Производственный кооператив (артель)

Производственный кооператив (артель) – организационно-правовая форма коммерческой организации, добровольное объединение для совместной хозяйственной деятельности, основанной на личном участии членов кооператива.

Отличительные черты кооператива:

– участие физических лиц на членской основе, при этом количество членов кооператива не должно быть меньше 5 человек;

– совместное осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности;

– личное трудовое участие;

– паевые взносы.

Имущество кооператива делится на паи. Пай состоит из паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива. Оценка паевого взноса при образовании кооператива проводится по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся рыночных цен. При вступлении в кооператив новых членов оценка паевых взносов производится комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае если паевой взнос превышает двести пятьдесят установленных законом МРОТ, его оценка может быть подтверждена независимым экспертом. Часть имущества кооператива может быть отнесена к неделимым фондам, причем решение об их создании должно быть принято единогласно. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.

Членами кооператива обычно являются граждане РФ, достигшие шестнадцати лет. Также членами кооператива могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. В деятельности кооператива возможно участие юридических лиц (через их представителей), если это предусмотрено учредительными документами.

Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива (финансовое участие), но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцати пяти процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

В деятельности кооператива возможно использование наемного труда, причем средняя за отчетный период численность наемных работников в кооперативе не должна превышать тридцати процентов численности членов кооператива (данное ограничение не распространяется на работы, выполняемые по договорам подряда и иным договорам, регулируемым гражданским законодательством, а также на сезонные работы). Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива и его наемных работников. Правление кооператива обязано заключить с наемными работниками коллективный договор.

Производственный кооператив действует на основании устава. В уставе должна содержаться следующая информация:

– наименование и местонахождение предприятия;

– состав и компетенция органов управления;

– порядок принятия решений;

– размер паевых взносов и ответственность за их неуплату (к моменту государственной регистрации члены кооператива должны внести не менее 10

% пая, остальную часть – в течение года);

– характер и порядок трудового участия членов кооператива в его деятельности;

– размер и условия субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам;

– порядок распределения прибыли и убытков.

Участие в управлении деятельностью кооператива осуществляется по принципу «один пайщик – один голос» (в отличие от обществ, где голоса распределяются, как правило, пропорционально долям в уставном капитале).

Распределение доходов и имущества осуществляется с учетом имущественного взноса и трудового участия членов кооператива. Между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности, прибыль распределяется соответственно размеру их паевого взноса. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований кредиторов.

Каждый член кооператива имеет право выйти из его состава, при этом ему выплачивается пай и другие суммы по окончании финансового года.

Возможно исключение члена кооператива из его состава по решению общего собрания в случае нарушения им устава.

Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива. Передача пая лицу, не являющемуся членом кооператива, допускается только с согласия кооператива. Члены кооператива имеют преимущественное право покупки пая.

Высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание его членов (проводится не реже, чем один раз в год). К исключительной компетенции которого относится решение следующих вопросов:

– утверждение, изменение устава;

– прием и исключение членов кооператива;

– образование и прекращение полномочий членов наблюдательного совета и исполнительного органа;

– утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов;

– распределение прибыли и убытков;

– решение о реорганизации или ликвидации кооператива (преобразование в хозяйственное общество или товарищество возможно лишь по едино- гласному решению).

Общее собрание членов кооператива правомочно принимать решения, если на данном собрании присутствует более пятидесяти процентов общего числа членов кооператива.

Текущее руководство производственным кооперативом осуществляет исполнительный орган – правление или председатель правления. Членами правления кооператива и председателем правления кооператива могут быть только члены кооператива.

В кооперативе с численностью более 50 человек дополнительно создается наблюдательный совет, осуществляющий контроль за деятельностью исполнительных органов. Один и тот же член кооператива не может входить и в наблюдательный Совет, и в исполнительные органы.

Унитарные предприятия

Одной их форм государственного предпринимательства является деятельность унитарных предприятий.

Унитарное предприятие –это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) имущество. Имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Закрепление имущества за предприятием осуществляется на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме полномочий, которые предприятие получает от собственника на закрепленное за ним имущество.

Общие черты предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления:

– имущественные права собственника однотипны: он вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия; утверждать устав; определять предмет и цели деятельности предприятия; назначать директора; осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества;

– ответственность предприятия: предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуществом; предприятие не отвечает по обязательствам собственника;

– состав имущества, которым предприятие не может распоряжаться: недвижимое имущество. Предприятия не могут сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал недвижимое имущество без согласия собственника.

Отличия предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, заключаются в следующем.

Имущественные права предприятия различны:

– если оно основано на праве хозяйственного ведения, то владеет, пользуется и распоряжается имуществом;

– если на праве оперативного управления, то владеет, пользуется имуществом в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника.

Имущественные права собственника:

– на предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, он имеет право на получение части прибыли;

– на предприятиях, основанных на праве оперативного управления собственник имеет право изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению оборудование и устанавливать порядок распределения дохода.

Ответственность собственника:

– собственник не отвечает по обязательствам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (за исключением случаев, когда несостоятельность вызвана действиями учредителя-собственника);

– собственник несет субсидиарную ответственность по долгам предприятия при недостатке имущества предприятия.

Состав имущества, которым распоряжается предприятие:

– предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается движимым имуществом, включая готовую продукцию;

– предприятие, основанное на праве оперативного управления, распоряжается только готовой продукцией.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ, унитарные

предприятия создаются и действуют в следующие видах:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Источниками формирования имущества унитарных предприятий являются:

– имущество, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

– доходы унитарного предприятия от его деятельности;

– иные не противоречащие законодательству источники.

Федеральные казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов.

Ежегодно руководитель предприятия составляет проект программы деятельности и проект сметы доходов и расходов казенного предприятия, а собственник предприятия их утверждает.

Программа деятельности федерального казенного предприятия включает следующие разделы:

1. Краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году.

2. Мероприятия по развитию предприятия:

– в снабженческо-сбытовой сфере (модернизация действующих систем анализа и прогнозирования состояния и развития рынков, а также внедрение новых систем; развитие деятельности по закупке материалов, сырья и полуфабрикатов для производства продукции (работ, услуг); развитие транспортно-складского хозяйства; развитие деятельности по реализации продукции (работ, услуг) предприятия и ее продвижению на рынках сбыта; повышение конкурентоспособности; развитие рынков и привлечение новых потребите- лей);

– в производственной сфере (техническое оснащение и перевооружение производства продукции; совершенствование действующих технологий производства и внедрение новых; консервация, списание и отчуждение незадействованных и изношенных производственных мощностей; разработка и совершенствование производственных программ, внедрение программ перепрофилирования; снижение материалоемкости, энергоемкости и фондоемкости производства; обеспечение охраны труда и экологической безопасности производства);

– в финансово-инвестиционной сфере (оптимизация структуры активов предприятия и обеспечение финансовой устойчивости предприятия; совершенствование механизма привлечения и использования кредитных ресурсов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; совершенствование налогового планирования и оптимизация налогообложения; совершенствование учетной политики; повышение эффективности долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений предприятия; снижение издержек; повышение рентабельности);

– в социальной сфере (совершенствование действующих систем социального обеспечения работников предприятия и членов их семей и внедрение новых систем; оптимизация затрат на содержание лечебно-оздоровительной, культурной и жилищно-коммунальной сферы).

3. Бюджет предприятия на планируемый период (финансовое обеспечение программы).

4. Показатели деятельности предприятия на планируемый период:

– показатели экономической эффективности деятельности на планируемый период (выручка, чистая прибыль (убыток), чистые активы, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет);

– дополнительные показатели деятельности (объем производства в натуральном выражении по основным видам деятельности, среднесписочная численность, среднемесячная заработная плата, затраты на социальное обеспечение и здравоохранение, затраты на реализацию экологических программ);

– прогноз показателей экономической эффективности деятельности на два года, следующих за планируемым.

Предусмотрено два источника финансирования деятельности казенных предприятий:

– доход от реализации продукции;

– средства федерального бюджета для финансирования целевых расходов, связанных с функционированием предприятия (выделяются ежеквартально по итогам отчетного периода).

Не использованные бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет по истечении финансового года.

Предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Чистая прибыль казенного предприятия по результатам отчетного года подлежит распределению в следующем порядке:

– не более 25% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в федеральный бюджет;

– не менее 75% полученной чистой прибыли подлежат зачислению в резервный фонд и иные фонды в соответствии с уставом предприятия, а также расходуются по согласованным с уполномоченным органом направлениям, в том числе по направлениям инвестиционного характера.

Обобщенные сведения об основных сравнительных характеристиках унитарных предприятий представлены в таблице 2.4.

Унитарные предприятия

Таблица 2.4


Признак Унитарное предприятие
на праве хозяйственного ведения на праве оперативного управления (казенное предприятие)
1. Учредители Федерального государственного предприятия – Правительство РФ или федеральный орган исполни- тельной власти, остальных - упол- номоченный орган государственной власти субъекта РФ или орган ме- стного самоуправления Федерального казенно- го предприятия – Пра- вительство РФ, осталь- ных – уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного само- управления
2. Форма собственности Государственная или муниципальная собственность
3.Учредительные доку- менты Устав, утвержденный уполномоченными государственными органами РФ, субъекта РФ или органами местного само- управления. Содержание устава: - полное и сокращенное фирменное наименование с указани- ем собственника; - место нахождения; - цели, предмет, виды деятельности; - сведения об органах, осуществляющих полномочия собст- венника имущества; - наименование органа унитарного предприятия (руководи- тель, директор, генеральный директор); - порядок назначения на должность руководителя; - порядок управления деятельностью; - перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, их размеры, порядок формирования и использования;
- размер уставного фонда, порядок и источники его формирования; - направления использования при- были. - сведения о порядке распределения и ис- пользования доходов казенного предприятия.
4. Уставный фонд Уставный фонд должен быть пол- ностью сформирован собственни- ком в течение трех месяцев с мо- мента госрегистрации. Для государ- ственного предприятия он не может быть менее 5000 МРОТ, а для му- ниципального предприятия – не ме- нее 1000 МРОТ, установленных на дату госрегистрации. Уставный фонд не формируется.
5. Имущественные права предприятия Владеет, пользуется и распоряжа- ется (только движимым) имущест- вом в соответствии с законом. Владеет и пользуется имуществом в соответ- ствие с целями своей деятельности и зада- ниями собственника

Продолжение табл. 2.4

  Не может распоряжаться недвижимым имуществом, сдавать имущество в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в капитал других коммерческих организаций без со- гласия собственника
  Не может распоряжать- ся также движимым имуществом (кроме го- товой продукции)
6. Права собственника имущества Создание, реорганизация и ликвидация. Утверждение устава, внесение в него изменений. Определение цели, предмета и вида деятельности. Назначение на должность руководителя, заключение, измене- ние и прекращение с ним трудового договора. Утверждение бухгалтерской отчетности. Осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества. Утверждение показателей экономической эффективности дея- тельности предприятия и контроль за выполнением;
Формирование уставного фонда го- сударственного или муниципально- го предприятия. Получение части прибыли от ис- пользования имущества (предпри- ятие ежегодно перечисляет в соот- ветствующий бюджет часть прибы- ли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов в порядке, в размерах и в сроки, которые опре- деляются уполномоченными орга- нами государственной власти). Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества. Доведение до предпри- ятия обязательных для исполнения заказов на поставки товаров, вы- полнение работ, оказа- ние услуг для государ- ственных и муници- пальных нужд. Утверждение сметы доходов и расходов.
7. Ответственность предприятия Предприятие отвечает по своим обязательствам всем имуще- ством. Предприятие не отвечает по обязательствам собственника
8. Ответственность соб- ственника Собственник не отвечает по обяза- тельствам предприятия (за исклю- чением случаев, когда несостоя- тельность вызвана действиями уч- редителя-собственника) Субсидиарная (допол- нительная) ответствен- ность собственника по долгам предприятия при недостатке имуще- ства предприятия.
9. Распределение дохо- дов Собственник имеет право на часть прибыли Собственник определя- ет порядок распределе- ния доходов

Наши рекомендации