда, предположить, что достоверной информации о многих постсоциалистических рынках (таких, как крупнейшие российский и украинский), все еще недостаточно.
В отличие от достаточно консолидированного сектора аудиовизуальных СМИ в Европе европейские печатные индустрии (газеты, журналы, книги) демонстрируют активную деятельность большого количества игроков, а также сохранение, несмотря на общую глобальную тенденцию к интернационализации, многообразия национальных различий. Причина сохранения сложной структуры печатных рынков в Европе может быть частично объяснена разнообразием и неравномерностью распространения европейских языков.
Следует сказать о том, что крупнейшие европейские медиакомпании были преобразованы в мультинациональные корпорации со структурой собственности и управления, которая больше не имеет связи с национальными или семейными объединениями. Очень показательно в этой связи недавнее слияние европейской компании "Reuters" и "Thomson" (2009) в рамках одной корпорации, имеющей доли не только на медиарынке, но и на финансовом, юридическом, научном рынках и в системе здравоохранения.
Свойственная странам Западной Европы традиция "семейной" собственности, связанная с именами первых владельцев (например, "Reuters", "Havas", "Burda", "Lagardere", "Bonnier", "Holtzbrink", "Springer" и т.д.), особенно в печатной индустрии, практически исчезла, за исключением стран Северной Европы. Причина в том, что медиакомпании стали активно выходить на международный рынок. "Bertelsmann AG" - единственный пример компании, не зарегистрированной официально на бирже. Основная часть ее акций принадлежит Фонду "Bertelsmann" (76,9%), а семья основателей Мон владеет 23,1% акций.
Зарубежная медиасобственность в странах Европы является многогранной, многоотраслевой, все чаще транснациональной, обладает сложной структурой. Большинство крупных медиакомпании, осуществляющих свою деятельность в Европе, в действительности являются дочерними предприятиями мультинациональных конгломератов.
Вопрос 6