Реализация материалов проверки НБ
Акт (справка) проверки должен быть оформлен и подписан руководителем проверки не позднее 15 рабочих дней со дня окончания проверки. По решению руководителя проверки акт (справка) подписывается членами группы проверяющих и другими участниками проверки.
Акт (справка) проверки должен быть подписан с проставлением даты подписания (отказа
от подписания) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения акта (справки) для подписания.
В акте проверки должны быть указаны:
основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должность, фамилия и инициалы руководителя проверки или проверяющего;
даты начала и окончания проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта проверки;
проверенный период;
должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде;
наименование и местонахождение проверяемого субъекта, учетный номер плательщика;
наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;
описание факта нарушения законодательства, место и время (если они установлены) его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены;
должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства, в случае если ответственность за данное нарушение предусмотрена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях;
По результатам комплексной проверки составляется также заключение. По результатам тематической проверки заключение составляется при необходимости по указанию лица, назначившего проверку.
По результатам проведения проверки Национальный банк принимает решение о вынесении проверяемому субъекту предписания и (или) о применении к нему меры воздействия.
Информация, полученная Национальным банком в ходе проведения проверки, не подлежит разглашению.
Национальный банк вправе проинформировать о результатах проверки руководителя органа управления проверяемого субъекта, участника (собственника имущества) проверяемого субъекта, головную организацию и (или) участников банковской группы или банковского холдинга, в состав которой (которого) входит проверяемый субъект.
Понятие аудита.
Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.
Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска, т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения для пользователей финансовых отчетов.
Главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности организации в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
По договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель с одной стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или) выполнить сопутствующие аудиту услуги) по заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчиками могут выступать аудируемые лица и иные лица в соответствии с законодательством.
Аудит призван:
· проверять полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации;
· проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;
· выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.
Аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд других задач:
· помогают в организации бухгалтерского учета;
· оказывают помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;
· участвуют в налоговом планировании и расчете налогов;
· консультируют по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности и др.
Виды аудита
С точки зрения классификационных признаков выделяют внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации. Выполнение такой независимой экспертизы хозяйственно-финансовой деятельности одновременно предполагает и разработку рекомендаций по улучшению финансовой стратегии организации, повышению эффективности ее хозяйствования, а также оценку платежеспособности, финансовой устойчивости и имеющихся резервов.
Внутренний аудит— независимая оценка внутри организации, необходимая для проверки и определения эффективности ее деятельности. За внутренний аудит отвечает сама организация или один из ее отделов: это контрольный орган внутри самой организации. Цель внутреннего аудита — помочь служащим организации эффективно выполнять свои обязанности. Внутренний аудит предоставляет им для этого данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.
Обязательный аудит — внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.
Организации, имеющие систему ведомственного или внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности (внутренний аудит), освобождаются от обязательных аудиторских проверок в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.
Согласно статье 3 Закона «Об аудиторской деятельности» каждый год обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской отчетности обязаны проводить следующие организации: открытые акционерные общества; банки, небанковские кредитно-финансовые организации; биржи; коммерческие организации с иностранными инвестициями; страховые организации, страховые брокеры; резиденты Парка высоких технологий; организации, осуществляющие гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц; иные организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.
Аудит может быть инициативным(добровольным), когда он проводится по решению руководства организаций (или ее учредителей).
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния организации и помочь ей в организации учета и отчетности.
Перечень организаций, подлежащих обязательной аудиторской проверке, утвержден Указом Президента РБ, где сказано, что обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат:
· предприятия с иностранными инвестициями;
· товарные и фондовые биржи;
· банки и небанковские финансовые организации, а также организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам;
· деятельность инвестиционного фонда и депозитария;
· открытые и закрытые акционерные общества.
Стандарты аудита.
Аудиторские стандарты — это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности.
Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности его результатов.
Аудиторские стандарты составляют основу всех учебных программ для подготовки аудиторов и программ квалификационных экзаменов по разделу "Аудит" на право заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские стандарты являются также основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора. Аудитор, допустивший в своей практике отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.
Значение аудиторских стандартов состоит в том, что они:
· при их соблюдении обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
· содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
· определяют действия аудитора в конкретных ситуациях.
Все стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:
1. Общие положения;
2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте;
3. Сущность стандарта;
4. Практические приложения.
В разделе "Общие положения" отражаются:
· цель и необходимость разработки данного стандарта;
· объект стандартизации;
· сфера применения стандарта;
· взаимосвязь с другими стандартами.
В разделе "Основные понятия и определения используемые в стандарте" содержатся основные термины и их краткая характеристика.
В разделе "Сущность стандарта" формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения.
Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты, как номер стандарта; дата ввода в действие; цель разработки; сфера применения стандарта; анализ проблемы; возможные процедуры решения проблемы.
Помимо аудиторских стандартов, являющихся нормативными документами и обязательными для применения, в аудиторских фирмах могут разрабатываться и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты.
Развитие в нашей стране рынка аудиторских услуг привело к необходимости разработки стандартов аудита с учетом как специфики, так и международного опыта.
Аудиторские стандарты включают в себя четыре основных вида:
1. Общие стандарты аудита;
2. Рабочие стандарты аудита;
3. Стандарты отчетности;
4. Специфические стандарты, используемые для аудита, в отдельных областях деятельности.
При отсутствии отечественных стандартов по различным вопросам методологии аудита в своей работе аудиторам целесообразно руководствоваться международными стандартами аудита, а в случае их отсутствия или невозможности их примене-
ния — в соответствии со своим профессиональным опытом и интуицией.
Виды аудиторских услуг
Аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели могут оказывать профессиональные аудиту услуги по:
1. составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2. определению состава и оценке стоимости предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении иных сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества;
3. оценке предприятии как имущественных комплексов;
4. документальному подтверждению факта формирования уставного фонда, а в случаях, определенных законодательством, по подтверждению в установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда;
5. постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;
6. составлению деклараций о доходах и имуществе;
7. анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
8. консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
9. управленческому консультированию, в том числе связанному с реструктуризацией организаций;
10. информационному обслуживанию организаций и (или) индивидуальных предпринимателей;
11. автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;
12. оценке предпринимательских рисков;
13. разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов;
14. проведению маркетинговых исследований;
15. обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством.
Законодательными актами могут устанавливаться и другие сопутствующие аудиту услуги.
Сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.
24. Квалификационные требования, предъявляемые к аудитору
Аттестация на право получения квалификационного аттестата аудитора — проверка знаний физических лиц, претендующих на получение такого аттестата аудитора, в форме квалификационных экзаменов. Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора.
Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.
Обязательными требованиями к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:
· наличие документов о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученных в учреждениях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию;
· наличие стажа работы по специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трех лет.
Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, повышать свою квалификацию в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и имеющих государственную аккредитацию, по их программам повышения квалификации аудиторов, согласованным с Министерством финансов Республики Беларусь.
Порядок проведения аттестации на право получения квалификационного аттестата аудитора определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если:
· квалификационный аттестат аудитора получен с использованием подложных документов;
· аудитор при проведении аудита систематически нарушает требования, установленные законодательством, или допустил одноразовое грубое нарушение порядка осуществления аудиторской деятельности;
· установлен факт подписания аудитором заведомо ложного аудиторского заключения;
· в иных случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
При нарушении аудитором требований по повышению квалификации, квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован.
Мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь.
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение Министерства финансов Республики Беларусь об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения о его аннулировании.
Лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован по основаниям, предусмотренным абзацами третьим и четвертым части первой настоящей статьи, имеет право на сдачу квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора не ранее чем через три года со дня принятия решения о его аннулировании, а по основанию, предусмотренному частью второй настоящей статьи, — не ранее чем через один год со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.