Анализ рентабельности деятельности предприятия

Если прибыль организации показывает абсолютный финансовый результат ее деятельности и увеличение прибыли в денежном выражении не всегда свидетельствует о росте эффективности работы, то анализ показателей рентабельности, показывающих эффективность работы в виде относительных показателей, способен достаточно четко определить эффективность работы исследуемого субъекта.

В таблице 2.12 на основании данных рассмотренных ранее таблиц проанализируем изменение показателей рентабельности ПУП «Гомельвторчермет» в 2013–2015 гг.

Таблица 2.12 – Сведения о динамике рентабельности ПУП «Гомельвторчермет» за 2013–2015 гг.

Показатели Годы Изменение, +/-
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 г. / 2013 г. 2015 г. / 2014 г.
1. Средняя стоимость совокупных активов, млн руб. 324 796 393 924 456 483 121,3 115,9
2. Средняя величина источников собственных средств, млн руб. 273 366 314 086 356 101 114,9 113,4
3. Средняя величина источников привлеченных и заемных средств, млн руб. 51 431 79 838 100 383 155,2 125,7
4. Средняя стоимость долгосрочных активов, млн руб. 190 778 257 813 335 044 135,1 130,0
5. Средняя стоимость краткосрочных активов, млн руб. 134 018 136 111 121 440 101,6 89,2
6. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн руб. 455 376 485 312 362 645 106,6 74,7
7. Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн руб. 54 089 54 301 21 185 100,4 39,0
8. Прибыль за отчетный период, млн руб. 44 748 33 804 9 724 -10 944 -24 080
9. Чистая прибыль, млн руб. 34 870 25 913 9 403 -8 957 -16 510
10. Показатели рентабельности:      
10.1. рентабельность продаж, % 11,88 11,19 5,84 -0,69 -5,35
10.2. рентабельность производства, % 13,48 12,60 6,20 -0,88 -6,39
10.2. рентабельность совокупных активов, рассчитанная по следующим показателям:          
10.2.1. прибыли до налогообложения, % 13,78 8,58 2,13 -5,20 -6,45
10.2.2 чистой прибыли, % 10,74 6,58 2,06 -4,16 -4,52
10.3. рентабельность долгосрочных активов, исчисленная по следующим показателям:          
10.3.1. прибыли до налогообложения, % 23,46 13,11 2,90 -10,34 -10,21
10.3.2 чистой прибыли, % 18,28 10,05 2,81 -8,23 -7,24
10.4. рентабельность краткосрочных активов, определенная по следующим показателям:          
10.4.1. прибыли до налогообложения, % 33,39 24,84 8,01 -8,55 -16,83
10.4.2 чистой прибыли, % 26,02 19,04 7,74 -6,98 -11,30

Примечание – Источник: собственная разработка на основе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках ОАО «Гомельдрев» (приложения А, Б).

Анализ рентабельности, представленный в таблице 2.12, показывает, что ПУП «Гомельвторчермет» было рентабельным на протяжении всего анализируемого периода, однако ежегодно наблюдалось ее снижение.

В таблице 2.13 проанализируем степень влияния факторов первого порядка на изменение показателя рентабельности продаж ПУП «Гомельвторчермет» в 2014 году.

Таблица 2.13 – Оценка влияния факторов первого порядка на изменение рентабельности продаж ПУП «Гомельвторчермет» в 2014 году

Рентабельность продаж Значение Факторы
прибыль от реализации выручка от реализации
R продаж (0) 11,88 t0 t0
R продаж (усл) 11,92 t1 t0
R продаж (1) 11,19 t1 t1
Итого изменение -0,69 0,05 -0,74

Примечание – Источник: собственная разработка на основе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках ПУП «Гомельвторчермет» (приложения А, Б).

Из проведенных в таблице 2.13 расчетов наглядно видно, что за счет роста прибыли от реализации, рентабельности продаж увеличилась на 0,05 п. п. В то же время, за счет роста выручки от реализации продукции на 6,6 %, рентабельность продаж снизилась на 0,74 п. п.

В таблице 2.14 проанализируем степень влияния факторов первого порядка на изменение показателя рентабельности продаж ПУП «Гомельвторчермет» в 2015 году.

Таблица 2.14 – Оценка влияния факторов первого порядка на изменение рентабельности продаж ПУП «Гомельвторчермет» в 2015 году

Рентабельность продаж Значение Факторы
прибыль от реализации выручка от реализации
R продаж (0) 11,19 t0 t0
R продаж (усл) 4,37 t1 t0
R продаж (1) 5,84 t1 t1
Итого изменение -5,35 -6,82 1,48

Примечание – Источник: собственная разработка на основе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках ПУП «Гомельвторчермет» (приложения А, Б).

Из проведенных в таблице 2.14 расчетов наглядно видно, что за счет снижения прибыли от реализации, рентабельности продаж снизилась на 6,82 п. п. В то же время, за счет снижения выручки от реализации продукции рентабельность продаж увеличилась на 1,48 п. п.

Рентабельность реализованной продукции (затрат) в 2013 году составила 13,48 % и снизилась на 0,88 п. п. в 2014 году до 12,60 %. В 2015 году по описанным выше причинам значение рентабельности производства снизилось до 6,2 %, то есть на 6,39 п. п.

В таблице 2.15 проанализируем степень влияния факторов первого порядка на изменение показателя рентабельности реализованной продукции ПУП «Гомельвторчермет» в 2014 году.

Таблица 2.15 – Оценка влияния факторов первого порядка на изменение рентабельности реализованной продукции ПУП «Гомельвторчермет» в 2014 г.

Рентабельность реализованной продукции Значение Факторы
прибыль от реализации затраты на производство и реализацию продукции
R реализованной продукции (0) 13,48 t0 t0
R реализованной продукции (усл) 13,53 t1 t0
R реализованной продукции (1) 12,60 t1 t1
Итого изменение -0,88 0,05 -0,93

Примечание – Источник: собственная разработка на основе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках ПУП «Гомельвторчермет» (приложения А, Б).

Из проведенных в таблице 2.15 расчетов наглядно видно, что за счет увеличения прибыли от реализации рост рентабельности реализованной продукции составил 0,05 п. п. В то же время, рост величины полной себестоимости произведенной продукции обусловил снижение величины показателя рентабельности реализованной продукции на 0,93 п. п.

В таблице 2.16 проанализируем степень влияния факторов первого порядка на изменение показателя рентабельности реализованной продукции ПУП «Гомельвторчермет» в 2015 году.

Таблица 2.16 – Оценка влияния факторов первого порядка на изменение рентабельности реализованной продукции ПУП «Гомельвторчермет» в 2015 г.

Рентабельность реализованной продукции Значение Факторы
прибыль от реализации затраты на производство и реализацию продукции
R реализованной продукции (0) 12,60 t0 t0
R реализованной продукции (усл) 13,53 t1 t0
R реализованной продукции (1) 6,20 t1 t1
Итого изменение -6,39 0,93 -7,33

Примечание – Источник: собственная разработка на основе бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках ПУП «Гомельвторчермет» (приложения А, Б).

Из проведенных в таблице 2.16 расчетов наглядно видно, что за счет снижения прибыли от реализации рост рентабельности реализованной продукции составил 0,93 п. п. В то же время, рост величины полной себестоимости произведенной продукции обусловил снижение величины показателя рентабельности реализованной продукции на 7,33 п. п.


Показатели рентабельности капитала рассчитаны на основании прибыли до налогообложения организации. Видно, что рентабельность всего имущества организации в 2013 году составляла 13,78 % и снижается за счет снижения прибыли до налогообложения до 8,58 % в 2013 году. В 2015 году за снижения прибыли организации наблюдается снова снижение показателя рентабельности активов до 2,13 %.

Рисунок 2.3 – Динамика рентабельности ПУП «Гомельвторчермет» за 2013–2015 гг., %

Примечание – Источник: собственная разработка на основании данных таблицы 2.13.

Такая же динамика прослеживается и по показателям рентабельности как долгосрочных, так и краткосрочных активов организации в 2013–2015 гг. Рентабельность долгосрочного капитала за весь анализируемый период снижается, в конечном счете, с 23,46 % до 2,90 %, а рентабельность краткосрочных активов – с 33,39 % до 8,01 %.

Вывод.

Наиболее эффективным годом с экономической точки зрения выступает 2013 год. Экономическое состояние организации в целом можно неудовлетворительное: снижается прибыль рентабельность на протяжении всего анализируемого периода. В 2015 году на снижение чистой прибыли отрицательное влияние окал рост затрат на производство и реализацию продукции и убытки по финансовой деятельности. Ключевыми факторами снижения рентабельности предприятия выступают снижение объемов производства и рост затрат. В силу отсутствия прибыли и роста затрат необходимо искать резервы по снижению текущих затрат и расходов по финансовой деятельности, а также реализовывать новые направления деятельности и развивать существующие, что позволит увеличить объемы работ и услуг и увеличить прибыль и финансовые результаты деятельности предприятия.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации