Налог на лотерейную деятельность
Плательщики– организаторы лотерей, т. е. государственные юридические лица, получившие лицензию на занятие лотерейной деятельности. При этом плательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее, а также по иным видам деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью по организации и проведении лотерей.
Плательщики налога на доходы по средствам, полученным от организации лотерейного процесса, не уплачивают следующие налоги и сборы: налог на прибыль, НДС (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь), целевые сборы в республиканские бюджетные фонды. Остальные налоги и сборы взимаются в общеустановленном порядке.
Объектом обложения налогом на доходы является выручка от организации лотерейного процесса.
Налог на лотерейную деятельность рассчитывается по следующей формуле:
Ставка налога на лотерейную деятельность установлена в размере 8%.
Налоговая базаопределяется как разница между суммой выручки от организации лотерейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи. Призовой фонд формируется в размере 45–50% от общего объема реализации лотерейных процессов. Призовой фонд лотереи не является доходом организатора лотереи и используется исключительно для выплаты выигрышей участникам лотереи.
Плательщики налога на лотерейную деятельность представляют налоговые декларации (расчеты) по налогу ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Налог на лотерейную деятельность уплачивается ежемесячно, не позднее 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем.
Суммы налога на доходы зачисляются по республиканским лотереям в республиканский бюджет; по местным лотереям – в соответствующие местные бюджеты.
25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных
организаций. Единый налог для производителей
сельскохозяйственной продукции
Под производителями сельскохозяйственной продукции понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, а также организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет в части этой деятельности.
При этом под сельхозпродукцией подразумевается продукция растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, произведенная этими организациями.
Плательщиками единого налога являются организации – производители сельскохозяйственной продукции, являющиеся юридическими лицами.
Для производителей сельскохозяйственной продукции, перешедших на уплату единого налога, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов (пошлин):
· акцизов;
· налога на добавленную стоимость;
· государственных пошлин;
· лицензионных и регистрационных сборов;
· обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
· таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Производители сельскохозяйственной продукции при выплате заработной платы физическим лицам, а также других доходов физическим лицам обязаны удерживать налоги с выплачиваемых сумм в соответствии с законодательством.
Объектом обложения единым налогом для производителей сельскохозяйственной продукции является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
К средствам от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества при определении валовой выручки относится следующее:
· реализация продукции, товаров (работ, услуг) своим работникам, включая реализацию в порядке натуральной оплаты труда;
· безвозмездная передача основных фондов и иных ценностей
(в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг).
Ставка единого налога для организаций, которые признаются плательщиками единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 2% от валовой выручки филиала или иного обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет, а для иных производителей сельскохозяйственной продукции – в размере 2% от их валовой выручки.
Производители сельскохозяйственной продукции, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, должны представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление и сведения о финансово-хозяйственной деятельности по форме.
Заявление о переходе на уплату единого налога и сведения о финансово-хозяйственной деятельности (кроме вновь созданных организаций) представляются производителями сельскохозяйственной продукции не позднее 1-го числа месяца, предшествующего кварталу, с которого они желают перейти на уплату единого налога.
Решение о возможности уплаты единого налога или мотивированный отказ в его применении выносится налоговым органом в 10-дневный срок со дня подачи производителями сельскохозяйственной продукции заявления о переходе на уплату единого налога и необходимых сведений.
Уплата единого налога производится по результатам хозяйственной деятельности производителями сельскохозяйственной продукции за отчетный период (месяц) на основании налоговой декларации (расчета) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Налоговая декларация по единому налогу представляется в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты
обложения, ставки, порядок расчета
Подоходный налог – это прямой налог, уплачиваемый налогоплательщиками из своего дохода в государственный бюджет в порядке
и размерах, установленных соответствующим законодательством.
Цель и основные принципы взимания подоходного налога в Республике Беларусь во многом схожи с принятыми в ряде развитых стран.
Как и другие налоги, подоходный налог является экономическим рычагом, с помощью которого государство, воздействует на уровень реальных доходов населения, а с другой – формирует доходную часть бюджета. Подоходный налог является важным источником бюджетов местного уровня.
В Беларуси доля подоходного налога в доходах консолидированного бюджета страны в последние годы находиться в пределах 6%.
Для сравнения: в развитых европейских странах казна от своих граждан получает в разы больше – до 40%.
Плательщиками подоходного налога признаются физические лица.
Объектом налогообложения подоходным налогом является следующее:
· для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь – доходы, полученные от источников в Республике Беларусь и от источников за ее пределами;
· для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь – доходы, полученные от источников в Республике Беларусь.
Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения признаютсяследующие доходы:
· вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей;
· доходы, полученные от сдачи в аренду имущества;
· доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе организаций, иного имущества;
· дивиденды и проценты;
· доходы, полученные от использования объектов авторского права и смежных прав;
· иные доходы, получаемые плательщиком.
Объектом налогообложения не признаются доходы, получаемые плательщиком от лиц, состоящих с ним в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие доходы:
1. Пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению и надбавки к ним, кроме пособий по временной нетрудоспособности. Это все пособия, которые получают из фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (пособия по беременности и родам, пособия, связанные с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособия на детей малообеспеченным семьям; многодетным и одиноким матерям; на погребение).
2. Пенсии.
3. Алименты.
4. Стипендии учащихся, студентов и слушателей учебных заведений. Стипендии аспирантов, докторантов, ординаторов не подлежат освобождению от подоходного налога и облагаются походным налогом в общеустановленном порядке.
5. Доходы, получаемые плательщиками за сдачу крови, другие виды донорства, сдачу материнского молока.
6. Все виды компенсаций (за исключением компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику), а также возмещение имущественного, морального вреда при утрате трудоспособности, получение работником выходных пособий в связи с прекращением трудовых договоров, гибель, установлением инвалидности и т. д.
Сумма подоходного налога за месяц рассчитывается по следующей формуле:
Ставка подоходного налога устанавливается в размере 12%. Кроме этого существуют ставки в размере 15% и 9%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 15% в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности.
Налоговая база рассчитывается по формуле
Налоговая база | = | Сумма доходов за отчетный месяц, подлежащих налогообложению | – | Налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные) | . |
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
1. Стандартный налоговый вычет в размере 292 000 бел. р. в месяц при получении дохода в сумме, не превышающей 1 766 000 бел. р. в месяц.
2. Стандартный налоговый вычет в размере 81 000 бел. р. в месяц на каждого ребенка до восемнадцати лет и каждого иждивенца.
Стандартный налоговый вычет в размере 81 000 руб. предоставляется с месяца рождения ребенка.
Данный стандартный налоговый вычет предоставляется обоим родителям.
Вдовам (вдовцам), одиноким родителям стандартный налоговый вычет предоставляется в сумме 162 000 р. на каждого ребенка.
Родителям, имеющим трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, стандартный налоговый вычет предоставляется
в размере 162 000 р. на каждого ребенка.
Плательщикам, относящимся к двум и более категориям, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере, не превышающем 162 000 р. на каждого ребенка в месяц.
3. Стандартный налоговый вычет в размере 410 000 р. в месяц.
Право на такой вид стандартного налогового вычета предоставляется следующим категориям плательщиков:
· физическим лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
· физическим лицам, принимавшим в 1986–1987 гг. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы;
· физическим лицам – Героям Социалистического Труда, Героям Советского Союза, Героям Беларуси, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, Отечества;
· физическим лицам – участникам Великой Отечественной Войны, а также лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О ветеранах»;
· физическим лицам – инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидам с детства, детям-инвалидам в возрасте до восемнадцати лет.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение социального налогового вычета.
В суммах, уплаченных плательщиком за свое обучение, за обучение близкого родственника, за обучение своих подопечных в учреждениях образования Республики Беларусь, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей, фактически израсходованных на получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования.
Социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на обучение.
Социальные налоговые вычеты предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных плательщиком и членами его семьи, состоящими на учете и нуждающимися в улучшении жилищных условий, расходов на новое строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь жилого дома или квартиры, а также на погашение кредитов банка Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним).
Имущественный налоговый вычет предоставляются плательщикам по месту основной работы, а при отсутствии места основной работы – при подаче налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Налог исчисляется ежемесячно и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися источниками дохода.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода и (или) дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика.