Лекция 2. Методология аудита персонала
Специфика аудита персонала
Сущность любого аудита может быть сведена к простой формулировке: контроль, оценка процесса и результатов. | |
Эффективность | это «контрапункт» проверки, призванный сформировать ее философию, применяемые методы и технологию организации в каждом случае аудиторской практики |
миссия аудита персонала | есть системная оценка эффективности деятельности трудовых ресурсов и состояния социально-трудовых отношений на объективном и субъективном уровнях. |
Первое основание миссии | (эффективность деятельности трудовых ресурсов) позволяет рассматривать в качестве объекта аудита взаимосвязанные процессы организации труда, условий труда, оплаты и мотивации, различные трудовые показатели и методы. |
Второе основание | (социально-трудовые отношения) позволяет диагностировать весь спектр трудовых правоотношений, корреспондируя их с оценкой системы управления хозяйствующего субъекта, что особенно важно в условиях современной России, когда имеет место существенное дистанцирование уровня производственной, правовой дисциплины от наработанной законодательной и нормативной правовой базы, когда реальным источником положительной динамики экономических показателей того или иного предприятия нередко являются монопольно высокие цены, низкая цена рабочей силы, а не эффективное управление и рост качества трудовой жизни; высокая степень интенсификации (эксплуатации) труда, нарушение условий труда, манипулирование с заработной платой, а не строгое соблюдение трудового законодательства и действительная забота о благоприятных условиях труда каждого работника. |
Рисунок 1- Комплексные, составляющие специфики аудита персонала
Правовая основа аудита, особенности правоприменительной практики | Основные положения о законодательстве в сфере аудиторской деятельности в Российской Федерации определены федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ( № 307-ФЗ, от 30 декабря 2008г.) | |
Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. | основные требования ведения аудита и вытекающие из них принципы контроля: независимая деятельность, профессионализм, компетентность, объективность, обязанности аудитора перед клиентами и перед коллегами, внутренний и внешний контроль качества проводимых проверок, а также требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» относительно прав и обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (ст. 5), прав и обязанностей аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (ст. 6), сопутствующих аудиту услуг (п. 6–12 ст. 1), условий осуществления обязательного аудита (ст. 7, 13), сохранения аудиторской тайны (ст. 8) и др. | |
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. | ||
Целью (миссией) аудита персонала является | выражение мнения аудитора о свойствах, процессах и условиях эффективного функционирования аудируемого объекта, а достоверности трудовых показателей, характеризующих деятельность персонала, и уровне регулирования социально-трудовых отношений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Под достоверностью понимается такая степень точности системной информации, которая позволяет работодателю (администрации) как ее пользователю делать объективные выводы о результатах производственно-хозяйственной деятельности и принимать социально и экономически эффективные управленческие решения | |
Особенность правоприменительной практики | требование к универсальной правовой подготовке аудитора, которому приходится оперировать в обширном пространстве законодательных и нормативных правовых документов, состав которых кардинально меняется с каждой новой тематикой проверки | |
Многогранность и многоаспектность сферы аудита | включение в сферу аудита всех факторов, составляющих трудовую деятельность персонала и ее результаты. Это совокупность всех событий и действий в сфере труда, подлежащих диагностике, по поводу которых аудитор может выразить свое мнение, исходя из определенных критериев (показателей). | |
Являясь системным по сути, аудит персонала не идентичен с диагностикой отдельных сегментов организационной стороны управления. | ||
Актуальный методологический инструментарий аудитора | базируется главным образом на методах, используемых в экономике труда, статистике, управлении персоналом, социологии, психологии, эргономике, правоведении. | |
Первая группаметодов- организационные | собственно аудиторские методики, разрабатываемые в аудиторских объединениях (организациях) и учитывающие особенности правового и технологического ведения аудита, включая специализированную проработку таких вопросов, как последовательность и унификация процедур по направлениям комплексной проверки, порядок подготовки документов, правовые методики, методики организации экспертиз, методики организации исследований на однотипных предприятиях и др | |
Вторая группа – методы получения информации, аудиторских свидетельств. | методы наблюдения, эксперимента» Диагностические методы (тесты, анкеты, социометрия), анализ трудовых процессов, в частности метод структурно-функционального описания трудовой деятельности, социометрические методы, методы анализа и оценки внешних источников информации (статистических данных, отраслевых нормативных материалов и др.). | |
Третья группа – методы количественно-качественного анализа | автоматизированной обработки информации: математические, статистические методы анализа ресурсов, затрат, исчисление средних величин, процентов, исследования динамики функций. | |
В рамках указанных групп можно выделить технико-инструментальные, экономические, социально-психологические методы. | ||
Основные подходы к разработке методик аудита персонала: управленческий, нормативный правовой, специальный, отраслевой. | Управленческий подход – это разработка методик по различным вопросам управления, например методик анализа качества управления персоналом, оценки трудовой мотивации, проверки условий труда, анализа и оценки эффективности управления организационной культурой. Нормативный правовой подход опирается на законодательную и нормативную правовую основу методического обеспечения любой проверки. Это всеобъемлющий и многосторонний подход, поскольку трудовые отношения не должны осуществляться вне правового пространства. Специальный подход включает разработку методик диагностики деятельности тех экономических субъектов, которые в силу внешних и внутренних факторов обладают определенными специфическими чертами, например находятся в ситуации нарушенного равновесного баланса составляющих элементов (в условиях банкротства, антикризисного управления, структурной реорганизации и массового сокращения персонала). Отраслевой подход предполагает разработку методик, учитывающих особенности контроля в зависимости от вида и масштаба деятельности, отраслевой принадлежности субъекта экономики (например, методика проверки условий труда и безопасности на малых, средних и крупных предприятиях приборостроения, в страховых компаниях). | |
Аудиторская экспертиза имеет два основных направления: 1)экспертиза организационных, управленческих решений; 2)инструментальная экспертиза | ||
Особенности технологии организации аудита | Первая особенность – нетрадиционное распределение ресурсов (располагаемых возможностей) аудитора еще на этапе предварительного аудита; Вторая особенность обусловлена системообразующим характером любого отдельного элемента управления, что требует его целостного изучения и диагностики в рамках определенной системы. Третья особенность – возможные трудности при выборе количественных и качественных критериев для описания объекта аудирования. Четвертая особенность – трудность типологии («схематизации») аудита персонала. | |
Особенности периодичности и объема аудита | • определяются цели и задачи проведения основного аудита; • исходя из целей основного аудита формируются задачи предварительного аудита и разрабатывается план его организации; • подбирается и изучается в соответствии с темой проверки законодательная и нормативно-справочная информация; • осуществляется сбор внешней и предварительный сбор определенной внутренней информации о субъекте экономики, включая материалы предыдущих проверок; • осуществляется предварительный анализ системы управления, включая оценку документооборота и потоков информации; • осуществляется предварительная оценка уровня нормативного правового обеспечения деятельности персонала; • тестируются (выборочно) контрольные моменты (опросы персонала, Проверка документов, наблюдения) для определения эффективности с точки зрения системы управления и с точки зрения действий и функций; • определяются объемы предстоящих работ по основному аудиту; • определяется маршрутизация предстоящего обследования, включая точки визуального наблюдения и предварительно го осмотра проблемных участков; • осуществляется подготовка аудиторской документации для проведения основного аудита; •составляется отчет о предварительных результатах. | |
Виды аудита персонала
Признаками классификации аудита персонала являются: | а) периодичность проведения; б) сфера (объем) проверки; в) методология и методы контроля; г) уровень проведения; д) способ контроля. |
По периодичности проведениявыделяют: | • первоначальный аудит. • текущий аудит. • систематический аудит. • оперативный аудит. • разовый аудит. • панельный аудит. |
По объему проверки выделяют: | ü системный аудит ü локальный аудит ü тематический аудит |
По методике контроля (анализа) деятельности выделяют: | ü комплексный аудит ü выборочный аудит |
По способу проведения проверки выделяют: | ü внешний аудит – ü внутренний аудит – |
Исследовательские подходы к аудиту персонала | Ø сравнительный подход Ø экспертная оценка Ø статистический подход Ø подход соответствия Ø MBO-подход |
Управленческий аудит