Экономическая сущность налогов и их функции
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения – это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т. д. Налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги – это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки организациями.
Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь:
«Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
«Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».
Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.
В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют следующие функции:
· фискальную;
· распределительную;
· регулирующую;
· контрольную.
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества,
но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.
Распределительнаяфункция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.
В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:
· стимулирующаяподфункция направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот;
· дестимулирующаяподфункция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов.
Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан,
а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений
в налоговую систему и бюджетную политику.
20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы
ее построения
Налоговая система –совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для нашей республики зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
· однократность обложения, т. е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
· оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
· одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
· установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
· четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
· обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
· стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.