Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий.

Финансовые ресурсы организаций (предприятий) — это совокупность денежных средств, аккумулируемых предприятиями для формирования необходимых им активов в целях осуществления всех видов деятельности, как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет поступлений извне.

По источникам формирования финансовые ресурсы подразделяются на 3 группы: 1. финансовые ресурсы, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств (прибыль от основной деятельности, прибыль от реализации выбывшего имущества, прибыль от внереализационных операций, амортизационные отчисления, поступления от учредителей при формировании уставного капитала, дополнительные паевые и иные взносы, устойчивые пассивы и др.); 2. финансовые ресурсы, сформированные за счет заемных средств (средства от выпуска и продажи облигаций, кредиты банков и займы юридических и физических лиц, факторинг, финансовый лизинг и др.); 3. финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения, средства, поступающие от концернов, ассоциаций, бюджетные средства и т. п.).

В свою очередь, собственные финансовые ресурсы формируются за счет внутренних и внешних источников. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением учредительного (руководящего) органа на цели потребления и накопления. Важную роль в составе собственных внутренних источников играют также амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств и нематериальных активов. Среди внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основная роль принадлежит дополнительной эмиссии акций, посредством которой происходит увеличение акционерного капитала предприятия, а также привлечение дополнительного складочного капитала (паевого фонда) путем дополнительных взносов средств (паевых взносов).

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность предприятия невозможна без использования заемных средств. Привлечение заемных средств в оборот организации (предприятия) при условии их эффективного использования позволяет ей увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, наращивать доходы, повышать рентабельность собственного капитала, поскольку в нормальных условиях заемные средства являются более дешевым источником по сравнению с собственными финансовыми ресурсами. К средствам, поступающим в порядке перераспределения относятся страховое возмещение по наступившим рискам; средства, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний.

48. Финансовое планирование и анализ производства и реализации продукции.

Анализ выпуска продукции по объему и составу. Одним из важнейших показателей, характеризующих пр-во, явл. показатель выпуска продукции.

Для анализа выпуска и реализации продукции нужно определиться с факторами, кот. оказывают влияние на объемные показатели и связаны с пр-вом: трудоемкость, материалоемкость, ассортимент, качество – влияют на товарную, валовую, чистую продукцию; связаны с реализацией продукции: цена изделия или цена полуфабриката для реализации, рентабельность, прибыль, спрос и предложение.

Анализ выпуска и реализации проводится простым методом сравнения и в динамике.

Для анализа по составу необходимо провести группировку выпускаемой продукции.

Анализ продукции по составу проводится для того, чтобы оценить удельный вес каждой группы, оценить выполнение по составу в абсолютных и относительных величинах и динамике.

Анализ выпуска продукции с учетом изменения трудоемкости. Объем выполненных работ определяется трудоемкостью, т.е. количеством затраченного труда. Анализ выполнения плана по трудоемкости целесообразно проводить для трудоемких процессов.

Анализ по трудоемкости затрагивает такой важный показатель, как фонд оплаты труда (ФОТ), поэтому при анализе сравнивают процент выполнения по объему с процентом выполнения по ФОТ. Если % по объемному показателю выше, чем по ФОТ, то считается, что п/п сработало в рамках запланированной трудоемкости. Если % по ФОТ выше, чем по объему, то это значит, что трудоемкость выпускаемой продукции выше.

Анализ выпуска продукции по ассортименту. Анализ по ассортименту проводится для того, чтобы определить выполнение заданий по различным видам изделий.

Анализ по ассортименту проводится методом зачета или по наименьшему числу. Метод зачета заключается в след.: в счет выполнения плана берется при перевыполнении – плановая цифра, а при невыполнении – фактическая; затем общая сумма , принятая в счет выполнения плана по ассортименту, относится к сумме по плану.

Анализ качества продукции. В условиях перехода к рынку качество определяется спросом в соизмерении с ценой. Анализ качества продукции внутри п/п проводится при сравнении коэф-та сортности по плану и факту.

Анализ ритмичности пр-ва. Неритмичная работа п/п приводит к неполному использованию производственных мощностей и увеличению брака.

Одним из факторов, влияющих на выпуск продукции, явл. коэф-т ритмичности выпуска продукции.

Анализ влияния потерь рабочего времени на выпуск продукции. К потерям рабочего времени относятся: очередные отпуска, больничные листы, выполнение государственных обязанностей. Процент потерь рабочего времени рассчитывается след. образом: Невыходы на одного рабочего = невыходы в чел.-днях/ численность ППП

% потерь = невыходы на 1 рабочего/ количество рабочих дней в месяце*100

Анализ потерь рабочего времени проводится простым методом сравнения.

Потери рабочего времени влияют на выпуск продукции не напрямую, а ч/з выработку, т.е. чем выше потери, тем ниже выработка на 1 производственного рабочего

Анализ реализации продукции. На различных п/п реализация считается по отгрузке (готовая продукция в действующих фактических ценах, отгруженная потребителю) и поступлению средств на р/с п/п (готовая продукция в действующих фактических ценах п/п, отгруженная покупателям, в плату кот-ой от них полностью поступили средства на р/с предприятия-изготовителя). Этот способ выявляет недобросовестных плательщиков.

Наши рекомендации