Размещение акций и привлечение долевого капитала
Для того чтобы привлечь долевой капитал путем выпуска акций, необходимо осуществить их размещение на первичном рынке. Процедура такого размещения может быть более или менее сложной в зависимости от целей и суммы выпуска.
Открытое и закрытое размещение акций
Размещение акций на первичном рынке (т.е. выход с новым выпуском акций на рынок) может быть открытым или закрытым. При закрытом размещении акции распространяются среди заранее определенного круга инвесторов, в случае открытого, или публичного, размещения круг лиц, приобретающих акции, точно не известен. В уставе открытого акционерного общества должно быть указано право данного общества проводить закрытое размещение. Обычно закрытое размещение проводится на первых этапах развития акционерного общества, его проще осуществить с формальной точки зрения, однако потенциал привлечения капитала у открытого размещения значительно выше, чем у закрытого.
Право публичного размещения приобретает открытое акционерное общество, имеющее, по законодательству РФ, оплаченный уставный капитал не менее 10 000 установленных законом минимальных размеров заработной платы.
Решение о выпуске акций
Эмиссия акций при любом способе их размещения начинается с принятия общим собранием акционеров и утверждения советом директоров корпорации решения о выпуске. Этот документ содержит сведения об объеме прав, предоставляемых владельцам акций в соответствии с уставом корпорации.
При открытом (публичном) размещении может потребоваться регистрация проспекта эмиссии. Такое требование существует для выпусков акций общества с количеством акционеров не менее 500 и с капиталом не менее 50 000 минимальных размеров оплаты труда.
Проспект эмиссии представляет собой документ, в котором присутствуют:
• основные данные об эмитенте акций;
• данные о финансовом положении эмитента;
• сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг.
Андеррайтинг
Ознакомившись с проспектом эмиссии, рассчитав на основе приведенной в нем бухгалтерской и рыночной информации показатели, характеризующие состояние корпорации, инвестор может сделать вывод о привлекательности для него предстоящего выпуска.
Открытое размещение акций производится часто при посредничестве крупного инвестиционного или финансового института, который называется андеррайтером данного выпуска. Для этого между эмитентом и андеррайтером должно быть подписано соглашение об андеррайтинге, включающее:
• вид андеррайтинга;
• размер спрэда, т.е. вознаграждения за андеррайтинг;
• прочие условия.
Возможны следующие виды андеррайтинга:
• твердое соглашение, по которому андеррайтер обязуется разместить в течение определенного времени весь выпуск, а оставшуюся часть выкупить за свой счет;
• максимум усилий — андеррайтер идет на размещение выпуска, но при этом оговаривает, что не проданная его часть будет возвращена эмитенту;
• «все или ничего»: если корпорация-эмитент заинтересована в определенном проекте, она может поставить условие отменить выпуск, если нужная сумма не будет набрана;
• «мини-макси», при котором выпуск признается состоявшимся, если было размещено столько-то процентов от общей суммы.
Андеррайтер рекламирует, регистрирует, размещает выпуск, получая согласованное вознаграждение от общей его суммы. Законодательство некоторых стран требует, чтобы в период первичного размещения цена акций сохранялась постоянной. Рыночная цена, или курс акции, начинает изменяться при такой ситуации в соответствии с конъюнктурой уже на вторичном рынке, после первичного размещения акций. В РФ допускается возможность размещения ценных бумаг одного выпуска по разным ценам, однако если разные приобретатели покупают ценные бумаги на первичном рынке в одно время, то для них цена акций должна быть одинакова, т.е. преимущества одних покупателей перед другими в таких случаях не допускаются (рис. 7.1).
См.: Слайд №7.1
От того, какой курс акции сложится на вторичном рынке, зависят дальнейшие возможности привлечения долевого капитала данной корпорацией-эмитентом. Кроме того, повышение курса акций корпорации на вторичном рынке свидетельствует о росте спроса на акции, повышении благосостояния акционеров, а значит, о высоком качестве управления данным акционерным обществом, в том числе его финансами.
Рис. 7.1. Виды акций, размещаемых на первичном рынке