Базовые концепции финанс. менеджмента

Базовые концепции финанс. менеджмента

ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальн.концепций: 1) концепция денеж. потока (предполагает: а) идентификацию денеж.потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину элем-тов денеж.потока; в) выбор коэф-та дисконтирования, позволяющего сопоставлять элем-ты потока, генерируемого в различн. моменты времени г) оценку риска, связанного с данным потоком и способом его учета); 2) концепц. временной ценности денеж.ресурсов (состоит в том что денеж.ед-ца, имеющаяся сегодня, и денеж.ед-ца, ожидаемая к поступлению, через какое-то время неравноценны.Она определ-ся действием 3-х основн.причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью); 3) концепц. компромисса между риском и доходностью (состоит в том, что получ-е любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между 2-мя характеристиками прямо пропорциональна. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанная с возможным неполучением этой доход-ти и наоборот); 4) концепц. стоим-ти капитала (сост. в том, что обслуживание того или иного источника финансиров-я обходится компании не одинаково. Каждый источник финансир-я имеет свою стоим-ть);

47. Финансовый менеджмент как научная дисциплина

Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением, и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков предприятия в текущ. и перспективн. периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти предприятия, что реализует конечн. финанс.интерес его владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент. борьбы. 2. избежание банкротства и крупн. финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом. потенциала фирмы 5. рост объемов произв-ва и реализации 6. max-ция прибыли 7. min-ция расходов 8. обеспечение рентабельн. деятель-ти.

Сущность и организация ФМ на предприятии

ФМ яв-ся частью общего управления предприятием. Умело организованный фин. менеджмент яв-ся серьезным фактором успеха предприятия на рынке.И напротив, неэффективно организованное управление финансами может ослабить конкретн.позицию компании. Организацион. структура сис-мы управления финансами предприятия, а так же ее кадровый состав могут быть построены различн. способами в зависим-и от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление спец.службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансов.директором) и, как правило, включающий бухгалтерию и финанс. отдел. Финанс. директор подчиняется непосредственно ген. директору. Работа фин.менеджера яв-ся частью работы высшего звена управл-я фирмы, связано с предоставлением ему аналитическ. информации, необходимой для принятия управленческ. решений финанс. характера.

Функции и задачи ФМ

ФМ направлен на решение следующ. задач: 1. обеспеч-е формирования достаточн. объема финанс. ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящ.периоде 2. обеспечение наиболее эффективн. использования сформирован.объема финанс. ресурсов в разрезе основн.направлений деятель-ти предприятий 3. оптимизация ден. оборота 4. обеспечение maxi-ции прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финанс. риска. 5. обеспечение min-ции уровня финанс. риска при предусматр. уровне прибыли 6. обеспечение постоян. финанс. равновесия предприятия в процессе его развития

ФМ осуществляетф-ции, подразделяем. на 2 группы: 1)Ф-ции ФМ как управляющей системые: 1.разработка финанс.стратегии предприятия (формируется сис-ма целей и целев.показателей финанс.деятель-ти на долгосрочн.период, определ-ся приоритетн. задачи) 2.формиров-е эффективн.инфляцион.систем, обеспечивающих обоснование альтернативн. вариантов управленческ.решений (определ-е объемов и содержания информационных потребностей финанс. менед-та, формирование внешних и внутренних источников информации, организация постоянного мониторинга финансового состояния предприятия) 3.осуществл-е анализа различн.аспектов финанс.деятель-ти предприятия (проведение экспресс и углублен. анализа отдельн.финанс. операций, в т.ч. филиалов, дочерних предприятий, обобщение результатов) 4.осуществление планиров-я финанс.деятель-ти предприятия по основным ее направлениям (разработка сис-мы текущ.планов и бюджетов по основн. направл-ям фин.деятель-ти)

Содержание основных форм финансовой отчетности

Информация, на основании которой готовится финансовая отчетность, в соответствии с ее экономическим содержанием, объединяется в определенные укрупненные категории, которые получили название элементов финансовой отчетности.

В МСФО выделяют 5 основных элементов финансовой отчетности, которые условно можно разделить на 2 группы.

I. Элементы, оценивающие финансовое положение и входящие в состав бухгалтерского баланса: активы; обязательства; капитал.

II. Элементы, характеризующие результаты хозяйственной деятельности и составляющие отчет о прибылях и убытках: доходы; расходы.

1. Активы- в международной практике (МСФО) под активами понимаются ресурсы и имущество, контролируемые предприятием и представляющие собой результат операций и событий, состоявшихся в отчетном или иных прошлых периодах. Существенным признаком активов является их способность обеспечить в будущем определенную экономическую выгоду, которая должна заключаться в поступлении денежных средств или их эквивалентов.

2. Обязательства- это текущие обязательства предприятия, возникающие из предшествующих событий, и представляющие собой различные виды кредиторской задолженности, погашение или урегулирование которых приведет к снижению экономической выгоды в виде уменьшения реальных активов. В данную подгруппу относятся займы, долговые обязательства, банковские кредиты, задолженность поставщикам, различным юридическим и физическим лицам, резервы предстоящих расходов и т.п.

3. Капиталпредставляет собой оставшуюся долю собственных активов предприятия после вычета обязательств.

Общий капитал компании можно разделить на две части:

капитал, полученный от своих акционеров. В финансовой отчетности капитал, внесенный акционерами, делится на сумму номинальной стоимости акций и эмиссионный доход, полученный в результате реализации акций при первичном размещении сверх номинальной стоимости;

капитал, полученный в результате собственной деятельности путем капитализации нераспределенной прибыли и создания соответствующих резервов.

4. Расходы компании- это уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы, в свою очередь, подразделяются на 2 подгруппы:

обычные расходы, осуществляемые для извлечения (получения) доходов;

прочие расходы, не создающие каких-либо экономических выгод (доходов или активов) в будущем.

Обычные расходы признаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором они возникли в виде уменьшения активов и увеличения обязательств, в прямой связи с доходами, поступившими по данным операциям. При отражении расходов согласно МСФО действует правило соответствия доходов и обычных расходов, которое должно соблюдаться неукоснительно. Если поступление доходов предусматривается в обозримом будущем, понесенные расходы включаются в активы компании (например, капитальные вложения в основной капитал, производственные расходы в запасах, незавершенном производстве, готовых товарах, расходы на приобретение финансовых и нематериальных активов.)

Прочие расходы отражаются в финансовой отчетности в том отчетном периоде, в котором выясняется, что они не могут стать причиной будущих экономических выгод или такие выгоды не очевидны и не поддаются надежной оценке

Принципиальным является тот факт, что убытки не признаются в качестве самостоятельного элемента финансовой отчетности, а рассматриваются как расходы, уменьшающие в конечном итоге собственный капитал компании.

При сравнении определения расходов МСФО и российским стандартом ("Расходы организации" ПБУ 10/99) очевидно, что российский стандарт обладает более сложной структурой, где расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

расходы по обычным видам деятельности;

операционные расходы;

внереализационные расходы;

прочие (вкл. чрезвычайные).

5. Доходы компании (Income) - это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (причем увеличение капитала не должно происходить за счет вкладов собственников).

Доходы выступают в двух формах:

выручка;

выигрыши.

Выручка - это регулярные доходы от обычной деятельности: от продажи товаров и услуг, от процентов и вознаграждений, дивидендов, лицензионных платежей и роялти, арендной платы, доходы от реализации недвижимости, специально купленной для перепродажи, и инвестиционной собственности.

Не являются выручкой: суммы, инкассированные от имени третьей стороны, такие как налоги с продаж, НДС, другие суммы, собираемые при агентских отношениях от имени принципала.

Выигрыши - это прочие доходы нерегулярного характера, которые не требуют сколько-нибудь существенных расходов на их получение: доходы от штрафов и компенсаций, безвозмездное финансирование и субсидии, курсовые валютные разницы, дооценка другого оборотного имущества, доходы от продажи основных средств и неликвидов, которые по своей природе не отличаются от выручки, но являются случайными; они не могут быть отнесены к операциям, характерным для обычной деятельности компании.

В соответствии с концепцией МСФО доход отражается в финансовой отчетности в момент, когда выполняются следующие условия:

требования к исполнению сделки удовлетворены;

большая часть прав и ответственности переданы другой стороне по данной сделке

имеется достаточная уверенность в получении удовлетворения по предъявленным счетам.

Концепция цены капитала.

Капитал – значимый фактор пр-ва, который м. определить как самовоспроизводящаяся ст-ть (ст-ть, которая приносит ст-ть).

В общем виде капитал – самовоспроизводящаяся стоимость. Расширение капитала – капитализация.

Стр-ра – соотношение частей одного целого.

Стр-ра кап-ла – определение источников формирования кап-ла компании.

Стр-ра кап-ла учитывает способ финансирования деят-ти фирмы, т.е. разделяет ист-ники на собственные и заемные.

Заемные ист-ники можно разделить на долгосрочные и краткосрочные пассивы. При этом предпочтительнее больший удельный вес долгосрочных ист-ков.

С точки зрения корпорации стр-ра кап-ла основана на соотношении акций (СК) и облигаций (долгосрочное финансирование).

Стоимость кап-ла выражается в относительных показателях и отражает величину доходности кап-ла для его собственника.

Цена капитала в общем виде определяется степенью его капитализации, т.е. способностью генерировать добавленную ст-ть.

Определение цены кап-ла необходимо по след. причинам: 1) необх-ть минимизации затрат на использование всех факторов пр-ва, т.е. бизнес осущ-ся для прибыли. Эф-ть = рез-ты / затраты ≠ рент-ть (относительный пок-ль). Эф-ть = рез-ты – затраты (абсолютный пок-ль). 2) оценка цены капитала – важный фактор при разработке бюджета капитальных вложений.

Виды процентных ставок.

В финансовых операциях возможно использование различных подходов при определении процентов. Самыми распространенными являются схемы простого и сложных процентов.

Простые проценты исчисляются исходя из постоянной базы.

R=P(1+r* n)

R – сумма долга с процентами Р – первоначальная сумма долга

r – простая процентная ставка

n – количество лет.

Период расчета может отличаться от целого года n= d/D, где d – количество дней в расчетном периоде, D – количество дней в году.

В том случае, если период расчета отличается от целого числа лет, используют формулу выше.

Можно выделить 3 основных практики расчетов по простым процентам:

Германская: число дней в финансовых расчетах берется как округленная величина, дней в месяце – 30, дней в году – 360.

Французская, число дней в месяце – по факту, число дней в году – 360.

Английская – всё по факту

Сложные проценты учитывают капитализацию, то есть используется по отношению к переменной базе расчетов.

R = P (1+r)n

R – сумма долга с процентами,

P – первоначальная сумма долга

r- сложная процентная ставка (годовая);

n-число лет.

Если количество периодов расчета отличается от числа лет, то формулу можно скорректировать

R = P (1+r/m)n*m

m- количество периодов расчета в году

Методы оценки фин. рисков.

Методы анализа рисков подразделяются на количественные и качественные. Основным количествен-м методом анализа рисков явл. статистич. метод. Он предполагает расчет след. показателей: 1.Среднее ожидаемое значение. Он явл. средневзвешенным всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты соответветствующ. значения.Вероятность возникновения нек-рого уровня потерь находится по формул: F = N1/N2, где N1 – число случаев наступления конкретного уровня потерь,N2 – общее число случаев статистич. выборки. В связи с этим среднее ожидаемое значение = Базовые концепции финанс. менеджмента - student2.ru , ( R – фактич. значение события). 2.дисперсия –явл-ся мерой разброса возможных результатов вокруг ожидаемого значения. Эта сумма квадратов разниц м/у фактическ.значениями случайн.величины и ее средним значением, умноженные на соответствующ.вероят-ти. Чем больше дисперсия, тем сильнее разброс. Базовые концепции финанс. менеджмента - student2.ru

39. Сущность фин-ого планирования на предприятии

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок количествен. и качествен.характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. В основе фин.планирования лежат стратегич. и производствен.планы. Стратегич.план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятель-ти компании. Производствен.планы составл-ся на основе стратегич.плана и предусматривают определение производствен., маркетингов., научно-исследоват. и инвестицион.политики. В рамках стратегич.планиров-я целев.установки могут упорядочиваться различн.способами. Выделяют 4 типа целей: 1)рыночная – какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основн. производственно-хозяйствен. деят-ти предприятия; 2)производственные – какие структура произв-ва и технология обеспечат выпуск продукции, необходимого объема и качества; 3)финансово-экономиические – каковы основные источники финансиров-я и прогнозируемые финансов.результаты выбираемой стратегии; 4)социальные – в какой мере деят-ть предприятия обеспечит удовлетворение определен.соц.потребностей общества в целом или отдельных его слоев. Основное предназначение подобн.плана – обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть реализован. Стратегич.план не ограничивается лишь констатацией целей, он также включает их обоснование, в т.ч. и ресурсное. Именно поэтому составн.частью любого стратегич.плана яв-ся фин.план. Стратегич.план может иметь следующ.структуру: Раздел1Содержание и целев.установки деятель-ти фирмы (излагаются предназначение и стратегич.цель деятель-ти фирмы, масштабы и сфера деятель-ти, тактическ. цели и задачи). Раздел 2 Прогнозы и ориентиры(проводится прогноз экономич.ситуации на рынке капиталов, продукции и труда, намечаются перспективн.ориентиры по основн.показателям). Раздел 3Специализирован.планы и прогнозы (произв-во, маркетинг, финансы, кадров.политика, инновацион.политика, новая продукция и рынки сбыта).

Международные аспекты ФМ

Национальные особенности в организации и ведении бизнеса оказывают значительное влияние на методы управления финансами предприятий. Знание международных аспектов финансового управления имеет большое значение для транс-национальной корпорации ТНК и совместных предприятии, поскольку они наиболее часто прибегают к займам на международном рынке капитала, а также устанавливают международные экономические связи.

Международные источники финансирования.

Прямое валютное инвестирование является одним из источников финансирования деятельности ТНК и предполагает полное финансирование иностранной компанией деятельности своего филиала за рубежом. В качестве источников финансирования могут быть использованы любые виды активов, в т.ч. объекты интеллектуальной собственности.

Создание совместных предприятий увеличивает шансы компании на получение иностранных инвестиций.

Эмиссия евроакций и еврооблигаций предполагает эмиссию ценных бумаг для размещения их среди иностранных инвесторов. Многие крупные фондовые биржи котируют ценные бумаги иностранных компании, главным образом ТНК. Ведущие позиции занимает Лондонская фондовая биржа. Организацией эмиссии и размещения ценных бумаг, а также страхованием и выдачей гарантий занимаются некоторые международные синдикаты.

Кредитная линия представляет собой обязательство иностранного банка, не оформленное документально, выдавать кредиты своему клиенту до определенной величины.

Валютные свопы представляют собой обменные операции национальными валютами, выполняемые компаниями, представляющими разные страны. Появление таких операций вызвано тем, что в большинстве стран иностранные предприятия могут получить кредит в местном банке на условиях менее выгодных, чем местные компании. Договор о валютном свопе заключается с целью сокращения расходов по обслуживанию кредитов.

Основным инструментом финансирования деятельности компании является размещение ценных бумаг на мировых фондовых биржах.

Источниками краткосрочного валютного финансирования выступают краткосрочные банковские ссуды, векселя, коносаменты и другие документы, обеспечивающие продвижение товара от одной страны в другую.

Торговый вексель — это ценная бумага, используемая для финансирования товарных операций, которые используются между компаниями.

Переводный вексель, или тратта, — это документ, в котором экспортер предлагает импортеру внести определенную сумму лицу в течение определенного количества времени.

Коносамент — определенного вида документ на отгруженные товары, в котором содержатся краткое описание и условия перевозки товара. Документ подписывается владельцем судна и отправляется получателю груза, предоставляя тому право на его получение.

Кредитное письмо, или аккредитив, — это одна из форм платежа в международной торговле. Она выпускается банком по поручению импортера, включает в себя поручение корреспондентского банка за границей выплачиваемую определенную сумму указанному лицу. Одной из особенностей международного менеджмента является отчетность.

Проблема подготовки отчетности, доступной для понимания за рубежом — это международная проблема. Для ее решения существуют следующие рекомендации:

проблема интерпретации отчетности — это проблема ее пользователя;

текстовая часть отчета должна быть составлена на языке, понятном большинству пользователей отчета;

пересчитать данные отчета в иностранную валюту (как правило, в доллары США);

включить в годовой отчет дополнительную поясняющую информацию (некоторые неоднозначно трактуемые в международной практике показатели пересчитываются с учетом требований страны — пользователя отчета;

подготовить отчет в соответствии с зарубежными стандартами (чаще всего подразумеваются либо международные учетные стандарты, либо американский ГААП).

29. Управление дебиторской задолженностью.

Дебитор. задолж-ть – неоплаченные счета за поставленную пр-цию, а также м.б. включены векселя к получению (коммер. ценные бумаги). Уровень ее опред-ся факторами: вид пр-ции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной пр-цией, условия договора, принятая на пред-тии сис-ма расчетов и т.д. Управление дебитор. задолж-тью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью ср-в в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике - положит. тенденция. Разработка политики кредитования. Ключевые вопросы: 1)срок предоставления кредита – чаще всего применяются стандарт. условия оплаты и продолжительности кредитования. Договором опред-ся максимально допустим. срок кредита; 2)стандарты кредитосп-ти - отбор потенциал. покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах осущ-ся с помощью критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогноз. финан. возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товара, уровень финан. устойчивости, эк. и финан. условия пред-тия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в ден. наличности и т.д.). Необходимая для анализа инф-ция м.б. получена из данных финан. отч-ти, от специализир. информац. агентств, из неформальн. источников. Опред-ся размер партии пр-ции, условия договора, в том числе и предоставляемые скидки; 3) сис-ма создания резерва по сомнит. долгам – позволяет формировать источники для покрытия убытков. Иметь более реальную хар-ку собственного финан. состояния. Данные о резервах по сомнит. долгам должны подвергаться регуляр. тщательному анализу; 4)сис-ма сбора платежей – предполагает разработку а) процедуры общения с дебиторами в случае нарушения условий оплаты; б) значений показ-лей, свид-ющих о существенности нарушений; в) системы наказания недобросовестных контрагентов. Способы воздействия на неплательщиков – телефон. звонки, персонал. визиты, направление писем, продажа дебитор. задолж-ти специал. орг-циям. 5)сис-ма предоставляемых скидок – поставка оплачена раньше, чем по условиям договора – скидка предоставляется (размер оговаривается); контракт оплачен во время – предоставляется или не предоставляется; контракт оплачен с опозданием – штраф. Этапы контроля и анализа дебитор. задолж-ти: задается критич. уровень дебитор. задолж-ти; все расчет. док-ты по задолж-ти, превышающей этот уровень, подвергаются обязат. проверке; из оставшихся расчет. док-тов делается контрол. выборка проверяется реальность сумм дебитор. задолж-ти по всем выбранным док-там оценивается существенность выявления ошибок – используются различ. критерии. ля повышения эффективности работы с дебиторами многие компании создают специальные подразделения по работе с дебитор. задолж-тью, состоящие из фин. менеджеров, службы безопасности и т.д.

Базовые концепции финанс. менеджмента

ФМ базируется на ряде взаимосвязанных фундаментальн.концепций: 1) концепция денеж. потока (предполагает: а) идентификацию денеж.потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину элем-тов денеж.потока; в) выбор коэф-та дисконтирования, позволяющего сопоставлять элем-ты потока, генерируемого в различн. моменты времени г) оценку риска, связанного с данным потоком и способом его учета); 2) концепц. временной ценности денеж.ресурсов (состоит в том что денеж.ед-ца, имеющаяся сегодня, и денеж.ед-ца, ожидаемая к поступлению, через какое-то время неравноценны.Она определ-ся действием 3-х основн.причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью); 3) концепц. компромисса между риском и доходностью (состоит в том, что получ-е любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между 2-мя характеристиками прямо пропорциональна. Чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанная с возможным неполучением этой доход-ти и наоборот); 4) концепц. стоим-ти капитала (сост. в том, что обслуживание того или иного источника финансиров-я обходится компании не одинаково. Каждый источник финансир-я имеет свою стоим-ть);

47. Финансовый менеджмент как научная дисциплина

Фин.менедж-т – наука эффективн. управления денеж. фондами и финанс. ресурсами предприятия для достижения стратегич.целей и решения тактическ.задач. ФМ – представл. собой сис-му принципов и методов разработки и реализации управленческ.решений, связанных с формированием, распределением, и использованием финанс.ресурсов предприятий и организацией оборота и его денеж. средств. Гл. целью ФМ яв-ся обеспеч-е maxi-ции благосостояния собствен-ков предприятия в текущ. и перспективн. периоде, к-рое выражается в обеспечении max-ции рыночн.сто-ти предприятия, что реализует конечн. финанс.интерес его владельцев. Цели ФМ: 1. выживание фирмы в условиях конкурент. борьбы. 2. избежание банкротства и крупн. финанс. неудач 3. лидерство в борьбе с конкурентами 4. устойчив.темпы роста эконом. потенциала фирмы 5. рост объемов произв-ва и реализации 6. max-ция прибыли 7. min-ция расходов 8. обеспечение рентабельн. деятель-ти.

Наши рекомендации