Занятие 2. Турист как объект туризма
У туризма есть только один потребитель услуг - турист. Турист, как потребитель туристского продукта (туров, услуг, товаров) представляет собой объект деятельности туристских фирм. Специфика заключается в том, что одновременно турист является и субъектом отношений в сфере туризма, и объектом, на который оказывают целенаправленное воздействие все другие субъекты туристского рынка.
В отличие от товарных и финансовых рынков, на которых товар идет к покупателю, в туризме, наоборот, покупатель идет к туристскому продукту, к услугам туризма. В этом заключается отличительная особенность туриста как потребителя (объекта).
Потребитель туристского продукта не имеет возможности предварительно ознакомиться с качеством предлагаемых ему туров, услуг и товаров. Туристский продукт находит свою оценку лишь в процессе потребления его туристом.
Эффективное развитие международного туризма осуществляется на основе договорных отношений между государствами. Оно невозможно без четкого определения самого предмета договора, которым и является турист.
В договорах и соглашениях между государствами закрепляются не только принципы, цели и задачи международного туристского обмена, но и объем таможенных льгот, предоставленных туристам, условия передвижения их по стране посещения, условия страхования туристов, порядок и условия их пропуска через государственную границу и на территории транзитного проезда.
Поэтому для правильного понимания туризма вообще (и международного в частности), для эффективного правового регулирования международного сотрудничества государств в данной сфере отношений необходимо четко определить само понятие «турист».
Термин «турист» прошел довольно длительную эволюцию, которая к настоящему времени еще не закончена.
Начало ей положили рекомендации Комитета экспертов Лиги Наций в 1937 г., по которым принято «считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет». Данное определение иностранного туриста является довольно расплывчатым, и его можно применять к любым иностранцам, находящимся в другой стране более 24 ч (эмигрант, транзитный пассажир, преступник, наемник, беженец, путешественник).
Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно рассматривала определение «иностранный турист». В статье I Международной конвенции о таможенных льготах для туристов, принятой ООН в 1954 г., дается следующее определение: «...«турист» означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо обычно проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Согласно данному определению туристом является любой иностранец, пересекший границу другого государства, за исключением гражданина, приехавшего в страну на постоянное жительство (эмигранта).
Это определение термина «турист» также носило расплывчатый характер, поскольку его можно было применять к иностранцам, приезжающим в страну с нетуристскими целями (например, мигранты).
МИГРАНТ - это гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.
Римская конференция ООН по туризму и путешествиям в 1963 г. также предприняла попытку дать определение термину «турист». Однако участники конференции не смогли прийти к единому мнению, поэтому было решено выработать определение термина «турист» в статистических целях.
В рекомендациях Римской конференции ООН сказано: «Для статистических целей «временным посетителем» является любое лицо, посещающее любую страну, помимо той, которая является его обычным местом жительства, с любой целью, помимо занятия профессиональной деятельностью, вознаграждаемой в посещаемой стране».
Термин «ВРЕМЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ» включает: туристов, т.е. временных посетителей, находящихся в посещаемой стране по меньшей мере 24 ч (цель их путешествия: отдых, поправка здоровья, паломничество, занятия спортом; с деловыми целями; командировки; участие в работе конгрессов, конференций; по семейным обстоятельствам);
экскурсантов, т.е. временных посетителей, пребывающих в посещаемой стране менее 24 ч (включая круизных туристов), не остающихся на ночевку в стране посещения, хотя они и могут совершать поездки по стране в течение одного или большего количества дней и возвращаться ночевать на свой корабль, яхту, поезд.
Римская конференция рекомендовала не включать в статистические данные туристов, совершающих поездки с целью государственной службы (визиты государственных деятелей; парламентские, правительственные делегации; дипломатические, торговые миссии и т.д.) или научной экспедиции (географической, геологической, археологической, океанографической и т.д.).
В статистические данные не должны также включаться путешественники, которые в юридическом смысле не въехали в страну (например, граждане, путешествующие самолетом и не покидающие транзитную зону аэропорта, и т.п.).
По определению, сформулированному Римской конференцией, туристами считаются также студенты и учащиеся, находящиеся за границей.
Были установлены следующие основные группы туристов:
• граждане, которые едут отдыхать, по семейным обстоятельствам, на лечение и по другим соображениям;
• граждане, отбывающие на заседания, съезды (научные, административные, спортивные и др.);
• граждане, отправляющиеся в путь по служебным делам;
• граждане, совершающие морскую поездку на срок меньше 24 ч.
Туристами не считаются:
• граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;
• граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;
• жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.
Такое определение туриста было признано Международным союзом официальных туристских организаций (МСОТО).
Однако многие государства на международном уровне не выработали четкого и единообразного толкования термина «турист» и тем самым не определили предмет международных договоров и соглашений о своем сотрудничестве в области международного туризма.
Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. дает следующее определение понятия туриста:
Турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика.
Первая сессия Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации одобрила в 1985 г. Хартию туризма. ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает Кодекс туриста. Кодекс туриста- это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки.
Туристов как потребителей туристского продукта можно разделить на отдельные категории. Такое деление представляет собой типологию. Типология - это научный метод, в основе которого лежат расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.
В зависимости от целей исследования могут применяться различные типологии туристов.Так, например, исходя из ориентации туристов как покупателей туристского продукта их можно разделить на четыре категории:
• «экономные» покупатели туристского продукта. Их отличает высокая чувствительность к цене, к качеству, ассортименту услуг;
• «персонифицированные» покупатели туристского продукта. Для них важны вид туристского продукта и качество услуг туризма, в то время как цена тура или услуги не является для них решающим фактором;
• «этичные» покупатели туристского продукта. Они склонны платить низкие цены за туры с широким ассортиментом услуг туризма;
• «апатичные» покупатели туристского продукта. Для этих покупателей важно качество услуг туризма и не играет роль цена на них.
В зависимости от вида предъявляемого спроса на туристский продукт туристов можно разделить на три группы:
• люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
• люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.);
• люди с покупательским поведением. Покупательское поведение туриста касается всех тех природных, психологических, социальных и других причин, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу.
Немецкий исследователь Г.Ган выделяет следующие типы туристов: S-, F-, W-, А- и В- типы.
S-тип(нем. Sonne, Sand, See - солнце, песчаный пляж, море) -типичный отпускник, предпочитающий пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт; избегает суету, но приветствует контакты с приятными людьми;
F-тип(нем. Ferme und Flirtorientierter Erlebnisur Lauber - отпускник, предпочитающий поездки на дальние расстояния и флирт) -этому типу свойственна тяга к беспрестанной смене лиц, событий, впечатлений; он будет проводить свой отпуск только там, где что-то происходит, так как медленное «прожаривание» на пляже в кругу семьи или в одиночку не для него; кредо такого туриста - общество, удовольствие, смена впечатлений;
W-1-тип (нем. Wald undWanderorientiert - любитель лесных прогулок и походов) - отпускник, предпочитающий активный отдых, пешие походы и т.п. Его кредо - физическая активность на свежем воздухе независимо от погоды. На отдыхе он стремится к поддержанию хорошей физической формы, но профессионально спортом не занимается;
W-2-тип - скорее спортсмен, чем любитель. Выдерживает длительные ибольшие, вплоть до экстремальных, нагрузки. При выборе тура доминирует критерий «наличие условий для занятий хобби». Такие критерии выбора, как «ландшафт, культура, история», вторичны (например, летчик-любитель, страстный альпинист и т.д.);
А-тип(нем. Abentener - приключение) - любитель приключений. Риск, новые ощущения, испытание своих сил в неожиданных ситуациях, опасность - вот то, что определяет выбор цели путешествия у данного типа туриста;
В-тип(нем. Bildung und Besichtigung - образование и осмотр достопримечательностей) - любознательные туристы. Данный тип подразделяется на три подгруппы: а) «эксперты», «коллекционирующие» посещаемые ими достопримечательности; б) «эмоциональные любители культуры и природы»; в) «специалисты», которые углубляют свои знания в определенных областях культуры, истории, искусства и т.д. Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Деятельность таких объединений может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.
Например, в Санкт-Петербурге такими объединениями являются Дом юного туриста, Дворец творчества юных, детско-юношеский туристский клуб «Меридиан» и др.
Туристские фирмы организуют особым, характерным для туризма способом производственную деятельность. Особенность этой деятельности определяется:
1. Ориентация на специфические потребности путешествующих (ночевки в обстановке, отличной от повседневной);
2. Специфика определяется географической средой, в которой осуществляется производство и потребление туристских благ (морской берег, горы, сельская местность);
3. Используемыми средствами труда (гостиничные и рекреационные учреждения, транспорт и т.д.).
Существует следующая классификация потребительных стоимостей (потребительная стоимость - полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность), отражающихся в мотивах туристской деятельности:
1) потребительные стоимости, не являющиеся продуктами человеческого труда, а данные природой в готовом виде (например, воздух, морская вода, горы и т.д.);
2) потребительные стоимости, являющиеся продуктами человеческого труда, затраченного в прошлом и не принимающего товарной формы, во всяком случае для туриста (например, архитектурные комплексы и ансамбли);
3) потребительные стоимости, которыми пользуется турист, главным образом, бесплатно, хотя они предполагают систематические затраты живого и овеществленного труда (многообразные затраты в зеленых хозяйствах, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и т.п.);
4) потребительные стоимости, выступающие как товары или платные услуги.
Таким образом, удовлетворение туристских потребностей включает приобретение товаров и платных услуг, с одной стороны, и потребления благ, не принимающих товарного вида, - с другой.
Совокупность видов деятельности, обеспечивающая туристам различные удобства при покупке и потреблении услуг и товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства, называется туристским обслуживанием. |
Туристское обслуживание носит одновременно комплексный и специфический характер. Комплексный предполагает удовлетворение совокупности потребностей туриста, находящегося в путешествии (все отрасли взаимодействуют – ночлег, питье, еда), специфический – организация и структура обслуживания принципиально отличаются от данного процесса во время оседлого проживания (в стране временного прибывания турист должен получить нечто отличное от страны постоянного места тжительства). Уровень комплексности и специфичности – один из важнейших критериев качества обслуживания туристов.
Совокупность туристских потребностей подразделяется на 3 группы:
1) обязательные;
2) специфические;
3) дополнительные.
Услуги транспорта, гостиничного хозяйства, предприятий общественного питания обязательны для туристов. Транспорт обеспечивает доставку туристов к местам рекреации. Услуги гостиничного хозяйства и предприятий питания создают условия для нормальной жизнедеятельности человека в путешествии.
Однако потребление обязательных услуг лишь предпосылка удовлетворения специфических туристских потребностей во впечатлениях, курортном обслуживании, развлечениях, деловых встречах и т.д., явившихся основной целью путешествия. Кроме того, турист удовлетворяет и дополнительные потребности, например, в сувенирах, услугах службы быта, услугах по содержанию личного транспорта и т.д.
Формы организации обслуживания туристов обусловлены особенностями потребления. В отличие от товара, который только тогда готов к потреблению, когда закончит передвижение от места производства к месту потребления, туристские услуги и товары потребляются тогда, когда турист доставлен к месту их производства.
Предлагаемые в туризме услуги, как правило, разделены территориально. Одни из них (информационные, посреднические и т.д.) туристы получают в месте их постоянного проживания, другие – во время путешествий (транспортные, информационные и т.д.), а третьи – в месте туристского назначения (питание, ночлег, развлечения, лечение, деловые встречи и т.д.). Кроме того, услуги предоставляются различным предприятиями и организациями сферы туризма и рекреации, находящимися в состоянии территориальной разобщенности.
Несоответствие по времени и месту акта купли-продажи и предоставления услуг создает объективно большие организационные сложности в сфере туризма. Рассматриваемый процесс является триединым, включающим обслуживание при купле-продаже комплекса услуг, путешествии и пребывании в туристских пунктах. Таким образом, туристское обслуживание охватывает одновременно деятельность в производстве, предложении и реализации услуг и товаров.
Туристские услуги и товары производятся и предоставляются при высоких требованиях к среде, обстановке или материально-технической базе туризма. Для основных и дополнительных услуг и товаров наличие материальной базы является условием, без которого не может быть совершено потребление. Следовательно, деятельность по созданию и поддержанию материально-технической базы туризма обусловливает производство и продажу услуг и товаров, и поэтому она также включается как составляющая в туристское обслуживание.
Непосредственное обслуживание – это своеобразный процесс сложных взаимоотношений обслуживающего персонала и туристов, в котором осуществляется одновременное создание, предложение и потребление большей части услуг и товаров.
Услуги в сфере туризма можно сгруппировать следующим образом:
1) по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, санатории, туристские базы и т.д.; туристы также могут размещаться на частных квартирах, в домах, арендуемых у местного населения, палатках, домиках-прицепах, на судах, поездах, яхтах и т.д.);
2) по обеспечению туристов питанием (рестораны, кафе, бары и т.п.);
3) по перемещению туристов как по стране посещения, так и в ходе транзитного проезда по территории других стран различными видами пассажирского транспорта;
4) рекламные и сбытовые (т.е. услуги туристских фирм по разработке маршрутов путешествий, бронированию мест на транспорте, в средствах размещения);
5) экскурсионные (услуги переводчиков, экскурсоводов, групповодов);
6) по удовлетворению культурных интересов (посещение театров, кино, концертных залов, музеев, выставок, картинных галерей, парков, аттракционов, природных и исторических заповедников, осмотр памятников истории и культуры, посещение фестивалей, спортивных соревнований и других мероприятий);
7) по удовлетворению деловых и научных интересов туристов (участие в конгрессах, ассамблеях, научных конференциях, симпозиумах, совещаниях, семинарах, ярмарках, выставках и т.д.; участие в торговых мероприятиях как общего, так и специального назначения);
8) контрольно-административных органов (пограничных, таможенных, карантинных, валютных, полицейских служб, а также органов, оказывающих услуги по оформлению документации – виз, паспортов и т.д.);
9) информационных служб для туристов (информация о туристских ресурсах того или иного региона земного шара, имеющихся там средствах размещения, таможенных и пограничных формальностях и курсах валют стран посещения, видах транспорта, маршрутах и цен на него и т.д.);
10) средств информации (газеты, журналы, книжные издательства);
11) услуги связи (мобильные телефоны, интернет и т.д.);
12) служб охраны природы, исторического и природного наследия;
13) торговых предприятий как общего, так и специального назначения (продажа сувениров, подарков, открыток и т.д.);
14) по страхованию туристов и оказанию им медицинской помощи;
15) государственных туристских органов;
16) иностранных юридических лиц и общественных туристских организаций.
В туристской индустрии тесно переплетаются интересы различных коммерческих компаний, государственных предприятий и общественных организаций, которые оказывают различного рода услуги. |
Туристский пакет – основной комплекс услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или групповому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу.
Турпакет включает в себя 4 обязательных элемента:
1. Туристский центр – это место отдыха туриста, включающее его рекреационные возможности. Этот элемент является обязательным, т.к. без объекта интереса невозможно организовать путешествие.
2. Транспорт– это средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Большую часть затрат, обуславливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия.
3. Услуги размещения – это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Причем услуги питания не являются отдельным элементом турпакета, т.к. они составляют часть услуг размещения.
4. Трансфер – это доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, вокзал), к месту размещения, где он будет проживать , и обратно. В общем смысле трансфер – это любая перевозка туриста в границах туристского центра (поездка из отеля в театр), но эти трансферы не всегда включены в стоимость турпакета.
Туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Предприятия и учреждения, оказывающие услуги туристам, делятся на три вида:
1. Первичные – функционирующие непосредственно для обслуживания рекреантов (санатории, пансионаты, турбазы, бюро путешествий, гостиницы, кемпинги и т.д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти вся сфера обслуживания относится к первичным предприятиям (кинотеатры, рестораны, столовые, стадионы, спортплощадки, службы быта и т.д.).
2. Вторичные – открытые преимущественно для обслуживания отдыхающих, хотя их услугами пользуются и местные жители (предприятия общественного питания, учреждения культуры и т.д.).
3. Третичные – обслуживающие местное население, но одновременно удовлетворяющие потребности туристов (например, общественный пассажирский транспорт, кроме специализированного транспорта туристских организаций.
С точки зрения времени осуществления туристских затрат принято различать три периода в потреблении услуг и товаров.
В первый период затраты предшествуют путешествию. В месте постоянного проживания турист приобретает вещи, необходимые ему для путешествия, а также билеты для поездки в пункт рекреации и (или) туристскую путевку. В случае приобретения билета или путевки у туристских фирм национальной принадлежности, потребление туриста в этот период обеспечивается национальным рынком. При этих условиях чем больше приобретений осуществляется туристом перед путешествием в стране проживания, тем относительно меньшими могут быть затраты в другой стране.
Во втором периоде турист осуществляет затраты на товары и услуги обязательного (текущего) потребления, совпадающего по времени с путешествием.
В третьем периоде производятся затраты на товары будущего потребления (приобретение товаров, потребление которых предполагается в стране проживания).
Туристские затраты – это сумма расходов на товары и услуги, приобретенные до путешествия, плюс товары и услуги текущего потребления, плюс товары будущего потребления. Доходы от международного туризма – это сумма затрат на текущее потребление туриста и на товары будущего потребления. |
Именно доходы от международного и внутреннего туризма интересуют туристские организации и страны, принимающие путешественников. Повышение доходов связано, прежде всего, с повышением качества туристского обслуживания.