Приемы и методы экономического анализа.
К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов (приемов, методов) исследования, которые используются в качестве инструментов аналитического процесса.
К стандартным приемам экономического анализа относятся:
· Горизонтальный анализ – анализ во времени, применяются абсолютные изменения (прирост или уменьшение) и относительные изменения (темп роста и темп прироста)
· Вертикальный анализ – изучение показателей в структуре, т.е. изучается доля части в целом.
· Трендовый анализ – анализ динамических (временных) рядов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития – тренда. Линия тренда отражает долгосрочное основное развитие показателя. Для выявления тренда используются различные приемы сглаживания, выравнивания и т. п.
· Факторный анализ – методика изучения и измерения влияния факторов на результативный показатель.
· Коэффициентный анализ – широко применяется для изучения бухгалтерской отчетности. Коэффициенты – это относительные показатели, подразделяются на две группы: коэффициенты распределенияикоэффициенты координации. Коэффициенты распределения показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы показателей. Коэффициенты координации представляют собой качественные характеристики, отражающие соотношения разных по существу абсолютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл. Можно выделить четыре основные группы финансовых коэффициентов координации: рентабельности; оборачиваемости; финансовой устойчивости; ликвидности и платежеспособности.
На определенных этапах анализа деятельности организации используются различные методы исследования хозяйственных процессов и их результатов.
На этапе логического осмысления экономического явления или (процесса) используются качественные методы экономического анализа. Они устанавливают взаимосвязи между отбираемыми исходными показателями на начальном этапе любой методики анализа, которая с помощью качественных методов приобретает структурно-логический вид. Качественные методы применяются также на заключительном этапе анализа для обобщения и оценки полученных результатов.
С помощью количественных методов экономическая информация обрабатывается, преобразуется, систематизируется, определяется влияние факторов, подсчитываются неиспользованные резервы и т. п.
Количественные методы экономического анализа подразделяются натрадиционные (статистические) иэкономико-математические.
Количественные методы экономического анализа весьма разнообразны, что объясняется многообразием и сложностью анализируемых хозяйственных процессов.
Традиционные методы (способы) обработки информации в экономическом анализе будут более подробно рассмотрены в другой главе.
Таблица 2 – Количественные методы экономического анализа
Количественные методы экономического анализа | |
Традиционные (статистические) методы | Экономико-математические методы |
Статистическое наблюдение Абсолютные и относительные величины Средние величины Ряды динамики Балансовый Группировка Графического и табличного отражения данных Сравнение Индексный Цепных подстановок Абсолютных разниц Относительных разниц Интегральный Дифференцирования Логарифмирования | Элементарной математики Классические методы математического анализа Математическая статистика Эконометрические Математического программирования Методы исследования операций (теория игр, управление запасами) Эвристические методы. |
Эвристические методы анализа - это неформальные методы решения экономических задач, связанных со сложившейся хозяйственной ситуацией, на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и других методов. Они включают в себя набор неформальных приемов и способов, позволяющих руководству предприятия решать поставленные задачи. К наиболее применяемым на практике можно отнести следующие методы:
■ метод мозгового штурма – опрос специалистов (группы специалистов) о предлагаемом решении какой-либо задачи. Каждый участник предлагает свое решение поставленной задачи. В результате этого опроса выбирается лучшее решение;
■ метод экспертных оценок - каждый специалист-эксперт оценивает, предлагаемые ему группу решений. Эти решения могут быть оценены в баллах, например, по десятибалльной системе. В конечном итоге выбирается вариант решения по среднему взвешенному показателю.
Методика факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие – косвенно. Каждое явление можно рассматривать и как причину, и как результат. Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяющие поведение результативного признака, называютсяфакторными.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества труда предприятий. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
Под факторным анализомпонимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие виды факторного анализа:
• детерминированный (функциональный) и стохастический (корреляционный);
• прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный);
• одноступенчатый и многоступенчатый;
• статический и динамический;
• ретроспективный и перспективный (прогнозный).
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которыхс результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной).
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логической индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.
Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части.
При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов а и b на составные элементы с целью изучения их сущности.
Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Динамический факторный анализ представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.
Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменения результатов хозяйственной деятельности за прошлые периоды.
Перспективный факторный анализ исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.