Оценка уровня сформированности компетенций

Показатели оценивания Критерии оценивания компетенций Шкала оценивания
ИК-2:Способность работать на компьютере с использованием современного общего и профессионального программного обеспечения
Знания: -основ применения компьютера как средства моделирования финансово-экономических ситуаций с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; - современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; - методов сбора, анализа и обработки информации с использованием компьютера и соответствующего программного обеспечения. Умения: - использовать компьютер как средство моделирования финансово-экономических ситуаций с помощью современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; - использовать современное общее и профессиональное прикладное программное обеспечение; - применять методы сбора, анализа и обработки информации с использованием компьютера и соответствующего программного обеспечения. Владения: - навыками работы с компьютером как средством моделирования финансово-экономических ситуаций с помощью современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; - навыками использования современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; - навыками выбора необходимого программного обеспечения для решения профессиональных задач; различными методами сбора, классификации и интерпретации информации Полностью освоен теоретический и практический материал дисциплины, практические задания выполняются без ошибок, теоретические задания выполняются с необходимыми обоснованиями (в объеме, предусмотренном программой дисциплины). Знать: логику теории игр, определения и критерии существования решений, основную теорему теории антагонистических игр – теорему Дж. фон Неймана, точные и приближенные методы решения игр, игры с природой и критерии оптимальности при принятии решений в условиях риска и в условиях неопределенности, основные приемы применения компьютера при решении игровых задач. Уметь: формировать теоретико-игровую модель конкретных финансово-экономических ситуаций, проводить решение аналитическим и геометрическим методами с применением компьютера, интерпретировать экономически полученные результаты. Владеть: решением парных антагонистических игр с нулевой суммой выигрышей и игр с природой, применением различных критериев оптимальности стратегий, анализом полученных результатов и их финансово-экономической интерпретацией.формированием матрицы выигрышей игры. Высокий уровень
Полностью освоен теоретический и практический материал дисциплины, допускаются ошибки в применении алгоритмов при решении задач, часть теоретических заданий выполняется без предусмотренных программой обоснований. Знать: классификацию игр, смешанное расширение игры, основные элементы игры в смешанных стратегиях, геометрическое представление множеств смешанных и смешанных оптимальных стратегий, основные приемы применения компьютера при решении игровых задач в смешанных стратегиях. Уметь: находить подходящий класс игр для построения теоретико-игровой модели, проводить теоретико-игровую формализацию конкретных финансово-экономических ситуаций, решать игры в чистых и в смешанных стратегиях, использовав программные продукты. Продвинутый уровень
Теоретический и практический материал дисциплины освоен частично, но в объеме, позволяющем решать основные типовые задачи дисциплины.
Знать:определения основных понятий, принципов, методов теории игр в чистых стратегиях и их реализации на компьютере с помощью подходящих программных продуктов.


Пороговый уровень
ИК-5:Способность применять методики расчетов и основные методы исследований
Знания: - основных научных принципов и базовых понятий теории игр, точных и приближенных методов решения игр; - концепции экономико-математического моделирования с помощью теории игр; - методов практического построения и анализа теоретико-игровых моделей; Умения: - провести анализ постановки задачи и выбрать подходящие методы решений в раз­личных финансово-экономических ситуациях; - подобрать подходящую теоретико-игровую модель для поиска оптимального решения; - используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффек­тивность; Владения: - навыками определения подходящего типа игры для моделирования конк­ретной финансово-экономической ситуации; - навыками использования совокупности различных инструментов и приемов веде­ния теоретико-игрового анализа в целях построения игровой модели и принятия оптимального решения; - навыками расчета значений выигрыш-функции, цены игры, показателей эф­фективности и неэффективности в различных теоретико-игровых моделях. Полностью освоен теоретический и практический материал дисциплины, практические задания выполняются без ошибок, теоретические задания выполняются с необходимыми обоснованиями (в объеме, предусмотренном программой дисциплины). Знать: методику редуцирования матриц выигрышей с применением принципов доминирования и аффинного преобразования, методику решения задач из теории игр с природой. Уметь: сформировать теоретико-игровую модель антагонистической ситуации в экономической области с последующим решением иинтерпретацией; подобрать адекватную игру с природой, решить ее, в условиях риска или неопределенности. Высокий уровень
Полностью освоен теоретический и практический материал дисциплины, допускаются ошибки в применении алгоритмов при решении задач, часть теоретических заданий выполняется без предусмотренных программой обоснований. Знать: точные методы решения игр с седловыми точками, и без седловых точек, метод решения с помощью линейного программирования. Уметь: сформировать теоретико-игровую модель из класса антагонистических игр, решить ее и экономически проинтерпретировать полученный результат. Продвинутый уровень
Теоретический и практический материал дисциплины освоен частично, но в объеме, позволяющем решать основные типовые задачи дисциплины. Знать: основные методы преобразований матриц выигрышей в игре и вычислительные методы в линейном конечномерном пространстве. Пороговый уровень
СЛК-3:Способность предлагать и обосновывать варианты управленческих решений
Знания: - основных научных принципов и базовых понятий теории игр, точных и приближенных методов теории игр для принятия и обоснования вариантов управленческих решений; - концепции экономико-математического моделирования финансово-экономических ситуаций с помощью теории игр; - методов практического построения и анализа теоретико-игровых моделей для принятия и обоснования вариантов управленческих решений; Умения: - провести анализ постановки задачи и выбрать подходящий метод получения управленческих решений в раз­личных финансово-экономических ситуациях; - подобрать теоретико-игровую модель для поиска оптимального управленческого решения; - используя модель, получить результат, интерпретировать его в содержательных терминах решаемой задачи и оценить его эффек­тивность; Владения: - навыками определения подходящего типа игры для моделирования конк­ретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения; - навыками использования совокупности различных инструментов и приемов веде­ния теоретико-игрового анализа в целях построения игровой модели и принятия оптимального управленческого решения; - навыками расчета значений выигрыш-функции, цены игры, показателей эф­фективности и неэффективности управленческих решений в различных теоретико-игровых моделях.   Полностью освоен теоретический и практический материал дисциплины, практические задания выполняются без ошибок, теоретические задания выполняются с необходимыми обоснованиями (в объеме, предусмотренном программой дисциплины). Знать: классы игр, методы выбора соответствующей игры, методы ее решения, объяснения полученных оптимальных управленческих решений. Уметь: выявить возможность теоретико-игрового моделирования конкретной финансово-экономической задачи по принятию управленческих решений, сформировать игру, проанализировать ее, описать множество полученных оптимальных стратегий, объяснить достоинства этих решений. Владеть: теоретико-игровой методологией, точными и приближенными методами решения игр в чистых и в смешанных стратегиях, компьютером при решении игр, методами решения игр с природой, сравниванием различных управленческих решений с оптимальными, полученными в результате решения игры. Высокий уровень
Полностью освоен теоретический и практический материал   дисциплины, допускаются ошибки в применении алгоритмов при решении задач, часть теоретических заданий выполняется без предусмотренных программой обоснований. Знать: методы теоретико-игровой формализации реальных финансово-экономических ситуаций, особенности каждой игры, математический и экономический смысл оптимальности получаемых решений. Уметь: вписать реальную ситуацию в теоретико-игровую модель, четко выделить ограничения, решить модель, получив множества оптимальных стратегий в чистых и в смешанных стратегиях,объяснить экономический смысл оптимальности полученных решений. Продвинутый уровень
Теоретический и практический материал дисциплины освоен частично, но в объеме, позволяющем решать основные типовые задачи дисциплины. Знать: теоретико-игровые модели и методы их анализа, методы нахождения оптимальных управленческих решений. Пороговый уровень


Распределение баллов по формируемым компетенциям в ходе проведения промежуточной аттестации:

Компе-тенции Вид контроля Уровни освоения компетенций Критерии оценивания (описание признаков проявления компетенций) Шкала оценива-ния
ИК-2 Теорети-ческий вопрос Пороговый Знание основ применения компьютера как средства моделирования финансово-экономических ситуаций с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении.
Продвинутый Твердые знания основ применения компьютера как средства моделирования финансово-экономических ситуаций с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; Несущественные неточности в ответе.
Высокий Глубокие знания основ применения компьютера как средства моделирования финансово-экономических ситуаций с использованием современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики.
ИК-5 Пороговый Знание концепции экономико-математического моделирования с помощью теории игр, методов аналитического и приближённого решения задач теории игр с последующим анализом и принятием управленческого решения.Неточности в ответе, нарушение логической последовательности в изложении.
Продвинутый Твердые знания концепции экономико-математического моделирования с помощью теории игр, методов аналитического и приближённого решения задач теории игр с последующим анализом и принятием управленческого решения. Несущественные неточности в ответе.
Высокий Глубокое знание концепции экономико-математического моделирования с помощью теории игр, методов аналитического и приближённого решения задач теории с последующим анализом и принятием управленческого решения. Логически стройное изложение, понимание дискуссионности данной проблематики.
Максимальные баллы за теоретический вопрос
ИК-2 Тесто-вые зада-ния Пороговый Способен выбрать один правильный ответ.
Продвинутый Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ.
Высокий Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода решения игр.
ИК-5 Пороговый Способен выбрать один правильный ответ.
Продвинутый Способен выбирать более одного правильного ответа или конструировать ответ.
Высокий Способен устанавливать соответствие между объектами или правильную последовательность реализации того или иного метода решения игр.
Максимальные баллы за тестовые задания
ИК-5 Прак-тико-ориен-тиро-ванные зада-ния      
Продвинутый Умение: провести анализ постановки экономической задачи и подобрать подходящую теоретико-игровую модель для поиска оптимального решения, а также оценить эффективность полученного результата; анализировать особенности современных подходов и инструментальных средств, способствующих повышению эффективности принятых организационно-управленческих решений.
Высокий Владение навыками: построения экономико-математических моделей игровых задач, выбора математических методов их решения, а также анализа полученных результатов и выбором организационно-управленческих решений; навыками разработки конкретных предложений для решения поставленных игровых задач, основанных на результатах моделирования и методах решения игровых задач  
ИК-2      
Продвинутый Умение использовать компьютер как средство моделирования и проектирования экономико-математических игровых задач с помощью современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения.
Высокий Владение: навыками работы с компьютером, как средством проектирования моделей игровых задач с помощью современного общего и профессионального прикладного программного обеспечения; навыками использования различных источников информации, в том числе в глобальных компьютерных сетях при построении моделей игровых задач; навыками выбора необходимого прикладного программного обеспечения для решения игровых задач, в том числе в глобальных компьютерных сетях.
СЛК-3      
Продвинутый Умение применять математические методы теории игр для решения задач профессиональной деятельности для теоретического и экспериментального исследования. Умение: провести анализ постановки игровой задачи, предложить теоретико-игровую модель для поиска оптимального решения и интерпретировать полученный результат в содержательных терминах решаемой игровой задачи и оценить его эффективность.    
Высокий Владение навыками применения современного математического аппарата теории игр для решения профессиональных задач. - навыками определения подходящего типа игры для моделирования конкретной ситуации с целью получения и обоснования эффективного варианта управленческого решения; - навыками использования совокупности различных инструментов и приемов ведения теоретико-игрового анализа в целях построения игровой модели и принятия оптимального управленческого решения; - навыками расчета значений функции выигрыша, цены игры, показателей эффективности и неэффективности управленческих решений в различных теоретико-игровых моделях.    
Максимальные баллы за практико-ориентированные задания
         
Максимальные баллы за ответ на зачете
           

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки владений, умений, знаний, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ОП

Примеры тестовых заданий

1. Для конфликтных ситуаций характерно:

a) эффективность решений, при­нимаемых в ходе конфликта каждой из сторон, существенно зависит от дейст­вий другой стороны;

b) каждой стороне решения приходится при­нимать в условиях полной определенности;

с) конфликтные ситуации возникают в результате сознательной дея­тельности людей.

2. На рисунке представлено графическое решение игры.

Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru

Активными стратегиями игрока В являются:

a) Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru и Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru ;

b) Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru и Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru ;

c) Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru и Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru ;

d) Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru и Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru .

3. Установите соответствие между видами игр и критериями их классификации:

  По числу игроков По количеству стратегий По характеру функций выигрыша По виду функций выигрыша По возможности предварительных переговоров По количеству ходов
Некооперативные            
Выпуклые            
Многоходовые            
Биматричные            
Матричные            
С ненулевой суммой            
Одноходовые            
Конечные            
Кооперативные            
С нулевой суммой            
Бесконечные            
Непрерывные            
Парные            
С постоянной разностью            
Множественные            

Примеры ситуационных задач

Задача 1.Фермер, имеющий ограниченный участок земельных угодий, может его засадить тремя различными культурами А1, А2, А3. Урожай этих культур зависит главным образом от погоды («природы»), которая может находится в трёх различных состояниях: В1, В2, В3. Фермер имеет информацию (статистические данные) о средней урожайности этих культур (количество центнеров культуры, получаемого в одного гектара земли) при трёх различных состояниях погоды, которая отражена в таблице:

Виды культур Возможные состояния погоды Цены
  Засуха В1 Нормальная В2 Дождливая В3  
А1
А2
А3

Необходимо определить пропорции, в которых фермер должен засеять имеющийся участок земли, чтобы получить максимальный гарантированный доход вне зависимости от того, какие погодные условия будут реализованы.

Свести задачу к матричной игре и найти её оптимальное решение, применив линейное программирование.

Задача 2.Предприятие может выпускать 4 вида продукции: А1 А2, А3, А4, получая при этом прибыль. Её величина определяется состоянием спроса (природой рынка), который может находиться в одном из четырёх возможных состояний: В1 В2, В3, В4. Зависимость величины прибыли от вида продукции и состояния рынка представлено в таблице:

Виды продукции Возможные состояния рынка спроса
B1 В2 В3 В4
A1
А2
А3
А4

Необходимо определить оптимальные пропорции выпускаемых предприятием видов продукции, продажа которой обеспечила бы ему максимально возможную выручку вне зависимости от того, какое состояние спроса будет реализовано.

Задача 3. Дана матрица последствий Q, в которой строки – возможные управленческие решения, а столбцы – исходы, соответствующие альтернативным вариантам реальной ситуации (состояниям внешней среды).

Необходимо выбрать рациональную управленческую стратегию в ситуации неопределенности и риска, применяя критерии Вальда, максимакса, Сэвиджа, Гурвица, приняв рекомендуемое для критерия Гурвица значение Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru .

Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru ; Оценка уровня сформированности компетенций - student2.ru =0,55

Наши рекомендации