Этап 1. Выбор исследуемого объекта
Выбор объекта курсовой работы осуществляется, как правило, с учётом мест прохождения практики и объекта выпускной квалификационной работы. Главным фактором выбора объекта является доступность исходных данных, необходимых для разработки числовой экономико-математической модели.
На этом же этапе формулируются цель и задачи курсовой работы с учётом специфики исследуемого объекта и задания на подготовку выпускной квалификационной работы.
Этап 2. Подбор литературы
Для предварительного подбора литературы рекомендуется пользоваться электронными каталогами Центральной научной библиотеки имени Н.И. Железнова (http://library.timacad.ru), Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru), Государственной публичной научно-технической библиотеки (http://www.gpntb.ru), Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (http://www.cnshb.ru) и др. Из вышеназванных каталогов только последний предоставляет библиографические описания не только книг, но и отдельных статей, опубликованных в сборниках и журналах, а также депонированных рукописей.
Можно рекомендовать следующие процедуры подбора литературы:
¨ поиск литературы по библиографическим спискам изданий, представленных в библиографическом списке настоящих методических указаний;
¨ поиск по тематическим запросам к вышеуказанным электронным каталогам с ключевыми словами, отражающими содержание искомых источников (например, «риски, математические модели, сельское хозяйство»; «стратегическое планирование, животноводство»);
¨ поиск литературных источников, упоминаемых на страницах сети Internet, обнаруживаемых по тематическим запросам к поисковым системам общего назначения (http://google.ru, http://yandex.ru, http://rambler.ru и др.) и в тематических рубрикаторах (http://dmoz.org/World/Russian), с последующим обращением к библиотечным каталогам;
¨ сплошной просмотр содержания научных журналов профильной тематики: «Экономика и математические методы», «Экономика сельского хозяйства России», «АПК: экономика, управление», «Прикладная эконометрика» и др. (содержание многих журналов представлено на их сайтах в сети Internet) и библиографических списков опубликованных в них статей, темы которых прямо или косвенно связаны с темой и задачами курсовой работы.
Этап 3. Изучение литературы
Цель этапа — вооружиться знаниями, достаточными для разработки экономико-математической модели перспективной производственной структуры исследуемого объекта.
В процессе изучения и конспектирования литературных источников студент накапливает и структурирует текстовый материал для первой главы курсовой работы (методы и приёмы представления моделируемых процессов и подготовки исходных данных модели). Возможен также вклад в последующие главы, если некоторые из проработанных источников содержат эмпирический материал, непосредственно применимый для проводимого исследования.
Планируя этап изучения литературы, следует иметь в виду, что библиотеки ограничивают количество изданий в одном заказе. Это затрудняет ознакомление с журнальными статьями сразу в большом количестве номеров.
Крупные библиотеки предоставляют услугу дистанционного заказа литературы на определённую дату для работы в читальном зале. Она позволяет сэкономить время, не расходуя его на ожидание выполнения заказа, сделанного прямо в библиотеке.
Не забывайте записывать точные библиографические описания каждого проработанного источника вне зависимости от того, оказался ли он полезен или нет. Часто случается, что идея воспользоваться ссылкой на данный источник приходит, когда его уже нет под рукой.
Для доступа к диссертациям библиотеки, как правило, требуют специального разрешения. Его можно получить на кафедре экономической кибернетики по ходатайству преподавателя и заверить в деканате экономического факультета. Для доступа к авторефератам диссертаций разрешение не требуется.
Данный этап в основном завершает работу над первой главой курсовой работы. Однако первая глава может существенно видоизмениться в процессе работы над последующими главами, во время которой обнаруживается потребность в привлечении ранее не рассмотренных литературных источников.