ВОПРОС 42. Современные формы финансового оздоровления экономики.
Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом:
1) меры по восстановлению платежеспособности должников;
2) меры по их выводу из числа действующих предприятий.
Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хозяйствования составляют суть института банкротства.
Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженности не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-должника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превышает стоимость имущества должника.
В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от деятельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
В иерархии финансовых рисков банкротство является наиболее катастрофическим, влекущим разрушительные последствия прежде всего для экономики должника. В свою очередь неэффективная работа должника генерирует риск для деятельности кредитора, который находится с должником в единой технологической или иной производственной связи. Банкротство содержит в себе разрушающий потенциал и для государства в целом: возникают проблемы с наполнением государственного бюджета, растет безработица, сокращаются рабочие места.
Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должников, кредиторов и государства, оказываются одним из действенных инструментов влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В таком качестве банкротство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.
Обязательными элементами системы банкротства в Республике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются:
• законодательная база банкротства;
• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;
• институт специалистов по реализации процедуры банкротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.;
• органы государственного управления по делам о банкротстве.
В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. Названные документы четко обозначили основные термины, сопровождающие процедуру банкротства в Беларуси, и отразили особенности ее реализации и применения в реалиях национальной экономики.
Под неплатежеспособностью должника понимается его неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе экономические (финансовые) санкции, примененные к должнику.
Под экономической несостоятельностью понимается неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.
Банкротство — это устойчивая неплатежеспособность, признанная решением хозяйственного суда, имеющая или приобретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолеваемая только ликвидацией должника. При этом необходимо различать следующие виды банкротства:
• реальное банкротство, характеризующее полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде финансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастрофических потерь своего капитала;
• фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от них всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;
• преднамеренное банкротство, предполагающее преднамеренное, умышленное создание руководителем предприятия или его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интересах или интересах групп лиц.
Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным мероприятиям или классическим послесудебным процедурам банкротства, среди которых — защитный период, конкурсное производство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.
Досудебное оздоровление — это система мер, предпринимаемых с целью предупреждения банкротства должником, государственными органами, местными исполнительными и распорядительными органами (в пределах компетенции) до момента подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве должника.
Данные меры направлены на улучшение финансового состояния должника, создание условий для его стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. Они соответствуют законодательству и предполагают:
• изменение структуры и состава органов управления должника;
• взыскание дебиторской задолженности;
• выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров займа (кредитных договоров), погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;
• привлечение инвестиций, в том числе иностранных;
• содействие достижению соглашения должника с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности;
• реструктуризацию задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы.
Защитный период — это процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка оснований для возбуждения конкурсного производства, инициируемая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести определение о назначении временного управляющего. Защитный период вводится на срок не более трех месяцев.
Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет фактически к ликвидации предприятия-должника в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника. В результате открытия конкурсного производства управление делами и имуществом, полномочия руководителя должника и иных органов управления возлагаются на временного управляющего.
Санация — процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.
Мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.