Методика применения маржинального анализа в процессе
Экономического анализа
Методика проведениямаржинального анализа была разработана в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом. В зарубежных странах маржинальный анализ имеет название CVP - анализ («Costs – Volume – Profit» - «Затраты- Объем-Прибыль»).
Маржинальный анализ направлен на выявление резервов роста прибыли во взаимосвязи трех показателей: издержки (затраты); объем продаж (реализации); цена реализации. Он помогает руководителям фирмы установить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом продаж, а также минимизировать предпринимательский риск. Данный вид экономического анализа преимущественно используют в перспективном анализе и стратегическом планировании («стратегия» - это далеко идущий прогноз). При этом маржа – представляет собой разность между выручкой от реализации готовой продукции (товаров; работ; услуг) и величиной переменных затрат на производство данных видов готовой продукции (товаров; работ; услуг). Другими словами, маржа - это расчетный показатель, включающий величину постоянных затрат на производство указанных видов продукции, а также прибыли, полученной от их реализации (в случае наличия прибыли).
Маржинальный анализ чаще всего применяется в следующих типовых случаях:
1) с целью определения критического объема продаж;
2) для определения объема продаж, который обеспечит получение запланированной величины прибыли.
Рассмотрим вышеуказанные направления применения маржинального анализа более подробно.
1. Использование маржинального анализа для определения критического объема продаж (реализации)
Критический объем продаж - это тот объем продаж (реализации), готовой продукции (товаров), при котором фирма не получает ни прибыли, ни убытка, а лишь возмещает постоянные и переменные затраты, включаемые в себестоимость готовой продукции (товаров; работ; услуг).
К постоянным (условно-постоянным) затратам - относятся те, величина которых существенно не изменяется в связи с изменением объема производства (например зарплата административно-управленческого персонала (АУП), включающая постоянные суммы окладов; амортизация основных средств и нематериальных активов; арендная плата; оплата коммунальных услуг и др.).
Переменными (условно-переменными) - являются все затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства (расходы на сырье и материалы; сдельная оплата труда производственного персонала и начисления на нее и др.).
Введем следующие обозначения:
- К – критический объем продаж (в натуральном выражении). Указанный объем продаж обеспечит величину выручки, при которой полностью окупаются все постоянные и переменные затраты, однако организация не получает прибыли;
- З пост. – величина постоянных затрат в расчете на весь объем произведенной готовой продукции (товаров; работ; услуг), руб.;
- З перем. – величина удельных переменных затрат, т.е. относящихся к единице произведенной готовой продукции (товаров; работ; услуг), руб.;
- Ц – цена реализации единицы конкретного вида готовой продукции (товаров; работ; услуг).
Таким образом, цена за минусом удельных переменных затрат (Ц –
- З перем.) и есть маржинальный доход единицы готовой продукции (товара; работы; услуги). Другими словами, величина маржинального дохода включает величину постоянных затрат + величину прибыли в расчете на единицу произведенной готовой продукции (товара; работы; услуги) при условии наличия прибыли. При этом величина критического объема продаж определяется по формуле:
З пост.
К = -------------------
Ц – З перем.
2. Использование маржинального анализа при определении объема продаж, необходимого для получения запланированной величины прибыли
В данной ситуации в величину маржи входит не только величина постоянных затрат, связанных с производством и реализацией конкретного вида готовой продукции (товара; работы; услуги), но и величина прибыли. При этом величина критического объема продаж (К) исчисляется по формуле:
З пост. + П
К = ---------------------, где:
Ц – З перем.
- П- прогнозируемая величина прибыли, руб.
Контрольные вопросы к параграфу 1.7.6:
1. Сформулируйте экономическую сущность маржинального анализа.
2. Кем и когда был разработан метод маржинального анализа?
3. Что такое «маржа»?
4. Каковы типовые направления применения маржинального анализа?
5. Дайте определение понятия «критический объем продаж».
6. Приведите примеры условно-постоянных и условно-переменных затрат.
7. Как исчисляется величина маржинального дохода единицы готовой продукции (товара; работы; услуги)?
8. Как исчисляется величина критического объема продаж при использовании маржинального анализа для определения критического объема продаж (реализации)?
9. Как исчисляется величина критического объема продаж при использовании маржинального анализа при определении объема продаж для получения запланированной величины прибыли?
Контрольные тесты к параграфу 1.7.6:
Выберите один правильный вариант ответа:
1. Критический объем продаж – это тот объем продаж готовой продукции (товаров; работ; услуг), при котором:
А) фирма получает прибыль
Б) фирма не получает ни прибыли, ни убытка, а лишь возмещает постоянные и переменные затраты, включаемые в себестоимость готовой продукции (товаров; работ; услуг)
В) фирма получает убыток
2. К постоянным затратам – относятся:
А) затраты, величина которых существенно не изменяется в связи с изменением объема производства
Б) затраты, величина которых изменяется пропорционально изменению объема производства
В) затраты, величина которых может как изменяться, так и не изменяться в связи с изменением объема производства
3. Маржинальный анализ:
А) это общее предварительное информационное предсавление с финансовым положением организации по данным, в основном, бухгалерского баланса и Отчета о прибылях и убытках
Б) это составление аналога или макета какого-либо экономического процесса или явления
В) направлен на выявление резервов роста велисиныприбыли во взаимосвязи трех показателей: 1) издержки (затраты); 2) объем производства; 3) цена реализации
4. Маржа – это:
А) разность между выручкой от реализации готовой продукции (товаров; работ; услуг) и величиной условно-постоянных затрат на производство данных видов готовой продукции (товаров; работ; услуг)
Б) разность между выручкой от реализации готовой продукции (товаров; работ; услуг) и величиной условно-переменных затрат на производство данных видов готовой продукции (товаров; работ; услуг)
В) сумма условно-постоянных и условно-переменных затрат на производство готовой продукции (товаров; работ; услуг)
5. Маржинальный анализ чаще всего используют:
А) в перспективном и анализе и стратегическом планировании
Б) в краткосрочном анализе
В) в среднесрочной перспективе
6. Затраты на оплату труда АУП относятся:
А) к условно-переменным затратам
Б)к общей сумме затрат
В) к условно-постоянным затратам
7. Затраты на сырье и материалы относятся:
А) к условно-постоянным затратам
Б) к общей сумме затрат
В) к условно-переменным затратам
8. Маржинальный доход единицы готовой продукции (товара; работ; услуги) исчисляется как:
А) цена за минусом удельных переменных затрат
Б) цена за минусом удельных постоянных затрат
В) сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат
9. Маржа – это:
А) расчетный показатель, включающий величину условно-переменных затрат на производство готовой продукции (товаров; работ; услуг), а также величину прибыли, полученной от их реализации (при наличии прибыли)
Б) расчетный показатель, включающий величину условно-постоянных затрат на производство готовой продукции (товаров; работ; услуг), а также величину прибыли, полученной от их реализации (при наличии прибыли)
В) сумма прибыли, полученной от реализации готовой продукции (товаров; работ; услуг)
10. Амортизация основных средств и нематериальных активов относится:
А) как к условно-постоянным, так и к условно-переменным затратам
Б) к условно-переменным затратам
В) к условно-постоянным затратам
Практическое занятия № 4 к параграфу 1.7.6 по теме «Методика