Экономическая функция финансов. Функции финансов.

Экономическая функция финансов. Функции финансов.

Финансы (от лат. Finansia, перевод. денежные) - это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных, децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач, целей государства и обеспечения условий расширенного производства. Сущность финансов, состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения, отражаются в процессе движения денег в наличных и безналичных формах. Финансы выполняют следующие функции:1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. 2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. 3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.

2. Финансовое планирование оборотного капитала организации.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений

расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Оборотный капитал — капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла, к оборотному капиталу относятся, во-первых, материальные оборотные средства, во-вторых, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, а также средства в текущих расчетах. В основе всех составляющих оборотного капитала лежит критерий ликвидности, позволяющий быстро превращать средства предприятия в денежную наличность и обеспечивать финансирование его постоянных операций. Для оценки эффективности использования оборотного капитала применяют показатель рентабельности собственного капитала, определяемый как отношение чистой прибыли от реализации продукции или иного финансового результата к величине оборотного капитала.

фонды и фонды обращения. К оборотным фондам относят производственные запасы (сырье, материалы, топливо), незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. Фонды обращения - это готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, денежные средства, расчеты с другими предприятиями и организациями. Такое деление необходимо для раздельного анализа времени пребывания оборотных средств в процессе производства и обращения.

2. В зависимости от практики контроля, планирования и управления - нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства. На предприятии могут быть нормы на производственные запасы, полуфабрикаты собственного производства, готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования оборотного капитала - собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал. Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом IV раздела баланса «Капитал и резервы» и I раздела баланса «Внеоборотные активы».

4. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) - абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства.

и др.

Основные виды налогов.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В РФ действует федеральный региональный и местный регистр. Виды:

Федеральные - налоги, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:• налог на добавленную стоимость (ставки 0,10,18%);• акцизы;• налог на доходы физических лиц(13%);• налог на прибыль организаций(20%);• налог на добычу полезных ископаемых;• водный налог;• сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;• государственная пошлина. Региональные - налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К ним относят:• налог на имущество организаций;• транспортный налог;• налог на игорный бизнес (ст. 14 НК РФ).Местные - налоги, установленные НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. К ним относятся:• земельный налог;• налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Прямые и косвенные налоги.. Косвенный – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины) Прямой - налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества(налог на прибыль, на имущество). Акцизы устанавливаются методом процентных надбавок к розничной цене товаров или дополнительной фиксированной суммы исходя их базы начисления (за 1 лошадиную силу, процент смоли и т.д.). Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья.

Бюджетное устройство РФ.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов различных уровней, основанную на экономических отношениях и юридических нормах. В ст. 10 БК РФ указана следующая структура бюджетной системы:

-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

-бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;

-местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов и т.д.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

Бюджетной системы РФ основана на следующих основополагающих принципах: единства, полноты, реальности, властности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в гос. систему, достоверности, сбалансированности бюджета.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм. Т.е. взаимоотношения между центром и регионами.

16. Финансовое планирование прибыли организации. Оценка динамики и факторов ее формирования.

Финансовое планирование — это планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования.

В ходе финансового планирования выполняются следующие расчеты:

•планирование прибыли (доходов) и расходов предприятия;

•расчет потребности в собственных оборотных средствах;

•анализ и планирование денежных потоков;

•расчет необходимых финансовых ресурсов, а именно, объемов и структуры внутреннего и внешнего финансирования, резервов и объемов дополнительного финансирования, потребности в кредитных ресурсах;

•составление баланса доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования. Оперативное финансовое планирование заключается в составлении платежного календаря, кассового плана и расчете потребности в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов.

Планирование прибыли - это составная часть финансового планирования предприятия, задачей которого является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов.

Планирование прибыли основывается на качественном анализе деятельности предприятия с целью получения прогноза динамики его развития, включающего:

-оценку конкурентоспособности продукции и фин. устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов;

-оценку фин. устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга;

-оценку предполагаемых изменений в издержках производства и реализации продукции и т.д.

К факторам роста прибыли относятся:

1) объем продаж (при высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции);

2) рост цен (в период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора;

3) снижение себестоимости (управление затратами в целях их снижения описано в соответствующей главе учебника);

4) обновление ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции (прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции. Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного цикла" продукции).

Бюджетный процесс РФ.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

Первая стадия — составление проекта бюджета. Составление проектов бюджетов — исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета предоставленный Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу.

Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов — до 1 августа. После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального собрания РФ, комитеты Государственной думы, а также в Счетную палату РФ на заключение. Государственная дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в чтениях.

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

Четвертой стадией является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль.

Принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения. Налогообложение — это ограничение права собственности, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права. НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы.

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

3. Принцип справедливости налогообложения. Равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.

4. Принцип публичности налогообложения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства системы налогов и сборов. Закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

27. Экономическое содержание доходов федерального бюджета, налогов и сборов.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

• федеральные налоги и сборы: 1) НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

• государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

• доходов от использования имущества;

• доходов от продажи имущества;

• части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

• прибыль Банка России;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Роль и значение ПФР РФ.

Пенсионный фонд Российской Федерации(ПФР) — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

• организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

• индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;

• межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

С 1января 2017года с введением Главы 34Налогового кодекса администрирование за взносами в ПФР возложена на налоговую службу РФ.

56. Финансовое планирование и управление лизингом.

Лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем. Финансовый лизинг (в международной практике - "капитальный лизинг" или лизинг с полной окупаемостью лизингуемого актива) объединяет систему экономических отношений: - арендных, торговых, кредитных и т.п. Финансовый лизинг является одной из форм финансового кредита и характеризует кредитные отношения, связанные с его функционированием и спецификой управления.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Доходность ценных бумаг.

Доход по ценной бумаге — это доход, который она приносит в абсолютном (абсолютная доходность) или относительном (относительная доходность) выражении за определенный период времени, обычно — в расчете на год.

Доход по ценной бумаге распадается на два вида:

• доход от ценной бумаги как титула капитала, или начисляемый доход;

• доход от ценной бумаги как капитала, или дифференциальный доход.

Первый есть часть дохода, создаваемого действительным капиталом, а поэтому, по своей сути, начисляемый доход есть действительный доход как часть произведенной прибавочной стоимости; второй есть доход от капитала, функционирующего как фиктивный капитал, т. е. этот доход есть чистое перераспределение уже существующей стоимости.

Существует несколько видов формулы расчета доходности, самая простая формула дохода по ценным бумагам представлена ниже:

Где:

Ve — стоимость финансового актива на конец периода;

Vb — стоимость финансового актива на начало периода

r – доходность.

Экономическая функция финансов. Функции финансов.

Финансы (от лат. Finansia, перевод. денежные) - это экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием централизованных, децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач, целей государства и обеспечения условий расширенного производства. Сущность финансов, состоит в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения, отражаются в процессе движения денег в наличных и безналичных формах. Финансы выполняют следующие функции:1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. 2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. 3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства.

2. Финансовое планирование оборотного капитала организации.

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений

расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Оборотный капитал — капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла, к оборотному капиталу относятся, во-первых, материальные оборотные средства, во-вторых, денежные средства и краткосрочные финансовые вложения, а также средства в текущих расчетах. В основе всех составляющих оборотного капитала лежит критерий ликвидности, позволяющий быстро превращать средства предприятия в денежную наличность и обеспечивать финансирование его постоянных операций. Для оценки эффективности использования оборотного капитала применяют показатель рентабельности собственного капитала, определяемый как отношение чистой прибыли от реализации продукции или иного финансового результата к величине оборотного капитала.

фонды и фонды обращения. К оборотным фондам относят производственные запасы (сырье, материалы, топливо), незавершенное производство, полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов. Фонды обращения - это готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, денежные средства, расчеты с другими предприятиями и организациями. Такое деление необходимо для раздельного анализа времени пребывания оборотных средств в процессе производства и обращения.

2. В зависимости от практики контроля, планирования и управления - нормируемые оборотные средства и ненормируемые оборотные средства. На предприятии могут быть нормы на производственные запасы, полуфабрикаты собственного производства, готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования оборотного капитала - собственный оборотный капитал и заемный оборотный капитал. Величина собственного оборотного капитала определяется как разность между итогом IV раздела баланса «Капитал и резервы» и I раздела баланса «Внеоборотные активы».

4. В зависимости от ликвидности (скорости превращения в денежные средства) - абсолютно ликвидные средства, быстро реализуемые оборотные средства, медленно реализуемые оборотные средства.

и др.

Наши рекомендации