Анализ и контроллинг издержек на персонал.
Контроллинг — это продолжение планирования, он сопровождает процесс реализации планов. Задача контроллинга — путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.
Контроллинг предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей. Он осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическимина протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета.
Оперативный контроллинг осуществляется на основе ежемесячных планов доходов и расходов, которые разрабатываются на основе утвержденного бюджета предприятия на год с конкретизацией основных статей.
На практике применяют следующие показатели издержек на содержание персонала (рабочую силу):
1. Доля издержек на персонал в объеме реализации. Показатель величины издержек на персонал является абсолютным, поэтому его использование в управленческом анализе и при принятии решений достаточно ограничено. Более информативный показатель
доли издержек на персонал в объеме реализации, дающий представление о том, какая часть валовой выручки организации расходуется на персонал. Этот показатель рассчитывается как частное
от деления общей величины издержек на персонал на объем реализации за период.
Показатель доли издержек на персонал следует анализировать в динамике и в сравнении со средними данными по отрасли. Его рост является негативной тенденцией, поскольку означает сокращение доли средств, которые организация может потратить на покрытие других видов издержек и реализовать в качестве прибыли.
2. Издержки на одного сотрудника. Этот показатель рассчитывается путем деления общей величины издержек на персоналза исследуемый период на численность сотрудников организации. Показатель издержек на одного сотрудника дает представление о том, во сколько в среднем обходится один сотрудник в течение исследуемого периода.
3. Издержки на один производительный час. Этот показатель дает представление, во сколько организации в среднем обходится один час производительного труда с точки зрения расходов на рабочую силу. Он рассчитывается как общие издержки на персонал, деленные на общее число производительных часов за период.
Управление расходами по содержанию персонала может осуществляться в основном с помощью трех механизмов:
• через численность персонала;
• через бюджет расходов, поддающихся влиянию;
• через постановку задачи в организации.
Изменениечисленности персонала сразу же влияет на расходы по содержаниюперсонала. При этом численность персонала определяет не только расходы по его содержанию, но в немалой степени и прочие расходы.Рабочему требуется спецодежда, служебные помещения должны отапливаться и т.п. Поэтому уменьшение или увеличение численности персонала вызывает последующую экономию или последующие расходы.
Остающиеся на одном и том же уровне расходы по содержанию персонала в бюджетах в долгосрочной перспективе могут быть достигнуты только в результате сокращение численности сотрудников. Если численность персонала должна оставаться без изменений, то отправные точки для снижения расходов будут лежать в сфере социальных услуг, которые не предписаны в законодательном порядке или тарифным соглашением. Сокращение этих затрат на содержание персонала должно быть обдумано в аспекте кадровой политики, поскольку мотивация сотрудников, привлекательность организации как работодателя и престиж фирмы тесно связаны с добровольными социальными услугами.
Могут быть сокращены как не затрагивающие сущности занятости в организации затраты на повышение квалификации, командировочные расходы, суточные и т.п.
Существуют следующие методы снижения расходов по содержанию персонала:
• Сокращение бюджета — наиболее простое средство управления расходами по содержанию персонала — затрагивает как экономно работающие, так поступающие расточительно отделы. Сотрудники с более высоким уровнем отдачи вынуждены снижать его в ущерб организации, если они в результате сокращения бюджета лишаются части своей необходимой свободы действий.
• Стоимостный анализ накладных расходов позволяет достичь
снижения издержек за счет сокращения услуг, которые неявляютсябезусловно необходимыми. В центре этогометода находится экономия накладных расходов. Критически изучаются услуги отдельного подразделения и подвергаются оценкепо соотношению расходов и эффективности. Слишкомтрудоемкие, ненужные или слишком дорогие услуги сокращаются, а новые внутрифирменные услугисоздаются только после анализа расходов и эффективности в тесном сотрудничестве между поставщиками и пользователями услуг. • Принцип нулевого базисного бюджета направлен на повышение эффективности подразделений организации. Все функции анализируются, продумываются все альтернативы, обеспечивающие определенный уровень достигаемых результатов. Центральное место в этом занимают и расходы по содержанию персонала, т.е. использование этихиздержек, ориентированное на производительность. Развитие персонала из статьи издержек превратилось в объект инвестиций. Поэтому, как любыеинвестиции, требует постоянной оценки капиталоотдачи, а именно как затраты на персонал повлияли или повлияют в будущем на повышение эффективности организации.
С учетом сложившейся в России экономической ситуации управление персоналом должно уйти от минимальныхинвестиций в человеческие ресурсы, затрагивающие лишь внешниепроизводственно-бытовые стороны труда, и строить идеологию на основе новой концепции, соответствующей долгосрочной стратегии развития организации.
Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и практических результатов в виде прибыли в системе управления персоналом должен стать не только общепризнанным, но и главенствующим в хозяйственной деятельности организации.