Занятие 1. Персонал предприятия как объект управления

Вопросы для обсуждения:

  1. Управление персоналом как интегральный компонент общего процесса управления.
  2. Новая философия управления персоналом, ее основные принципы.
  3. Современные тенденции и особенности в управлении персоналом.
  4. Основы управления человеческими ресурсам. Концепция «человеческих ресурсов».
  5. Характеристика российской модели и философии управления персоналом.
  6. Характеристика американской модели и философии управления персоналом.
  7. Характеристика японской модели и философии управления персоналом.

Литература:

1. Егоршин, А.П. Управление персоналом. Учебник / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2005, - 720с.

2. Управление персоналом : учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС , 2003. - 488 с., таблицы.

3. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. Кибанова А.Я.-М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Самыгина С.И. - Ростов-на-Дону: Реникс, 2001.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.-М.: Юнити, 2000.

6. Шекшня, С. В. Kak eto skazat po-russki? (современные методы управления персоналом в современной России) / С. В. Шекшня. - М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003. - 232 с., ил.

Рекомендуется выполнение практического задания 1 (см. раздел «практикум») на занятии или самостоятельно в качестве домашнего задания с последующей проверкой преподавателем.

Занятие 2. Обеспечение деятельности системы управления персоналом

Вопросы для обсуждения:

1. Кадровое обеспечение системы УП.

2. Информационное обеспечение системы УП.

3. Техническое обеспечение системы УП.

4. Правовое обеспечение системы УП.

5. Нормативно-методическое обеспечение системы УП.

Литература:

1. Егоршин, А.П. Управление персоналом. Учебник / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2005, - 720с.

2. Управление персоналом : учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС , 2003. - 488 с., таблицы.

3. Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. Кибанова А.Я.-М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Управление персоналом: Учебник / Под ред. Самыгина С.И. - Ростов-на-Дону: Реникс, 2001.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л.-М.: Юнити, 2000.

6. Шекшня, С. В. Kak eto skazat po-russki? (современные методы управления персоналом в современной России) / С. В. Шекшня. - М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003. - 232 с., ил.

Рекомендуется выполнение практического задания 3 (см. раздел «практикум») на занятии или самостоятельно в качестве домашнего задания с последующей проверкой преподавателем. Также рекомендуется рассмотрение управленческой ситуации 3.2 (см. раздел «управленческие ситуации»).

Занятие 3. Разработка резюме

Практическое занятие:разработка резюме при поиске работы.

Цель работы:научиться разрабатывать свой рекламный листок – резюме при поиске работы.

Теоретическая часть

Содержание резюме

Выходя на рынок труда с предложением своей рабочей силы, с уникальным сочетанием способностей, навыков, умений, знаний, с неповторимым потенциалом, работник решает проблему продажи этого товара на наилучших условиях. Но каким бы ни был товар, его реализация на конкурентном рынке требует дополнительных усилий и издержек по продвижению на рынок, по привлечению к нему внимания.

Эту задачу решает маркетинг. Продавая на рынке труда свою рабочую силу, работник должен принять соответствующие меры, чтобы этот товар был замечен, соответственно оценен и приобретен. Есть известная в мировой рекламной деятельности формула, которая определяет последовательность психологического воздействия, которое должна оказывать реклама на потенциального потребителя товара. Эта последовательность воздействия такова: реклама должна сначала привлечь внимание покупателя, затем вызвать его интерес, запомниться, вызвать доверие, затем вызвать желание познакомиться с товаром поближе и приобрести его, а затем побудить к активности — приобретению товара. Эта формула состоит из последовательности английских букв, первых в соответствующих словах, — AIDA, где:

А — attention (внимание),

I — interest (интерес),

D — desire (желание),

А — activity (активность).

Андреев Олег Петрович

Адрес:

Телефон:

Цель: получение работы по специальности в крупной компании, успешно работающей на российском рынке.

Образование:

1990-1995 - Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, дневное отделение. Получил диплом специалиста по экономике труда и управлению персоналом.

1992-1992 - Курсы английского языка. Получил диплом гида-переводчика

Опыт работы:

1994-1996 - Консультационная фирма «Перспектива», консультант (работа по договорам подряда). Обязанности: анализ состояния персонального менеджмента на предприятиях, помощь в совершенствовании управления персоналом, разрешение трудовых конфликтов, разработка документов по трудовым отношениям, организация труда.

Дополнительные сведения:

Знание иностранных языков: английский — свободно, немецкий — хорошо

Знание компьютера: Windows, Word, Excel.

Увлечения: шахматы, Интернет.

Научные достижения: второе место на конкурсе студенческих научных работ.

Обладаю необходимым объемом знаний для организации управления персоналом на современном уровне с учетом интересов организации и работников.

Рис. 1.1. Резюме

Последовательность воздействия достаточно логична, убедительна, и ее можно рекомендовать как критерий оценки качества таких действий работника, как разработка профессионального резюме и сопроводительного письма к нему, степень подготовки к личной встрече с работодателем. Отправка профессионального резюме, а иногда и сопроводительного письма к нему, является распространенным способом получения необходимого и достаточного количества информации работодателем, у которого есть вакансия, о претенденте на вакансию. Этот способ настолько часто используется в странах с развитым рынком, что шаблон резюме включен в текстовый редактор Word. В англоязычных странах принято обратное (по времени) расположение данных об образовании и трудовом пути (послужной список), т. е. первым идет указание на последнее по времени место работы или учебы, а во Франции и в России (по кадровым документам) принят прямой порядок, т. е. последнее по времени место работы или учебы ставится в последнюю очередь. В графе "Дополнительные сведения" может быть указана любая информация: знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности, интересы претендента и т. д. При необходимости резюме дополняют пунктами: цель (какую работу хотел бы получить претендент) и устраиваемый его размер оплаты труда.

В современной России довольно часто встречаются объявления организаций о своих вакансиях с просьбой к претендентам направлять профессиональные резюме (иногда даже на русском и английском языке) по факсу, при этом вовсе не обязательно, чтобы фирма была создана с участием иностранного капитала.

Резюме и сопроводительное письмо к нему должны быть составлены так, чтобы вызвать цепочку психологических реакций у работодателя: внимание к документам, интерес к содержанию документов, желание узнать о претенденте больше того, что написано в документах, и активность (приглашение на личную встречу по поводу трудоустройства). Чтобы так воздействовать на работодателя, следует спрогнозировать особенности личности, интересы, ожидания и реакцию работодателя. Состав резюме может быть «привязан» к потребностям работодателя, т. е. включать те элементы вашей трудовой биографии и образования, сочетание которых наиболее привлекательно для данного работодателя.

РЕЗЮМЕ

Орлов Игорь Иванович

11.03.1960 г.р.

АДРЕС: ул. Лескова, д. 7, кв. 11, Москва, 127322

ТЕЛ.: 210 33 18 (Р), 972 76 11 (Д)

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Женат, имею дочь.

ЦЕЛЬ: Получение должности начальника отдела информационного обеспечения.

ОБРАЗОВАНИЕ: 1977-1982 - Московский институт стали и сплавов по специальности ЭЛЕКТРОННЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ с присвоением квалификации

ИНЖЕНЕР-СИСТЕМОТЕХНИК.

1967-1977 - средняя школа № 27 (г. Москва). По окончании школы получил свидетельство о присвоении квалификации ПРОГРАММИСТ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: С 1992 г. - до настоящего времени - начальник отдела информатики в финансовой компании " ФИН-ТРАСТ" (обеспечиваю программную поддержку деятельности компании и функционирование вычислительной техники).

С 1982 по 1992 г. - инженер НИИ приборостроения, с 1985 г. начальник сектора (разрабатывал вычислительные комплексы).

С 1980 по 1982 г. - старший техник в Московском статистическом управлении (разрабатывал алгоритмы АРМ).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: Имею опыт работы с электронными таблицами, текстовыми и графическими редакторами, базами данных, электронной почтой, Интернетом.

Имею ряд публикаций в специальном журнале "Домашний компьютер".

Владею английским языком (читаю и перевожу со словарем).

По требованию могу представить необходимые рекомендации.

Подпись И.И. Орлов

Рис. 1.2. Резюме

Для свободного и быстрого доступа и использования необходимых для освежения памяти и подтверждения компетентности документов, которых за трудовой путь может накопиться немало, целесообразно завести на самого себя «Дело» (папку, досье). В эту папку можно помещать все документы, подтверждающие ваше образование, квалификацию, трудовой путь, карьеру, достижения. Обязательно в состав «Дела» нужно включить копии ваших «Должностных инструкций» на всех местах работы и «Положений о подразделениях», чтобы подтвердить состав и объем ваших полномочий по каждому месту работы и масштаб руководства. Необходимы сведения об организациях, где вы работали, о руководителях и коллегах (с адресами и номерами телефонов для связи), которые могут подтвердить правоту вашей информации. «Дело» должно содержать опись входящих в него документов. Может оказаться полезным включение в состав хранимых вами документов сведений о ваших увлечениях и достижениях на этом поприще: возможно, у вашего будущего работодателя аналогичное увлечение, либо ваше увлечение связано с профессией (точные науки, например, и шахматы) (смотрите рис. 1.1 и рис.1.2).

Такое резюме представляется настолько обычным, что не может вызвать интереса работодателя к претенденту. Рассчитывать на то, что это резюме позволит привлечь внимание работодателя, выделить данного претендента из числа многих других, вряд ли есть основания. В этом случае полезно доработать резюме, используя факторы привлекательности, такие как:

• учет знаний о личности человека, читающего резюме;

• использование нестандартных, но позитивно воспринимаемых характеристик, например таких как в тесте «Характеристика» (см. далее);

• учет знаний о потребностях организации (возможно, ей нужен не только профессионал в области экономики, но и референт по экономическим вопросам или делопроизводству, либо партнер по совместному отдыху: любитель шахмат, туризма и т. п.);

• составление сопроводительного письма.

Рекомендательное письмо.

Тест «Характеристика» (рекомендательное письмо)

Тест предназначен для оценки и самооценки деловых и личных качеств руководителя или работника при составлении характеристики (рекомендательного письма).

Инструкция:

Оцените применительно к себе или характеризуемому работнику каждое высказывание в баллах от 0 до 10 и используйте определения наиболее сильно выраженных качеств при составлении сопроводительного письма к профессиональному резюме, характеристики, рекомендательного письма.

Качества мышления

Проблемное (способен заранее обнаруживать трудности и находить пути их преодоления).

Системное (умею учитывать все, что влияет на результат).

Опережающее (предвижу последствия принимаемых решений).

Профессиональное (активно применяю специальные знания).

Гибкое (способен использовать предложения, противоположные собственным).

Аналитическое (умею отличать мнение от фактов).

Безынерционное (опыт и знания не мешают мне принимать оригинальные решения).

Оперативное (быстро реагирую на изменение обстановки).

Методичное (умею последовательно, не отклоняясь от цели, осмысливать ситуацию).

Психические черты

Настойчив.

Способен к разумному риску.

Терпелив (готов к однообразной и трудной работе).

Инициативен (способен самостоятельно выдвигать идеи и осуществлять их).

Целенаправлен (не увлекаюсь нереальными предложениями).

Умею видеть себя глазами других.

Адаптивен (быстро приспосабливаюсь к меняющимся условиям).

Владею собой (умею сдерживаться в сложной эмоциональной обстановке и настраиваться на любую работу).

Надежен (внутренне настроен на выполнение обещанного).

Этические характеристики

Принципиален в конфликтных ситуациях.

Требователен прежде всего к себе.

Самокритичен.

Не пользуюсь сплетнями для оценок других людей.

Оцениваю чужие предложения независимо от личных симпатий.

Вовремя отказываюсь от своих неверных решений.

Составляя мнение о людях, отделяю случайное от главного.

Не вспоминаю старое, если человек исправил ошибку.

Бдителен, когда слышу лесть.

Отношение к работе

Если надо, готов работать сверхурочно.

Неудачи в работе воспринимаю как личные.

Поддерживаю любые начинания, способствующие успеху.

Не бросаю работу, пока не закончу.

Не гоняюсь за количеством в ущерб качеству.

На первое место ставлю интересы дела.

Умею работать, даже если это скучно.

Не люблю бездельничать.

Делаю больше, чем требуется.

Умею принимать решения.

Важные решения обсуждаю с коллективом.

Ответственность за выполнение беру на себя.

Решения принимаю быстро и смело.

На основе такого набора определений может быть составлена подробная и достаточно оригинальная психодиагностическая характеристика, например:

«Г-н Н. способен мыслить проблемно, заранее обнаруживать возможные трудности; умеет учитывать все факторы, предвидеть последствия принимаемых решений. Профессионален, накопленные опыт и знания не мешают ему принимать оригинальные решения. Настойчив, способен к разумному риску, инициативен.

Вместе с тем ему не достает способности быстро реагировать на изменение обстановки. Склонен увлекаться нереальными предложениями; в критических ситуациях бывает несдержан...».

Такой документ, как видим, куда подробнее и объективнее привычных характеристик, демонстрирующих не столько внутренний мир человека, сколько равнодушие к нему администраторов.

Если резюме имеет характер анкеты достаточно общего, широкого назначения, то сопроводительное письмо должно уже отражать ваше представление о конкретном работодателе и быть персонально направленным.

Сопроводительное письмо должно быть кратким, состоять не более чем из двух-трех абзацев, но привлечь внимание к вам и показать вашу пригодность к занятию должности, на которую вы претендуете. Начинать письмо следует с объяснения того, почему вы обращаетесь к данному лицу (напоминание о предшествовавшей встрече, телефонном разговоре, ссылка на общего знакомого, на информацию о данном лице или организации, почерпнутую в СМИ, и т. п.). Полезно вставить несколько приятных слов о данном лице или организации. В основной части письма следует кратко изложить ваши возможности и достигнутые результаты, подтверждающие обоснованность ваших претензий на вакансию. Заключительная фраза должна содержать программу ваших дальнейших действий (телефонный звонок по поводу назначения встречи, посещение организации в предлагаемое время и т. п.).

3.1.3 Виды резюме и требования к его написанию

Резюме– это краткое описание трудовой деятельности человека, претендующего на работу. Это не просто листок с изложением фактов, не подробная история жизни, а тщательно составленный документ, предназначенный для того, чтобы сразу произвести хорошее впечатление на потенциального работодателя.

Резюме– это не постоянный документ. Содержание и стиль подачи материала нуждаются в регулярном обновлении. В идеале для каждого рабочего места нужно иметь конкретный вариант автобиографии.

Прежде, чем приступить к написанию резюме, необходимо определить его тип. Когда говорится о типе резюме, то имеется в виду способ его организации, последовательность изложения информации и расстановку акцентов в сведениях, включаемых в резюме. Существуют три типа резюме:

- хронологическое;

- функциональное;

- комбинированное хронологическое резюме

Хронологическое резюме представляет ваш послужной список и трудовые достижения в хронологической последовательности (прямой или обратной). Сегодня это самый распространенный тип резюме и самый привычный для потенциальных работодателей.

Функциональное резюме.

Резюме функционального типа представляет ваши профессиональные навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ, которыми вам приходилось заниматься на различных этапах своей карьеры. Где вы работали и в какой период времени, в таких резюме либо вообще умалчивается, либо описывается в самых общих чертах.

Резюме комбинированного типа.

Резюме комбинированного типа, которое иногда называют функционально-хронологическим резюме, быстро завоевывает популярность у многих консультантов в области профессиональной карьеры. Как видно из двух примеров резюме, приведенных на предыдущих страницах, этот тип резюме обладает признаками и хронологического, и функционального резюме. Оно не только демонстрирует вашу квалификацию и достижения, но и позволяет читателю получить более отчетливое представление о вашей трудовой биографии.

Основные требования к стилю написания резюме:

- краткость;

- конкретность;

- честность;

- избирательность. Не считайте, что чем больше разнообразной информации, тем лучше. Отбирайте информацию, исходя из цели резюме;

- грамотность;

- позитивность. Резюме должно быть написано в позитивном ключе и характеризовать вас с хорошей стороны.

Вверху крупными буквами напишите имя, фамилию и адрес, телефон. В рубрике «Цель» укажите сферу вашей деятельности. Далее напишите заголовок «Образование». Под этим заголовком перечислите учебные заведения, которые вы окончили, укажите документы, которые вы получили. В рубрике «Опыт работы» укажите места работы, название предприятий, организаций, где вы работали, вашу должность и обязанности. Составив резюме, пошлите или отнесите его в те организации, в которых есть желательные для вас вакансии. Узнайте по телефону результат.

Структура резюме:

1) личные данные (ФИО, адрес, телефон, дата и место рождения, семейное положение);

2) цель поиска работы (не обязательно, но желательно). Из формулировки цели должно быть ясно, какую работу вы можете и хотите выполнять, на каких условиях;

3) опыт работы (дается в обратном хронологическом порядке с указанием дат, мест работы, должностей, основных функций и достижений. Для людей с опытом работы эта часть резюме является особенно важной. Но соблюдайте пропорциональность, так как чрезмерная подробность в изложении сведений может настораживать);

4) образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места эта часть должна занимать в автобиографии. Для выпускников и студентов следует помещать этот пункт перед предыдущим. Можно добавить отметки и награды. Участие в научно-исследовательской работе упомяните и здесь, и в опыте работы);

5) дополнительная деятельность (рекомендуется включать сведения о стипендии, владении иностранными языками, о навыках работы на персональном компьютере, сведения об общественной деятельности, указание готовности к разъездам, к работе с ненормированным рабочим днем).

Принципы написания резюме:

1) избегайте повествования от первого лица. Местоимение Я в резюме не должно иметь места. Вместо фразы «Я демонстрировал профессионализм…» лучше написать «демонстрировал профессионализм…»;

2) старайтесь, чтобы предложения были короткими, не бойтесь фрагментарности «Создавал и внедрял статистические отчеты для крупной столичной больницы», «Анализировал затраты с помощью программ электронных таблиц»;

3)пишите простым языком. Громоздкую фразу «Был задействован в работе». Лучше заменить «Работал»;

4) при необходимости пользуйтесь маркированными списками. Представление информации в виде маркированного списка делает ее более читабельной и выделяет ее лучше, чем в случае, когда та же информация представлена в виде одного образца.

- Согласую предложения.

- Утверждаю закупки для отдела маркетинга.

- Обучаю банковских кассиров.

Излагайте информацию, начиная с какой-либо общей формулировки и заканчивая более конкретными сведениями.

Наши рекомендации