ВОПРОС 42. Современные формы финансового оздоровления экономики.

Для поддержания устойчивости экономической системы на практике реализуется ряд специальных мер, которые можно условно сгруппировать таким образом:

1) меры по восстановлению платежеспособности должников;

2) меры по их выводу из числа действующих предприятий.

Процедуры восстановления платежеспособности должников и ликвидации неэффективно функционирующих субъектов хо­зяйствования составляют суть института банкротства.

Банкротство во всех словарях толкуется как неспособность должника расплатиться по своим долгам и обязательствам. При этом отмечается, что наличие кредиторской задолженнос­ти не всегда свидетельствует о банкротстве предприятия-долж­ника, а лишь в том случае, если сумма задолженности превы­шает стоимость имущества должника.

В глубинных причинах банкротства скрывается множество факторов. Их принято делить на внешние (не зависящие от дея­тельности предприятия) и внутренние (зависящие от деятель­ности предприятия).

В иерархии финансовых рисков банкротство является наи­более катастрофическим, влекущим разрушительные послед­ствия прежде всего для экономики должника. В свою очередь неэффективная работа должника генерирует риск для деятель­ности кредитора, который находится с должником в единой технологической или иной производственной связи. Банкрот­ство содержит в себе разрушающий потенциал и для государ­ства в целом: возникают проблемы с наполнением государствен­ного бюджета, растет безработица, сокращаются рабочие места.

Процедуры банкротства, затрагивающие имущественные права практически всех субъектов хозяйствования — должни­ков, кредиторов и государства, оказываются одним из дей­ственных инструментов влияния на их интересы. Сам факт бан­кротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяй­ствования к активным мерам по поддержанию своего финансо­вого состояния на должном уровне. В таком качестве банкрот­ство можно рассматривать в числе наиболее действенных форм финансового оздоровления национальных экономик.

Обязательными элементами системы банкротства в Рес­публике Беларусь (как и в любом другом государстве) являются:

• законодательная база банкротства;

• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

• институт специалистов по реализации процедуры бан­кротства — антикризисных и временных управляющих и т.п.;

• органы государственного управления по делам о банкрот­стве.

В Республике Беларусь законодательная база банкротст­ва представлена Законом Республики Беларусь «Об экономи­ческой несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 г. и Ука­зом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. Названные документы четко обозначили основные термины, сопровождающие процедуру банкротства в Беларуси, и отрази­ли особенности ее реализации и применения в реалиях нацио­нальной экономики.

Под неплатежеспособностью должника понимается его не­способность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, выте­кающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом обязательными платежами являются налоги, сборы, пош­лины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня и го­сударственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, в том числе эко­номические (финансовые) санкции, примененные к должнику.

Под экономической несостоятельностью понимается не­платежеспособность, имеющая или приобретающая устойчи­вый характер, признанная решением хозяйственного суда, имеющая перспективы ее преодоления посредством санации должника.

Банкротство — это устойчивая неплатежеспособность, при­знанная решением хозяйственного суда, имеющая или при­обретающая масштабы, исключающие санацию, и преодолевае­мая только ликвидацией должника. При этом необходимо раз­личать следующие виды банкротства:

• реальное банкротство, характеризующее полную неспо­собность предприятия восстановить в предстоящем периоде фи­нансовую устойчивость и платежеспособность в силу катастро­фических потерь своего капитала;

• фиктивное банкротство, означающее заведомо ложное объявление предприятием своей финансовой несостоятельнос­ти с целью введения в заблуждение кредиторов и получения от них всевозможных отсрочек, рассрочек, скидок и т.п.;

• преднамеренное банкротство, предполагающее предна­меренное, умышленное создание руководителем предприятия или его собственником состояния неплатежеспособности с целью нанести предприятию экономический ущерб в личных интере­сах или интересах групп лиц.

Национальная система банкротства в Республике Беларусь в своей практике прибегает к досудебным оздоровительным ме­роприятиям или классическим послесудебным процедурам бан­кротства, среди которых — защитный период, конкурсное про­изводство (санация и ликвидационное производство), мировое соглашение.

Досудебное оздоровление — это система мер, предприни­маемых с целью предупреждения банкротства должником, го­сударственными органами, местными исполнительными и рас­порядительными органами (в пределах компетенции) до момен­та подачи в хозяйственный суд заявления о банкротстве долж­ника.

Данные меры направлены на улучшение финансового состо­яния должника, создание условий для его стабильной и эффек­тивной хозяйственной (экономической) деятельности. Они со­ответствуют законодательству и предполагают:

• изменение структуры и состава органов управления долж­ника;

• взыскание дебиторской задолженности;

• выделение должнику бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение договоров зай­ма (кредитных договоров), погашение кредиторской задолжен­ности за счет иных источников;

• привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

• содействие достижению соглашения должника с кредито­рами о реструктуризации кредиторской задолженности;

• реструктуризацию задолженности по обязательным пла­тежам и платежам за потребленные энергоресурсы.

Защитный период — это процедура банкротства, приме­няемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве. На этой стадии идет проверка основа­ний для возбуждения конкурсного производства, иницииру­емая хозяйственным судом, который не позднее трех дней со дня принятия заявления о банкротстве должен вынести опреде­ление о назначении временного управляющего. Защитный пе­риод вводится на срок не более трех месяцев.

Конкурсное производство — это наиболее радикальная из названных процедур банкротства, она зачастую ведет факти­чески к ликвидации предприятия-должника в целях макси­мально возможного удовлетворения требований кредиторов и защиты прав и законных интересов должника. В результате открытия конкурсного производства управле­ние делами и имуществом, полномочия руководителя должни­ка и иных органов управления возлагаются на временного уп­равляющего.

Санация — процедура конкурсного производства, преду­сматривающая переход права собственности, изменение дого­ворных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуриза­цию или оказание финансовой поддержки должнику, осуще­ствляемая для восстановления его устойчивой платежеспособ­ности и урегулирования взаимоотношений должника и креди­торов в установленные сроки.

Мировое соглашение в производстве по делу о банкрот­стве — это процедура банкротства в виде соглашения между должником и конкурсными кредиторами об уплате долгов, в котором предусматриваются: а) освобождение должника от долгов; б) уменьшение долгов; в) рассрочка их уплаты; г) срок уплаты долгов.

Наши рекомендации