Анализ качественной информации о конкурентах Что мотивирует конкурента?
Анализ количественной информации о деятельности конкурентов:
1. организационно-правовая форма
2. численность персонала
3. активы
4. доступ к другим источникам средств
5. объем продаж
6. доля рынка
7. рентабельность
8. руководители фирмы
9. наличие и размеры филиальной сети
10. перечень основных видов услуг
11. другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.)
Анализ качественной информации о деятельности конкурентов:
1. репутация конкурентов
2. известность, престиж
3. опыт руководства и сотрудников
4. частота трудовых конфликтов
5. приоритеты
6. гибкость маркетинговой стратегии
7. эффективность продуктовой стратегии
8. работа в области внедрения на рынок новых продуктов
9. ценовая стратегия
10. сбытовая стратегия
11. коммуникационная стратегия
12. организация маркетинга
13. уровень обслуживания клиентов
14. приверженность клиентов
15. реакция конкурентов на изменения рыночной ситуации
Оценка конкурентной среды дает возможность решить ряд задач:
- определить особенности развития конкурентной ситуации;
- выявить степень доминирования предприятий на рынке;
- установить ближайших конкурентов;
- выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка.
разрабатывая собственные стратегические планы кон курентных действий, каждый прагматически мотивированный субъект предпринимательского бизнеса обязательно координирует такую работу со своими партнерами по деловой деятельности.
30. Факторы и показатели конкурентоспособности организации, оценка ее конкурентных позиций.
Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. [4]
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
вид производимого товара;
ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
лёгкость доступа на рынок;
однородность рынка;
конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
конкурентоспособность отрасли;
возможность технических новшеств в отрасли;
конкурентоспособность региона и страны.
М. Портер выделил пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной организации в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно: 1. Появление новых конкурентов. 2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами. 3. Сила позиции поставщиков. 4. Сила позиции покупателей. 5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.
Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей).
Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.
1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.
2. Наличием возможности смены поставщиков.
3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.
4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.
Сила позиции покупателей, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно.
Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.
1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.
2. Затратами, связанными с этим переключением.
3. Объемом закупаемых продуктов.
Этапы и основные направления современной экономической теории. |
С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. В РуссСпорт массажные столы Мясницкая улица . Лучшее!
Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.
Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.
Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).
Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.
На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне.
В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.
Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.
Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).
Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.
Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции). светильники
Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.
Экономические институты: сущность, формальные и неформальные институты, функции, объекты, субъекты. |
Под экономическими институтами обычно понимаются правила игры в обществе или более формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Джек Найт считает, что институты — набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.
Структурирующий эффект институтов достигается как благодаря их ограничивающему, запретительному, так и направляющему, облегчающему и поощряющему воздействию на человека и организации. Институты, как созданные человеком рамки взаимодействия в политической, социальной и экономической жизни, определяют структуру побудительных мотивов и интересов, а также предусматривают принуждение к всеобщему выполнению формальных и неформальных правил и норм.
Формальные правила и нормы можно изменить очень быстро, даже мгновенно, путём принятия соответствующих политических и юридических решений. Именно так начинались радикальные рыночные реформы в большинстве бывших социалистических стран: в исторически короткие сроки принимались и вводились в силу новые законы, определяющие рамки предпринимательской деятельности, новые нормы политической и общественной жизни. В целом формальные экономические институты построены по иерархическому принципу и включают 3 уровня общих и конкретных ограничений и норм: политические и юридические нормы (конституции, Гражданский кодекс и др. экономические кодексы и законы), собственно экономические правила и нормы (законодательные акты, распоряжения и постановления по конкретным видам экономической деятельности), а также индивидуальные статуты и контракты. Обычно правила более высокого уровня охватывают более широкий спектр экономических отношений, чем правила более низкого уровня. В отличие от формальных, неформальные ограничения, воплощённые в обычаях, традициях, кодексах чести и поведения, укоренены в сознании людей намного сильнее и менее восприимчивы к сознательным усилиям по их изменению. Они гораздо глубже пронизывают экономические отношения, чем нормы писаного права, составляют своего рода «ядро» системы институтов. Глубинные институты, отражающие социокультурную сущность и специфику экономических отношений, гораздо более консервативны и меняются чрезвычайно медленно, если меняются вообще.
Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:
1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;
2) социально санкционированными нормами поведения;
3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.
Формальные ограничения, правила и институты возникают, как правило, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:
1) политические институты;
2) экономические институты;
3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).
33. Собственность и формы хозяйствования. Методы изменения форм собственности
Собственность – закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за поставленными экономическими субъектами.
Как экономическая категория, собственность определяет формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных запросов людей.
Всесторонне изучение собственности позволяет ответить на три главных экономических вопроса:
- кто обладает экономической властью, то есть присваивает факторы и результаты производства.
- какие экономические связи способствуют лучшему использованию имущества.
- кому достаются доходы от хозяйственной деятельности.
Формы хозяйствования: единичное владение, партнерство, корпорация. Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению.