Улучшение финансовых результатов деятельности предприятия за счет замены автомобилей МАЗ
Одним из направлений улучшения финансовых результатов деятельности организации является модернизация основных средств субъекта хозяйствования. Необходимо отметить, что ПУП «Гомельвторчермет» имеет в своем распоряжении внушительную производственную базу, обеспечивающую эффективное выполнение возложенных на предприятие функции.
Однако, несмотря на положительные финансовые результаты деятельности ПУП «Гомельвторчермет» и относительно неплохой уровень интенсивности и эффективности использования основных средств, предприятие имеет в своем наличии машины, оборудование и транспортные средства, срок эксплуатации которых либо превысил нормативный, либо приближается к нему. В связи с этим по отдельным видам основных средств на ПУП «Гомельвторчермет» остро стоит вопрос об их модернизации.
Так, например, парк транспортных средств предприятия, в состав которого входят 7 автомобилей МАЗ-53371-029, находятся длительное время в эксплуатации, не соответствуют современным требованиям, а 3 автомобиля (рисунок 3.1) морально и физически устарели и давно и исчерпали свой ресурс.
Представляя собой бортовой автомобиль-тягач, МАЗ-53371-029 выпускается Минским автозаводом с 1967 г.
Рисунок 3.1 – Внешний вид автомобилей МАЗ-53371-029
Примечание – Источник: [24].
Имеющиеся на ПУП «Гомельвторчермет» автомобили МАЗ имеют кузов, представляющий металлическую платформу с открывающимися боковыми и задним бортами. Боковой борт состоит из двух частей. Настил пола – деревянный. Характеристика транспортных средств МАЗ-53371-029, которыми располагает ПУП «Гомельвторчермет», представлена в таблице 3.6.
Таблица 3.6 – Эксплуатационные характеристики транспортных средств МАЗ-53371-029 в ПУП «Гомельвторчермет»
Инвентар-ный номер | Марка транспортного средства | Год выпус-ка | Пробег с начала эксплуатации, км | Норма пробега | Коли-чество капре-монтов | Осталось до капремонта, км | |
для новых машин, км | для прошедших капремонт, км | ||||||
АМ 96 16 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 95 15 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 94 14 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 92 12 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 71 09 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 69 06 | МАЗ-53371-029 | ||||||
АМ 68 04 | МАЗ-53371-029 |
Примечание – Источник: данные организации.
Для того, чтобы оценить экономическую эффективность использования транспортных средств, необходимо определить себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: износ основных средств, использование грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использование машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве) и др. Как видно из таблицы 3.6 три автомобиля МАЗ уже имеют по 3 капитальных ремонта. При этом до 4 капитального ремонта данным автомобилям осталось (таблица 3.7):
Таблица 3.7 – Степень годности отдельных автомобилей МАЗ-53371-029 в ПУП «Гомельвторчермет»
Инвентарный номер МАЗ-53371-029 | Год выпуска | Пробег с начала эксплуатации, км | Норма пробега для прошедших капремонт автомобилей, км | Осталось до капремонта, км | Степень годности, % от нормы пробега |
АМ 71 09 | 71,57 | ||||
АМ 69 06 | 9,49 | ||||
АМ 68 04 | 0,82 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных таблицы 3.6.
Как видно из представленной в таблице 3.7 информации, один автомобиль МАЗ-53371-029 с инвентарным номером АМ 71 09 имеет степень годности, рассчитанной в процентах от нормы пробега, 71,57%. При этом автомобили МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04 имеют степень годности 9,49 и 0,82 %% соответственно. Как следствие в ближайшее время ПУП «Гомельвторчермет» необходимо будет провести капитальный ремонт двух последних автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04.
Так, ПУП «Гомельвторчермет» запланировало провести в 2016 году капремонт 2 автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04. При этом, необходимо будет заменить следующие детали и узлы автомобилей:
1. Замена двигателя. Модель ЯМЗ-236М2, дизель, V-обр.(90°), 6-цилиндров, 1 30х 1 40 мм. 11,15л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-4-2-5-3-6, мощность 132 кВт (1 80 л.с.) при 2 100 об/мин, крутящий момент 667 Н/м (68 кгс/м) при 1250-1450 об/мин.
2. Проведение ремонта трансмиссии. Сцепление – двухдисковое, с пневматическим усилителем. Коробка передач – ЯМЗ-236П, 5-ступ., с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах, передаточные числа: I-5,24; II-2,90; III-1,52; IV-1,00; V-0,66; ЗХ-5.48. Карданная передача состоит из двух последовательных валов с промежуточной опорой. Главная передача – разнесенная двухступенчатая: центральный ионический редуктор и планетарная бортовая передача (в ступицах колес). Передаточные числа: центрального редуктора – 2,08 или 2,27; бортовых – 3,428; общее – 7,14 или 7,70.
3. Замена тормозной системы. Рабочая тормозная система – с барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок 160 мм, разжим – кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Задние тормозные камеры – с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз – на тормоза задних колес от пружинных энергоаккумуляторов, привод – пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель с пневматическим приводом.
4. Ремонт рулевого управления. Рулевой механизм – винт и шариковая гайка-рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Передаточное число – 23,55. Гидроусилитель руля состоит из встроенного в рулевой механизм распределителя и отдельного силового цилиндра.
В таблице 3.8 представим капитальные затраты на ремонт и замену узлов и систем двух автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04.
Таблица 3.8 – Затраты на капитальный ремонт двух автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04
Виды работ, узлов и систем | Количество, ед. | Цена, млн руб. | Стоимость, млн руб. |
Замена двигателя | 59,8 | 119,6 | |
Проведение ремонта трансмиссии | 24,3 | 48,6 | |
Замена тормозной системы | 5,9 | 11,8 | |
Рулевое управление | 6,9 | 13,8 | |
Итого | - | 193,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Как видно из данных, представленных в таблице 3. суммарные затраты на ремонт двух автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04 составят 193,8 млн руб.
Далее в таблице 3.9 рассмотрим текущие затраты на содержание 2-х автомобилей МАЗ-53371-029 при условии их суммарного пробега 22500 км.
Как видно из таблицы 3.9, суммарные расходы на ГСМ составляют 70,78 млн руб. Данные транспортные средства в 2016 году должны пройти расстояние аналогичное 2015 году, то есть 22500 км. Транспортное средство после капремонта должно проходить техосмотр каждые 15000 км. Из этого следует, что все смазочные материалы на данные автомобили будут обновлены 2 раза за год. Расход топлива на 100 км составляет 25 л.
Таблица 3.9 – Расход эксплуатационных материалов на 2015 год для двух автомобилей МАЗ-53371-029 с инвентарными номерами АМ 69 06 и АМ 68 04
Место использования | ГСМ | Эксплуатацион-ный объем | Норма расхода для двух автомобилей на 22 500 км, л | Цена ГСМ, руб. | Стоимость, млн руб. |
Топливный бак | Дизельное топливо | 24,0 | 11 500 | 62,10 | |
Система охлаждения | Тосол А-40 | 28,0 | 0,90 | ||
Система смазки двигателя | М-6/10В | 26,0 | 2,34 | ||
Гидроусилитель руля | Масло марки Р | 5,0 | 0,03 | ||
Коробка передач | ТСп-15К | 5,5 | 20 000 | 0,22 | |
Картер ведущего моста | Масло для коробки передач | 13,0 | 3,25 | ||
Картер колесной передачи | Масло для коробки передач | 4,0 | 0,92 | ||
Амортизаторы | Жидкость АЖ-12Т | 1,8 | 3,6 | 0,40 | |
Предохранитель против замерзания | Этиловый спирт | 0,2 | 0,4 | 0,05 | |
Бачок омывателя ветрового стекла | Жидкость НИИСС-4 | 2,0 | 0,58 | ||
Итого | 70,78 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных организации.
Также к текущим затратам относится зарплата водителей грузовиков. Средняя зарплата с отчислениями составляет 8,4 млн рублей. Следовательно, годовые затраты на зарплату составят 8,4 × 12 × 2 = 201,5 млн руб.
Поэтому для ПУП «Гомельвторчермет» предлагается приобрести одно новое транспортное средство МАЗ-630308 вместо 2-х автомобилей МАЗ-53371-029. Стоимость нового автомобиля составляет 627,4 млн руб.
Автомобиль планируется приобрести за счет утилизации 2-х автомобилей МАЗ-53371-029 в размере 194,3 млн рублей и за счет дополнительных собственных средств в размере 433,1 млн руб.
Расходы эксплуатационных материалов для нового автомобиля представлены в таблице 3.10.
Таблица 3.10 – Расход эксплуатационных материалов на 2016 год для нового автомобиля
Место использования | ГСМ | Эксплуата-ционный объем | Норма расхода для нового автомобиля на 21 000 км, л | Цена ГСМ, руб. | Стоимость, млн руб. |
Топливный бак | Дизельное топливо | 18,5 | 4162,5 | 11 500 | 47,87 |
Система охлаждения | Тосол А-40 | 28,0 | 16 000 | 0,45 | |
Система смазки двигателя | М-6/10В | 26,0 | 45 000 | 1,17 | |
Гидроусилитель руля | Масло марки Р | 5,0 | 2 500 | 0,01 | |
Коробка передач | ТСп-15К | 5,5 | 5,5 | 20 000 | 0,11 |
Картер ведущего моста | Масло для коробки передач | 13,0 | 125 000 | 1,63 | |
Картер колесной передачи | Масло для коробки передач | 4,0 | 115 000 | 0,46 | |
Амортизаторы | Жидкость АЖ-12Т | 1,8 | 1,8 | 110 000 | 0,20 |
Предохранитель против замерзания конденсата | Этиловый спирт | 0,2 | 0,2 | 121 000 | 0,02 |
Бачок омывателя ветрового стекла | Жидкость НИИСС-4 | 2,0 | 145 000 | 0,29 | |
Итого | 52,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [19].
Годовая зарплата 1 водителя с начислениями составит:
10,2 млн руб. x 12 = 122,4 млн руб.
Итого текущие затраты на содержание нового автомобиля:
(122,4+52,2) =174,6 млн руб.
Далее произведем расчет экономии ПУП «Гомельвторчермет» за счет замены транспортных средств. В первую очередь рассчитаем снижение расходов на содержание персонала организации.
Из условия, что заработная плата водителей одинакова, то у ПУП «Гомельвторчермет» появится возможность сокращения численности персонала на два человека:
10,2 × 12 × 1 = 122,4 млн руб.
Таким образом, за счет сокращения численности персонала на 1 человека ПУП «Гомельвторчермет» получит дополнительный доход в размере 122,4 млн руб.
Далее произведем расчет экономии ПУП «Гомельвторчермет» за счет снижения эксплуатационных расходов:
70,8 – 52,2 = 18,6 млн руб.
Так как предприятие планирует провести капитальный ремонт двух автомобилей, то экономия денежных средств в 2016 году составит 193,8 млн руб.
Полезный срок эксплуатации автомобиля согласно паспортным данным – 12 лет. Для расчета амортизационных отчислений будем использовать линейный способ. Годовая норма амортизационных отчислений составит:
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:
Далее, рассчитаем срок окупаемости затрат. Инвестиционные затраты 627,4 млн руб., которые при расчете необходимо уменьшить на сумму единовременных расходов, планируемых на капитальный ремонт в размере 193,8 млн. руб. (в случае приобретения нового автомобиля эти затраты ПУП «Гомельвторчермет» понесены не будут), будут окупаться за счет снижения расходов на содержание персонала, эксплуатационных расходов, а также за счет амортизационных отчислений, начисленных на приобретаемый автомобиль:
В связи с тем, что срок окупаемости инвестиционных затрат превышает 1 год, проведём расчет срока окупаемости с учетом дисконтирования. Расчет динамического срока окупаемости представлен в таблице 3.11.
Таблица 3.11 – Расчет срока окупаемости инвестиционных затрат ПУП «Гомельвторчермет» на приобретение автомобиля МАЗ-630308
Показатель | Года реализации проекта | |||||
1. Сумма инвестиционных затрат, млн руб. | 433,8 | – | – | – | – | |
2. Дополнительный доход, млн руб. | 193,3 | 193,3 | 193,3 | 193,3 | 193,3 | |
3.Амортизационные отчисления, млн руб. | 52,28 | 52,28 | 52,28 | 52,28 | 52,28 | |
4. Итого денежных средств на покрытие инвестиционных затрат, млн руб. | 320,85 | 320,85 | 320,85 | 320,85 | 320,85 | |
5. Коэффициент дисконтирования (при ставке дисконтирования 24 %) | 1,00 | 0,81 | 0,65 | 0,52 | 0,42 | 0,34 |
7. Чистый дисконтированный доход, млн руб. | -433,8 | 155,89 | 125,72 | 101,38 | 81,76 | 65,94 |
8. Чистый дисконтированный доход (нарастающим итогом), млн руб. | -433,8 | -277,91 | -152,20 | -50,81 | 30,95 | 96,88 |
9. Динамический срок окупаемости, лет. | 3,6 | |||||
10. Индекс рентабельности | 1,22 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, проведенные расчеты свидетельствуют о целесообразности предлагаемого мероприятия, а именно приобретения ПУП «Гомельвторчермет» автомобиля МАЗ-630308. Затраты на приобретение автомобиля окупятся через 3,6 года (3 года 7 месяцев). При этом чистый дисконтированный доход в конце реализации проекта составит 96,88 млн руб.
В таблице 3.12 представим изменение финансовых результатов ПУП «Гомельвторчермет» в результате реализации предложенного мероприятия.
Таблица 3.12 – Изменение финансовых результатов ПУП «Гомельвторчермет» в результате приобретения автомобиля МАЗ
Показатель | До внедрения мероприятия | После внедрения мероприятия | Изменение, +/- | Темп роста, % |
А | ||||
1. Затраты на производство и реализацию продукции, млн руб. | 341 460 | 341 319,0 | -141,0 | 99,96 |
2. Прибыль от реализации продукции, млн руб. | 21 185 | 21 326,0 | 141,0 | 100,67 |
Окончание таблицы 3.12
А | ||||
3. Прибыль до налогообложения, млн руб. | 9 724 | 9 865,0 | 141,0 | 101,45 |
4. Чистая прибыль, млн руб. | 9 403 | 9 519 | 115,6 | 101,23 |
5. Рентабельность продаж, % | 5,84 | 5,88 | 0,04 | – |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, в результате приобретения одного нового транспортного средство МАЗ-630308 прибыль от реализации предприятия может быть увеличена на 141,0 млн руб. Чистая прибыль увеличится на 115,6 млн руб. Рентабельность продаж при этом увеличится на 0,04 процентных пункта.