Система внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (фин) отчетности
Правила аудиторской деятельности "Понимание деятельности, системы внутреннего контроля аудируемого лица и оценка риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Система внутреннего контроля - совокупность методов управления, организационных мер, методик и процедур, принятых и осуществляемых собственниками, руководством и другими работниками аудируемого лица, для обеспечения:
1. эффективности, результативности и соответствия законодательству совершаемых хозяйственных операций;
2. сохранности активов;
3. выявления, исправления и предотвращения искажений информации на уровне бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом и на уровне предпосылок ее подготовки;
4. достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторский риск - вероятность выражения аудиторской организацией ненадлежащего аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Оценка рисков искажения информации впоследствии влияет на итоговую оценку риска существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Оценка рисков может проводиться в количественном выражении, например в процентах, или качественно с использованием не менее трех градаций: высокий, средний, низкий. При этом любая оценка рисков аудиторской организацией является результатом профессионального суждения, а не точным измерением величины этих рисков. Риск необнаружения зависит от эффективности выбора и применения аудиторских процедур
Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов:
1. контрольной среды;
2. процесса оценки аудируемым лицом рисков хозяйственной деятельности;
3. информационных систем, связанных с процессом подготовки бухгалтерской (финансовой)
4. отчетности;
5. контрольных действий;
6. мониторинга средств контроля.
1. Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица:
а) состояние отрасли: рынок и конкуренция, ;
б) законодательные аспекты: применяемые общие принципы ведения бухгалтерского учета, отраслевые особенности;
г) государственное регулирование деятельности аудируемого лица: кредитно-денежная политика, включая валютный контроль;
3. Условия, в которых аудируемое лицо реализует свои цели и стратегии, а также связанные с ними риски хозяйственной деятельности:
новые виды продукции или услуг (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемое лицо, например, не сможет обеспечить надлежащий уровень качества новой продукции или услуги);
расширение какого-либо вида деятельности (потенциальный риск хозяйственной деятельности возникает, если аудируемым лицом, например, не был точно оценен возможный спрос);
4. Финансовые результаты деятельности аудируемого лица: основные финансовые и статистические показатели отрасли; основные показатели результатов деятельности аудируемого лица; система стимулирования труда работников; тенденции и прогнозы дальнейшего развития; аналитические отчеты и рейтинги; анализ конкурентоспособности; финансовые показатели результатов деятельности (например, рост доходов, рентабельность, платежеспособность) за сопоставимые периоды.
Мониторинг средств контроля осуществляется путем проведения непрерывных мероприятий, отдельных проверок или сочетания того и другого. Непрерывный мониторинг, как правило, является частью текущей деятельности аудируемого лица и включает регулярные действия по управлению и контролю. Так, например, менеджеры по продажам, закупкам и производству на уровне подразделений и аудируемого лица в целом непосредственно участвуют в решении оперативных вопросов и могут подвергнуть сомнению отчеты, которые значительно отличаются от их сведений по хозяйственным операциям. У многих аудируемых лиц работники службы внутреннего финансового контроля вносят свой вклад в мониторинг средств контроля путем проведения самостоятельных оценок организации и эффективности функционирования средств контроля, по результатам которых обобщается информация о достоинствах и недостатках системы внутреннего контроля и разрабатываются мероприятия по ее улучшению. Осуществляя мониторинг средств контроля, руководство аудируемого лица может также использовать различную внешнюю информацию, такую, например, как жалобы покупателей, предписания регулирующих органов, указывающие на проблемы или важные области, требующие улучшения, а также рекомендации аудиторской организации, касающиеся системы внутреннего контроля.