Анализ деловой активности и эффективности деятельности организации.
Анализ деловой активности позволяет охарактеризовать результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности.
Оценка деловой активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала предприятий. Такими качественными (т.е. неформализуемыми) критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами предприятия; и др.
Анализ деловой активности позволяет проанализировать эффективность основной деятельности предприятия, что характеризуется скоростью оборота финансовых ресурсов предприятия. Анализ деловой активности предприятия осуществляется путем расчета таких показателей:
- коэффициента оборотности активов (вычисляется как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к средней величине итога баланса предприятия и характеризует эффективность использования предприятием всех имеющихся ресурсов независимо от источников их привлечения);
- коэффициента оборотности дебиторской задолженности (рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине дебиторской задолженности и показывает скорость обращения дебиторской задолженности предприятия за период, который анализируется, расширение или снижение коммерческого кредита, которое предоставляется предприятием);
- коэффициента оборотности кредиторской задолженности(рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине кредиторской задолженности и показывает скорость обращения кредиторской задолженности предприятия за период, который анализируется, расширение или снижение коммерческого кредита, которое предоставляется предприятию);
- коэффициента длительности оборотов дебиторской и кредиторской задолженностей (рассчитывается как отношение длительности отчетного периода к коэффициенту оборотности дебиторской или кредиторской задолженности и показывает средний период погашения дебиторской или кредиторской задолженностей предприятия);
- коэффициента оборотности материальных запасов (рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой стоимости материальных запасов и характеризует скорость реализации товарно-материальных запасов предприятия);
- коэффициента оборотности основных средств (фондоотдачи) (рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости основных средств. Он показывает эффективность использования основных средств предприятия);
- коэффициента оборотности собственного капитала (рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой величине собственного капитала предприятия и показывает эффективность использования собственного капитала предприятия).
45. Финансовое планирование прибыли. Факторы роста прибыли.
Финансовое планирование — это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования.
В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:
•планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;
•расчет потребности в собственных оборотных средствах;
•анализ и планирование денежных потоков;
•расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах;
•составление баланса доходов и расходов предприятия.
Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.
Планирование прибыли - это составная часть финансового планирования предприятия, задачей которого является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов.
Планирование прибыли основывается на качественном анализе деятельности предприятия с целью получения прогноза динамики его развития, включающего:
-оценку конкурентоспособности продукции и фин. устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов;
-оценку фин. устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга;
-оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.
К факторам роста прибыли относятся:
1) объем продаж (при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции);
2) рост цен (в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора;
3) снижение себестоимости (управление затратами в целях их снижения описано в соответствующей главе учебника);
4) обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции (прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного цикла" продукции).
46. Финансирование инвестиционных проектов: формы и источники.
Финансирование должно обеспечить:
а) реализацию проекта в проектируемом объеме;
б)оптимальную структуру инвестиций и требуемых платежей (налогов, процентных выплат по кредиту);
в) снижение риска проектов;
г) необходимое соотношение между заемными и собственными средствами. Система финансирования включает:
1) источники финансирования проекта;
2) формы финансирования.
Источники финансирования проектов можноразделить по следующим критериям:
А)по отношениям собственности;
Б) по видам собственности.
По отношениям собственности источники финансирования делятся на:
-собственные;
-привлеченные.
К собственным источникам относятся: а) прибыль; б) амортизационные отчисления; в) страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.; г) денежные накопления и сбережения граждан и юр. лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования).
К привлеченным источникам: а) средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юр. лиц; б) заемные финансовые средства инвесторов (банковские и др. кредиты, облигационные займы и другие средства); в) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке; г) инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; д) иностранные инвестиции.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
1) государственные инвестиционные ресурсы: а) бюджетные средства; б) средства внебюджетных фондов; в) привлеченные (гос. займы, международные кредиты).
2) частные инвестиционные ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, физических лиц;
3)инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.
Различают следующие формы финансирования: бюджетную, акционерную, кредитование, проектную. Бюджетное финансирование предполагает инвестиционные вложения за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе. Акционерное финансирование – это форма получения инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг. Кредитование является довольно распространенной формой финансирования инвестиционных проектов в мировой практике.