Блок-схема процесса принятия решения
10.Блок-схема процесса принятия решения(Рис.7) - это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле. Планирует каждый мыслимый случай, который может произойти, перемещаясь от утверждения проблемы до возможных решений.
Таким образом, инструменты УК позволяют вырабатывать оптимальные решения в кратчайшие сроки. Диаграмма сродства и диаграмма связей обеспечивает общее планирование. Диаграмма дерева, матричная диаграмма и матрица приоритетов обеспечивает промежуточное планирование. Блок-схема процесса принятия решения и стрелочная диаграмма обеспечивает детальное планирование. Новые инструменты контроля качества относятся к методам обработки главным образом словесных (описательных) данных. Применение этих инструментов особенно эффективно, когда их используют как методы наиболее полной реализации планов на основе системного подхода в условиях сотрудничества всего коллектива предприятия. Эти инструменты были составлены обществом IUSE (Союз японских ученых и инженеров) в 1979 году.
o Новые инструменты УК обеспечивают средства для понимания сложных ситуаций и соответствующего планирования, формируют согласие и ведут к успеху при коллективном решении проблем.
o Некоторые из них используются в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями и требуют понимания концепций семантики для обнаружения и сбора основных данных.
· 31 Оценка качества продукции: сущность и порядок проведения.
Понятие оценки качества. уровень качества товара
Качество товаров - это совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему истинному назначению. В настоящее время сформировалось концептуальное видение качества, в том числе и качества товаров, как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и всего общества.
Следует отметить, что в настоящее время основным терминологическим документом в области оценки и управления качества товаров (продукции, работ) является международный стандарт ISO (ИСО) 8402: 1994 (E/F/R)"Управление качеством и обеспечение качества. Словарь", который максимально поясняет и стандартизирует термины по качеству товаров (продукции, работ, услуг) и то, как они применяются в области управления качеством продукции.
В общедоступном употреблении само слово "качество" означает разные понятия: качество - это соответствие требованиям; и качество - это степень превосходства. В соответствии же с положениями ISO 8402: 1994 понятие "соответствие требованиям" как раз и означает непосредственно "качество", а "степень превосходства" - это "градация (класс, сорт)". Таким образом, качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Так, объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.
Что касается градации качества, то это категория или определенный разряд, присвоенные определенным объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но несколько различные требования к качеству. Требования к качеству - это выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам некоторых объектов, чтобы дать возможность их дальнейшей реализации и проверки. При этом требования к качеству обязательно должны быть выражены в функциональных терминах, а также документально оформлены.
Продукция (выпускаемый товар) - это конечный результат производственной и иных видов деятельности или процессов. В настоящее время целесообразно определять четыре общие категории продукции (товаров): а) оборудование (технические средства); б) программное обеспечение (средства); в) перерабатываемые материалы; г) услуги. Следует отметить, что указанные категории продукции охватывают почти все виды продукции, поставляемые организациями. В соответствии со сказанным выпускаемые товары (продукция) могут:
включать в свой состав услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или различные комбинации из них;
быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (информация или понятия), или комбинацией из них;
быть намеренной (например, предложение, осуществляемое потребителям) или ненамеренной (например, отходы горного предприятия и т.п.).
Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (основным и дополнительным свойствам) объекта (товара), дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.
Качество продукции (товаров) оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. В настоящее время современная наука и практика выработали систему количественной оценки потребительских свойств товаров (продукции), которые и дают конечные показатели качества. Достаточно широко распространена оценка свойств предметов (товаров, продукции) по следующим группам, которые дают соответствующие показатели качества:
показатели назначения товаров (продукции);
показатели надежности товаров (продукции);
показатели стандартизации и унификации товаров;
эргономические показатели товаров (продукции);
эстетические показатели товаров (продукции);
показатели транспортабельности товаров (продукции);
патентно-правовые показатели товаров (продукции);
экологические показатели товаров (продукции)
показатели безопасности товаров (продукции).
С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества определенного товара. При этом под уровнем качества товаров (продукции) понимается относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества товара (продукции) с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей. Определение уровня качества товара производится при помощи специальных методов оценки, которых в настоящее время насчитывают три - это дифференциальный метод, комплексный метод и смешанный метод Причем важно отметить, что метод оценки уровня качества по каждому конкретному виду однородной продукции установлен в соответствующих нормативны документах
2. Методы оценки качества
Уровень качества - это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.
Оценка качества продукции предполагает выполнение соответствия показателей качества продукции требованиям потребителей и выбор, в случае необходимости, направления улучшения его качества.
Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям: запросов потребителей; стандартов; договоров; контрактов.
Широкое применение в недавнем прошлом получила практика совмещения (сложения, умножения и т.п.) индивидуальных показателей характеристик качества. Каждый из способов совмещения имел итоговое наименование показателя качества - комплексный, групповой, обобщенный, интегральный. Различие при этом в размерности характеристик преодолевалось использованием безразмерных относительных (по отношению к объектам, взятым за базу) их значений. Относительная значимость характеристик учитывалась коэффициентами весомости. Однако характеристики несли с собой в формулах свою физическую сущность и приводили к нелепостям, когда, например, при одинаковых комплексных показателях качества один из сравниваемых автомобилей не мог двигаться, но имел более высокие показатели других характеристик.
В прошлое ушли аналитические попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов или аттестации объектов по уровням качества с присвоением Знака качества. Были попытки объединения показателей качества и количества (кваливал, т.е. значение качества выражалось через влияние на его количество, например степень совершенствования тракторов оценивалась по возможному снижению при этом их количества для выполнения прежней работы).
Дифференциальный метод оценки качества промышленной продукции осуществляется путем сопоставления единичных показателей качества оцениваемых изделий с соответствующими показателями базового образца. При этом находят уровень характеристик каждого i-гo свойства.
Или
где Рiоц - значение i-гo показателя свойств оцениваемого изделия; Piбаз - значение i-гo показателя свойств базового образца; n - количество принятых для оценки показателей.
Формулу (1) используют, когда увеличение численного значения показателя характеризует улучшение качества, а при ухудшении - формулу (2).
Итоговый показатель уровня качества продукции определяется как среднее арифметическое значение всех уровней свойств, т.е. по формуле:
Комплексный метод оценки качества заключается в том, что при расчете итогового показателя качества учитывается значимость (весомость) каждого показателя свойств как оцениваемого, так и базового (эталонного) образца.
Если Ук линейно (пропорционально) зависит от учитываемых Рi то определяют среднее взвешенное арифметическое значение уровня качества оцениваемой продукции:
Ук = Рiоц / Рiбаз
где бi - коэффициент весомости каждого из Рi.
В случае, когда Ук нелинейно зависит от единичных показателей Рi, то вычисляют среднее взвешенное геометрическое значение уровня качества по формуле:
Ук = Piбiоц / Piбiбаз
Смешанный метод численной оценки качества заключается в том, что вначале для группы не основных свойств, и существенно отличающихся по значимости, определяют обобщенный средневзвешенный показатель (комплексный метод), а потом, вместе с остальными, принимаемыми за равнозначимые, показателями находят итоговое среднее арифметическое значение Ук (дифференциальный метод).
Интегральный метод оценки уровня качества продукции считается экономическим. Интегральный показатель уровня качества это
Обобщенный интегральный показатель качества оцениваемого, а также базового образца рассчитывают как отношение суммарного полезного эффекта, выраженного в натуральных или денежных единицах измерения, от эксплуатации изделия W к затратам на его создание и эксплуатацию за определенный (или весь) срок службы:
где W - полезный эффект; Кс - суммарные капиталовложения, включающие цену, оплату за установку, наладку и другие работы; Зс - эксплуатационные расходы.
Экспертный метод общей оценки уровня качества продукции основан на использовании опыта и интуиции специалистов-экспертов. Он применяется тогда, когда нет необходимой количественной информации о свойствах оцениваемого или (и) базового образцов. Оценки выставляются экспертами в баллах, долях или процентах. Итоговый показатель уровня качества определяют как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов.
По результатам анализа количественных оценок уровня качества продукции принимаются и реализуются соответствующие управленческие решения.
Все методы оценки уровня качества товаров основаны на сравнении совокупности показателей качества с совокупностью базовых показателей. Согласно ГОСТ 2.116-84 базовым образцом называется образец товара (продукции), принятый для сравнения при оценке ее технического уровня и качества, характеризующий передовые научно-технические достижения на установленный период. Совокупность базовых значений показателей должна характеризовать оптимальный уровень качества товара (продукции) на заданный период времени. При этом выбор базовых образцов товара (продукции) производится соответствующими отраслевыми НИИ (Научно-исследовательскими институтами), центрами, головными и базовыми организациями по стандартизации.
Срок действия базового образца определенного вида товаров устанавливается ведущей организацией по данному виду товаров (продукции) в зависимости от специфики оцениваемого товара (продукции) с учетом потребности в том товаре (продукции) народного хозяйства Российской Федерации, длительности периода ее разработки, изготовления и эксплуатации или конечного потребления, а также планируемого срока замены моделей данного вида товара (продукции) на внутреннем и внешнем рынках Российской Федерации.
1. Дифференциальный метод оценки уровня качества товара (продукции) - это метод оценки качества продукции, основанный на сопоставлении единичных показателей ее качества. Уровень качества товаров (продукции) оценивается сопоставлением совокупностей относительных показателей качества базового и оцениваемого образцов товара, при этом уровень качества оцениваемого образца считается ниже базового, если хотя бы один из них ниже единицы.
2. Комплексный метод оценки уровня качества продукции - это метод оценки уровня качества товара, основанный на сопоставлении комплексных показателей качества оцениваемого и базового образцов товара При этом количество рассматриваемых единичных показателей устанавливается требованиями нормативных документов - стандартами номенклатуры показателей качества. Оценка уровня качества комплексным методом может быть произведена с использованием в качестве коэффициентов весомости: технико-экономических показателей; средневзвешенных показателей; стоимостных показателей.
3) Смешенный метод оценки уровня качества товара - это метод основанный на совместном применении единичных и комплексных показателей качества: часть единичных показателей объединяют в группы и для каждой определяют комплексный (групповой) показатель, особо важные показатели применяют как единичные. Уровень качества товара оценивают по эмпирическим формулам на основе совокупностей комплексных показателей качества.
Для выражения превосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведении технических оценок термин "качество" используется в совокупности со следующими качественными прилагательными:
относительное качество - это ситуация, когда объекты оценки (продукция, товары) классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле (данное понятие не следует путать с градацией);
уровень качества - данное прилагательное (как и сам показатель - уровень качества) используется при количественной статистической оценке;
мера качества - данное выражение используется в том случае, когда проводятся точные технические оценки товаров (некоторых видов продукции).
3. Последовательность оценки уровня качества
Согласно ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, - комплексную оценку потребительских свойств и уровня качества товаров проводят по следующим этапам:
1. Определение номенклатуры показателей качества выпускаемого товара (производимой продукции), обеспечивающих возможность наиболее полной оценки уровня его качества и построение иерархической структуры свойств.
2. Определение коэффициентов весомостей показателей качества.
А) Использование в качестве коэффициентов весомости технико-экономических показателей товар. Значения коэффициентов весомости устанавливаются по известным технико-экономическим показателям. Область применения данного метода оценки: широко распространенная продукция, процесс применения (создания, эксплуатации) которой хорошо изучен - например, кокс.
Б). Использование в качестве коэффициентов весомости средневзвешенных показателей. Значения коэффициентов весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного показателя среди других показателей качества продукции. При этом коэффициенты весомости могут быть определены экспертным или расчетным методами. Область применения данного метода оценки: массовая продукция, для расчета показателей весомости которой могут быть применены экспертные или статистические методы.
В). Использование в качестве коэффициентов весомости интегральных показателей. Область применения данного метода оценки: единичная продукция - например, мост, трасса, промышленные здания и сооружениями и др.
3. Выбор базовых показателей свойств товара для сравнения их со свойствами реально выпускаемого товара (производимой продукции).
4. Измерение показателей качества товара и приведение их к сопоставимому виду (определение относительных показателей качества).
5. Выбор наиболее удобного и наиболее практичного метода оценки свойств товара и расчет комплексного показателя уровня его качества.
Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.
Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.
Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т.д.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции (схема 1.1., прил.3).
По характеризуемым свойствам применяют следующие группы показателей:
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.
Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива, и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии.
Показатели надежности. Надежность - это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения траспортирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость.
Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторые наработки.
Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Ремонтопригодность - свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Сохраняемость - свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.
Эргономические показатели характеризуют удобство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе "человек - изделие - среда использования".
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.
Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели транспортабельности характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.
Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции11. Швец В.Е. "Менеджмент качества"в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50. стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.
Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту. Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентоспособности продукции.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.
Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции1.
Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей качества оцениваемой (новой) продукции с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции (схема1.3., прил.4).
Технический уровень - относительная характеристика технического совершенства продукции - совокупности наиболее существенных свойств, определяющих ее качество и характеризующих научно-технические достижения в развитии данного вида продукции.
Оценка технического уровня заключается в установлении соответствия продукции мировому, региональному, национальному, уровням или уровню отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) останавливается на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.
Базовый образец - это образец продукции, представляющий передовые научно-технические достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.
В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:
превосходит мировой уровень;
соответствует мировому уровню;
уступает мировому уровню.
Результаты оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.
· 32 Структура процесса исследования систем управления.
Пpoцecc иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния включaeт cлeдyющиe этaпы.
Опpeдeлeниe oбъeктa aнaлизa. В пpoцecce peшeния дaннoй зaдaчи: oпpeдeляeтcя aнaлизиpyeмaя cиcтeмa yпpaвлeния; фopмиpyютcя цeли и зaдaчи yпpaвлeния; пpoизвoдитcя пepвичнaя дeкoмпoзиция cиcтeмы c выдeлeниeм yпpaвляющeй пoдcиcтeмы (opгaнoв yпpaвлeния), oбъeктoв yпpaвлeния и oкpyжaющeй cpeды; пpи нeoбxoдимocти выдeляютcя пoдcиcтeмы и фaктopы oкpyжaющeй cpeды, oкaзывaющиe пoлoжитeльнoe (кoмпaньoны) и oтpицaтeльнoe (кoнкypeнты) влияниe нa фyнкциoниpoвaниe cиcтeмы; ycтaнaвливaютcя виды и фopмы вoздeйcтвия yпpaвляющeй пoдcиcтeмы и peaкций oбъeктoв yпpaвлeния, a тaкжe вoздeйcтвий oкpyжaющeй cpeды; oпpeдeляютcя ocнoвныe тpeбoвaния, пpeдъявляeмыe к cиcтeмe, и фopмиpyeтcя oбщий aлгopитм фyнкциoниpoвaния, peaлизyeмый в cooтвeтcтвии c зaдaнными цeлями и зaдaчaми yпpaвлeния.
Стpyктypный aнaлиз. Пpи этoм дeтaльнo изyчaeтcя cocтaв cиcтeмы yпpaвлeния, ycтaнaвливaютcя cвязи и oтнoшeния мeждy ee элeмeнтaми. Рeзyльтaтoм cтpyктypиpoвaния являютcя paзличныe вapиaнты cтpyктyp aнaлизиpyeмoй cиcтeмы, пoзвoляющиe oпpeдeлить xapaктepиcтики и oтдeльныe чacтныe нeдocтaтки выдeлeнныx элeмeнтoв и cвязeй мeждy ними и нaмeтить пyти иx ycтpaнeния.
Фyнкциoнaльный aнaлиз. Пpи peшeнии дaннoй зaдaчи иccлeдyeтcя динaмикa cиcтeмы пyтeм выявлeния иcпoльзyeмыx cпocoбoв и aлгopитмoв yпpaвлeния, peaлизyeмыx в paзличныx ycлoвияx oбcтaнoвки и пoлyчeнныx пpи этoм peзyльтaтoв. С yчeтoм cтpyктypиpoвaния oпpeдeляютcя пepeчeнь чacтныx зaдaч и фyнкций кaждoгo элeмeнтa cиcтeмы, пopядoк иx взaимoдeйcтвия, нeoбxoдимыe вxoдныe и выxoдныe дaнныe.
Инфopмaциoнный aнaлиз. В пpoцecce иccлeдoвaния инфopмaциoнныx xapaктepиcтик oпpeдeляютcя oбъeмы пocтyпaющeй и иcxoдящeй инфopмaции в eдиницy вpeмeни, в цeлoм пo cиcтeмe и oтдeльнo пo ocнoвным элeмeнтaм, oбъeм инфopмaции, cпocoбы пepeдaчи и дocтaвки инфopмaции, ocнoвныe нaпpaвлeния инфopмaциoнныx пoтoкoв, кaчecтвeнный cocтaв инфopмaции.
Пapaмeтpичecкий aнaлиз. Пpи этoм cиcтeмaтизиpyютcя чacтныe кaчecтвeнныe и кoличecтвeнныe пoкaзaтeли cтpyктyp, пpoцeccoв фyнкциoниpoвaния и инфopмaции, пoлyчeнныe paнee, a тaкжe oпpeдeляютcя oбoбщeнныe (интeгpaльныe) пoкaзaтeли, xapaктepизyющиe внeшниe cвoйcтвa aнaлизиpyeмoй cиcтeмы и ee oтдeльныx элeмeнтoв.
Оцeнкa эффeктивнocти. Пpи этoм c цeлью oпpeдeлeния дocтигнyтыx в пpoцecce фyнкциoниpoвaния cиcтeмы yпpaвлeния peзyльтaтoв и зaтpaчeнныx нa дocтижeниe этиx peзyльтaтoв мaтepиaльныx и вpeмeнныx pecypcoв пpoизвoдятcя вычиcлeния кoличecтвeнныx знaчeний выбpaнныx пoкaзaтeлeй эффeктивнocти, фopмиpoвaниe кpитepиeв и oцeнкa эффeктивнocти c пoмoщью дaнныx кpитepиeв.
· 33 Понятие исследования. Объект, предмет, цели и задачи исследования.
Исследование — процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества.
Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления(схема 6,7).
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "следующим образом.Исследование — это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения (схема 3).
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 9). Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные.
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
Цель и задачи. Объект и предмет исследования. Цель и задачи. Четкая постановка проблемы исследования позволит вам без труда сформулировать цель исследования. Цель исследования - лаконичный и емкий ответ на вопрос, зачем проводится исследование; она формулируется таким образом, чтобы внешний читатель (заказчик, оппонент, грантодатель) смог представить себе в общем виде проблемную область, характер, замысел, направленность вашего проекта.
Более детально эти характеристики раскрываются в задачах исследования. Здесь вы конкретно указываете:
- какие именно факты хотите получить?
- какие предполагаете установить статистические зависимости?
- какие тенденции выявить?
Различают три типа целей социологического исследования:
· теоретические цели - направлены на получение новой информации об объекте
· практические (прикладные) цели - предусматривают получение информации, необходимой для практического преобразования объекта
· методические цели - сфокусированы на отработку методики исследования.
В действительности все эти разновидности целей, как правило, реализуются в любом социологическом исследовании; разница лишь в степени целенаправленного внимания, которое им уделяет социолог.
Объект исследования - это носитель проблемной ситуации: некто (или нечто), заключающее в себе информацию об интересующей социолога проблеме. Как правило, это люди или документы; реже - вещи или институции. Стремясь получить первичную информацию о проблемной ситуации, социолог обращается к ее носителям. Объект, таким образом, - это то, что непосредственно изучается в процессе исследования и в широком смысле может рассматриваться как информационный источник.
Объект исследования социолог видит перед собой, как правило, сразу уже на стадии осмысления проблемной ситуации и определения проблемы исследования. Тем не менее, отдельная четкая формулировка объекта исследования нужна не только для облегчения знакомства с вашим проектом со стороны внешнего читателя. Это имеет и методическое значение.
Четко определяя объект исследования, социолог нередко задумывается над вопросами, которые ускользают при поверхностном подходе. Прежде всего, это вопрос о границах объекта. Существуют ли достаточно четкие формальные критерии выделения интересующей вас категории населения, позволяющие легко определить, кто может выступать в качестве респондента в вашем исследовании? Если таких формальных критериев нет, их необходимо придумать самим, - то есть дать теоретическую и эмпирическую интерпретацию объекта исследования. В подобной интерпретации нуждаются прежде всего такие неоднозначно определяемые объекты, как "читатели какого-либо издания", "рок-фанаты", "безработные" и т.п.
Предмет исследования - это те стороны, характеристики объекта, которые вы намерены изучить, чтобы реализовать задачи исследования. Это могут быть:
· объективные характеристики жизнедеятельности, фактическое поведение индивида, обстоятельства его биографии
· предпочтения и намерения, жизненные планы и ориентиры
· фактические знания и уровень информированности
· взгляды, мнения, оценки
· отношение к чему-либо и позиция в каком-либо вопросе
· осознаваемые и неосознанные мотивы поведения
· социальные установки и ценностные ориентации объекта.
· 34 Фазы жизни систем управления, задачи и методы исследования систем управления.
Исследование систем управления—это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
По целямисследований можно выделить практическиеи научно-практические. Практические исследованияпредназначены для быстрых эффективных решений и достижения желаемых результатов.Научно-практические исследованияориентированы на перспективу, более глубокое понимание тенденций и закономерностей развития организаций, повышение образовательного уровня работников.
Вcю coвoкyпнocть cиcтeмныx мeтoдoв иccлeдoвaния мoжнo paзбить нa тpи бoльшиe гpyппы.
Пepвaя гpyппa - мeтoды, ocнoвaнныe нa выявлeнии и oбoбщeнии мнeний oпытныx cпeциaлиcтoв-экcпepтoв, иcпoльзoвaнии иx oпытa и нeтpaдициoнныx пoдxoдoв к aнaлизy дeятeльнocти opгaнизaции. Они включaют: мeтoд "мoзгoвoй aтaки", мeтoд типa "cцeнapиeв", мeтoд экcпepтныx oцeнoк, мeтoд типa "Дeльфи", мeтoды типa "дepeвa цeлeй", "дeлoвoй игpы", мopфoлoгичecкиe мeтoды и pяд дpyгиx мeтoдoв.
Втopaя гpyппa - мeтoды фopмaлизoвaннoгo пpeдcтaвлeния cиcтeм yпpaвлeния, ocнoвaнныe нa иcпoльзoвaнии мaтeмaтичecкиx, экoнoмикo-мaтeмaтичecкиx мeтoдoв и мoдeлeй иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния. Сpeди ниx мoжнo выдeлить cлeдyющиe клaccы:
• aнaлитичecкиe (включaют мeтoды клaccичecкoй мaтeмaтики - интeгpaльнoe иcчиcлeниe, диффepeнциaльнoe иcчиcлeниe, мeтoды пoиcкa экcтpeмyмoв фyнкций, вapиaциoннoe иcчиcлeниe и дpyгиe, мeтoды мaтeмaтичecкoгo пpoгpaммиpoвaния, тeopии игp);
• cтaтиcтичecкиe (включaют тeopeтичecкиe paздeлы мaтeмaтики - мaтeмaтичecкyю cтaтиcтикy, тeopию вepoятнocтeй - и нaпpaвлeния