Сущность, функции и формы государственного кредита
Государственный кредитпредставляет собой совокупность экономических отношений по поводу мобилизации государством (в лице органов власти и управления) временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях срочности, возвратности и платности с целью выполнения своих функций (покрытия бюджетного дефицита, дополнительного финансирования потребностей общества сверх текущих возможностей государства). В некоторых случаях государство берет на себя ответственность за погашение займов, взятых юридическими и физическими лицами, в данном случае оно является гарантом.
Как одна из форм кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от иных форм. Например, его отличие от банковского кредита состоит в следующем:
1) если банковский кредит используется обычно для поддержания бесперебойности процесса производства, его расширения и эффективности, то государственный – для покрытия бюджетного дефицита;
2) при банковском кредите срок возврата денежных средств строго регламентирован, и в случае его нарушения применяются экономические санкции, государственный кредит не предполагает такой регламентации, и экономические санкции к государству-заемщику не применяются;
3) банковский кредит способен увеличивать или сокращать денежную массу, государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении и др.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:
· распределительную, посредством которой осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование;
· регулирующую,выражающуюся в активном воздействии на макроэкономические показатели общества (состояние денежного обращения, занятость, валютный курс и др.);
· контрольную,которая органически вплетается в контрольную функцию финансов.
Внешним проявлением содержания экономических отношений, которые выражает кредит, является его форма. Государственный кредит может выступать в двух формах – товарной (например, сахарный, автомобильный и т. д.) и денежной. Наиболее распространенным видом денежной формы государственного кредита являются государственные займы.
Государственные займы – это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта. При этом самым распространенным видом государственных ценных бумаг является облигация, которая представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. В Республике Беларусь наиболее широко используются государственные краткосрочные облигации (ГКО), государственные долгосрочные облигации (ГДО). Указанные облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов (юридических лиц) на добровольной основе. Доход от данных облигаций представляет собой разницу между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
· по эмитентам– займы правительства и займы местных органов власти;
· по держателям– реализуемые только среди населения, только среди юридических лиц и универсальные (т. е. реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц);
· по месту размещения– внутренние и внешние;
· по срокам привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);
· по способу выплаты (получения) дохода – процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцентные, с купонным доходом;
· по методам размещения – добровольные и принудительные и др.;
· по другим классификационным признакам.
Наряду с государственными займами в состав государственного кредита включаются государственные гарантии, бюджетные ссуды и кредиты.
Государственные гарантиипредставляют собой обязательства Республики Беларусь в качестве гаранта нести полностью или частично ответственность перед кредитором за исполнение заемщиком-резидентом Республики Беларусь обязательств по заключенному этим резидентом договору займа (кредита). Государственные гарантии по внутренним и внешним займам (кредитам) предоставляются на платной основе Правительством Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.
Бюджетная ссуда (заем) – это бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, которые являются резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальным предпринимателям на возвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.
4.2. Содержание, виды и основы управления
государственным долгом
Государственным долг – это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед юридическими и физическими лицами-резидентами, международными организациями, иностранными государствами и другими субъектами международного права.
Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
В Республике Беларусь государственный долг делится на внутренний и внешний.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени. Законом о бюджете страны на очередной финансовый год устанавливается определенный лимит (предельный размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к ВВП. По данным Министерства финансов Республики Беларусь внутренний государственный долг
в последние годы составляет примерно 4–6%.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Для того, чтобы внешний государственный долг не повышался, ежегодно в законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается предельный размер внешнего долга. Внешний государственный долг Республики Беларусь составляет около 1 млрд долл. США. При этом основными кредиторами нашей страны являются Россия, США, Германия, Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.
Долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в следующих формах:
· кредитные соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь в качестве заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашения (договоры), заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
· государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
· договоры о предоставлении гарантий Правительством Республики Беларусь;
· займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
· договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
· договоры о получении бюджетных кредитов.
Основными причинами возникновения государственного долга являются низкая эффективность функционирования национальной экономики, приводящая к нехватке финансовых ресурсов в национальной валют; недостаточность финансовых ресурсов в иностранной валюте для расчетов с иностранными государствами и др.
Значимость государственного долга для страны предопределяет необходимость управления им, под которым понимаются мероприятия по выпуску, размещению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов. При этом под обслуживанием государственного долга Республики Беларусь понимается уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам. Под погашением – уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.
Управление государственным долгом Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, осуществляется Правительством Республики Беларусь, которое в процессе управления использует различные методы регулирования государственного долга:
· аннулирование государственного долга – мера, при которой государство полностью отказывается по обязательствам внутренним, внешним или и тем и другим по выпущенным займам;
· рефинансирование – погашение старых государственных займов путем выпуска новых;
· новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством;
· унификация – объединение нескольких займов в один, когда несколько старых облигаций обмениваются на одну новую;
· конверсия – изменение доходности займов;
· консолидация – увеличение сроков действия уже выпущенных займов;
· отсрочка – в отличие от консолидации не только увеличиваются сроки, но и прекращается выплата дохода по облигациям.
Конверсия, консолидация и унификация осуществляются только
в отношении внутренних государственных займов.
В целом управление государственным долгом является важнейшим инструментом воздействия на социально-экономическое развитие того или иного государства.